Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rus.yaz_.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте

УМК «Школа России», 4 класс

(Учебник «Азбука» 2ч. В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшина с 15-16)

Организационно- деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс: 4

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Безударное падежное окончание имен прилагательных в единственном числе»

Цель: организация деятельности обучающихся для первичного восприятия, усвоения, осмысления и закрепления первичных знаний о правописании безударного окончания имен прилагательных в единственном числе и закрепления первичных знаний проверки правописания безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе

Задачи урока:

Образовательные: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о правописании безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе

Развивающие: способствовать развитию связной речи, наглядно-образного и словесно-логического мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку;

Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые УУД:

Личностные: формирование позитивного отношения к предмету, положительной мотивации к учебной деятельности, интереса к русскому языку;

Метапредметные:

Познавательные: развитие умения составлять целое из его частей, понимать знаки, символы; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать; расширение словарного запаса.

Регулятивные: развитие умения выполнять учебные действия: ставить цель и задачи урока; развитие самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя

Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать речь других, работать в коллективе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, умение участвовать в диалоге на уроке; адекватно реагировать на замечания учителя; умение участвовать в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре, в группе).

Предметные: умение применять орфографическое правило правописания безударного падежного окончания имен прилагательных в единственном числе; закрепление орфографического правила; совершенствование культуры речи, обогащение словарного запаса;

Основные образовательные ресурсы: учебник Горецкого В. Г. и др.

Содержательный компонент урока:

Ход урока

I. Организация начала урока

1. Приветствие

У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня, Арина Викторовна.

2. Проверка готовности к уроку

Проверяем готовность к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал.

3. Мотивация к учебной деятельности

У.: Нужно назвать имя, фамилию одноклассника, подобрать такое имя прилагательное, которое называет его положительное качество.

У.: Послушаем комплименты.

О.: Цепочкой говорят положительные качества

У.: Получили хорошее настроение?

О.: Да!

У.: Готовы плодотворно поработать на уроке?

О.: Да!

II. Актуализация умений и знаний

На доске

ая ой ее ый ое яя ий

У.: Что это такое? Что обозначают эти буквосочетания?

О.: Окончания имён прилагательных в единственном числе.

У.: О чём ещё говорят вам эти окончания? Распределите их на группы на какие группы можно их распределить?

Работа в парах

О.: 1гр. Окончания имён прилагательных женского рода.

-ая , -яя

2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода.

-ий, -ый, -ой

3 гр. Окончания имён прилагательных среднего рода

-ое, -ее.

У.: Чья пара при выполнении задания встретила затруднение?

У.: Вы прослушали ответы. Теперь вам всё понятно?

О.: Да.

У.: Какие бывают окончания имён прилагательных?

О.: Ударные и безударные.

4. Формулирование темы и цели урока. Построение плана действий на уроке.

У.: Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока?

О.: Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

У.: Как вы думаете, какова цель нашего урока?

О.: Учиться правильно писать безударные падежные окончания прилагательных

У.: Верно, но для того, чтобы достичь цели, наверное, нужно чему-то придерживаться, как вы думаете, чему?

О.: Нам необходимо придерживаться плану на уроке.

У.: Составим план, по которому будем действовать на уроке.

#1042;спомнить, что такое прилагательное

#1059;знать, способы проверки безударных окончаний имён прилагательных.

#1059;чить выполнять упражнения по выбору окончаний имён прилагательных индивидуально и в группе.

У.: Перейдем к выполнению первого пункта плана

У.: Сыграем в игру «Задавай-ка!» Задаём друг другу вопросы по изучаемой теме.

1. Что такое имя прилагательное?

О.: Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?», «чья?», «чьё?», «чьи?».

2. Для чего нужны прилагательные?

О.: Прилагательные нужны для обозначения признака предмета, а также для того, чтобы наша речь была красивее, выразительной….

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

О.: Имя прилагательное связано с именем существительным

4. Какая связь?

О.: согласование в роде, числе и падеже

5. Каким членом в предложении бывает имя прилагательное?

О.: Имя прилагательное в предложении бывает определением.

У.: Что еще вы можете сказать об имени прилагательном?

О.: Имена прилагательные изменяются по падежам. Бывают мужского, женского, среднего рода; единственного и множественного числа. Имена прилагательные могут быть употреблены в полной и краткой формах.

У.: Как вы думаете, какие способы проверки безударных окончаний имён прилагательных вы можете назвать?

У.: Разберем на примере ПО СИЛЬНОМУ МОРОЗУ (ВОСПРИЯТИЕ)

Как определить и проверить какое окончание нужно писать у имени прилагательного?

