Урок русского языка "Имя существительное", 2 класс
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Соловьева Марина Анатольевна

Цель: познакомить обучающихся с понятием "имя существительное".

1. Учить отличать предмет и слово, как обозначение предмета;

2. Учить задавать вопросы к именам существительным;

3. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_imya_sushchestvitelnoe.docx76.84 КБ

Предварительный просмотр:


«Имя существительное»

(2 класс, по программе «Школа России»)

Цель: формировать понятие об имени существительном.

Задачи:

1. Учить отличать предмет и слово, как обозначение предмета;

2. Учить задавать вопросы к именам существительным;

3. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать.

  1. Орг. момент

У: Проверьте, все ли необходимое лежит у вас на столах.

У: Каким должен быть настоящий ученик?

О: Серьезным, внимательным, дисциплинированным.

Ножки как стоят? (Вот так…)

Спинки как стоят? (Вот так…)

Ручку как держим?  (Вот так…)

Учащиеся сопровождают свои слова действиями, показывающими как должны стоять ножки, спинки, как держать ручку.

  1. Минутка чистописания

У: На доске девиз нашего урока. Прочитайте.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

У: Что это?

У: Как понимаете пословицу?

У: Какая буква чаще всего повторяется в этой пословице?

У: Её написание мы и будем повторять.

Е е  Е е  Е е

      3. Словарная работа

Следующий этап - словарная работа. Для чего мы ее проводим?

О: Чтобы повторить изученные орфограммы.

Словарный диктант по картинкам

У: На экране будет иллюстрация, ваша задача - записать слово, обозначающее этот предмет.

Проверка в парах

У: Обменяйтесь тетрадями в парах. Возьмите простой карандаш. Проверьте работу своего соседа.

нет ошибок - 5

1 ошибка - 4

2-3 ошибки