О.: …

У.: Мы не знаем как писать окончание прилагательного, но что мы вспоминали с вами? Это же словосочетание, значит главное слово существительное зависимое прилагательное, а это значит?

О.: Это значит, что прилагательное связано с существительным

У.: А как оно связано?

О.: Оно согласуется в роде, числе и падеже

У.: А это значит?

О.: Что падеж, род и число прилагательного будет такое же как и существительного

У.: Значит, как мы должны определить окончание? Определить падеж, число, род у сущ., значит все то же самое будет и у прил.

У.: Потом что? Наверное, посмотреть какое окончание в этом падеже и роде бывает у прилагательное

О.: да

У.: Для этого у нас есть табличка, но что делать если нет таблицы рядом?

О.: ….

У.: Если это словосочетание, значит есть зависимое и главное слово?

О.: да

У.: А как определить главное и зависимое слово?

О.: Поставить вопрос

У.: Верно, молодцы. Поставьте вопрос.

О.: По какому?

У.: Смотрим на окончание вопроса

О.: ому

У.: Значит и у прилагательного будет такое же окончание…

У.: Итак, давайте проверим правильно ли мы с вами разобрались с этим…

АЛГОРИТМ (ОСМЫСЛЕНИЕ)

У.: Читают, проверяют

У.: Давайте подумаем и составим алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Карточка с заданием.

О багрян… заре, от бер…жлив… хозяина, в прекрас…ном настроении, за б…льн… сестрой, от в…твист… дер…ва, перед к…пустн… гря…кой, в медн… т…зу, от кисл… м…л…ка, с заботлив… …тцом.

Карточка с заданием.

О багрян… заре, от бер(е/и)жлив… хозяина, в прекрас(_/т)ном настроении,, за б(о/а)льн… сестрой, от в(е/и)твист… дер(е/и)ва, перед к(о/а)пустн… гря(д/т)кой, в медн… т(о/а)зу, от кисл… м(о/а)л(о/а)ка, с заботлив… (о/а)тцом.

У.: Распределите словосочетания по группам, ориентируясь на падеж существительных и прилагательных; вставьте буквы; выделите окончания прилагательных.

У.: Распределите словосочетания по группам, ориентируясь на род существительных и прилагательных; вставьте буквы; выделите окончания прилагательных.

У.: Проверим, объясните, как вы писали окончания?

У.: Оцените свою работу с помощью критериев оценки.

Нет ошибок

3 б.

1-2 ошибки

2 б.

3-4 ошибки

1 б.

Больше 4 ошибок

0 б.

Тест: выбери правильный ответ. (УСВОЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

#1048;мя прилагательное – часть речи, которая:

а) обозначает признак предмета, но как предмет;

б) обозначает признак предмета;

в) обозначает действие или состояние;

2. Указать имена прилагательные:

а) бледнеть;

б) бледноватый;

в) бледнота;

3. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;

б) числа;

в) рода;

4. Указать имена прилагательные с окончанием –ая:

а) дальн… дорога

б) осенн… грязь

в) лучш… ученица

5. Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:

а) у син… реки

б) свеж… карп

в) свеж… зеленью

6. Укажите, в каких словах пишется окончание –ей:

а) зимн… сон

б) зимн… погодой

в) вечерн… звон

Проверь себя: Б, Б, А, В, В, Б.

У.: Как вы определили окончания прилагательных?

О.:

У.: Откроем учебники и посмотрим способы проверки правописания окончаний…стр 16

Вывод: Как проверить правописание безударного падежного окончания имен прилагательных? (По вопросу.)

V. Закрепление открытых умений, знаний.

Здесь нам надо выполнить творческое задание сочинительского характера. Надо составить рассказ, выполнив требование – поставить словосочетания в нужный падеж.

Подсказка:

Морозная зима – И.п. морозная зима

Белое покрывало – Т.п. белым покрывалом

Снежный наряд – П.п. в снежном наряде

Весёлая детвора – Д.п. весёлой детворе

Ледяная горка – Р.п. с ледяной горки

Забавный снеговик – В.п. забавного снеговика

Скользкий лёд – Д.п. по скользкому льду

VIII. Итог урока. Рефлексия

Рефлексия

У.: Сегодня урок был(а) (Т.п.) интерсн…/ скучн…

Я был(а) (И.п.) активн…/ не активн…

Моя работа на уроке была (Р.п.) плодотворн…/ не плодотворн…

Общее количество баллов

Отметка

7 б.

«5»

6-5 б.

«4»

4-3 б.

«3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...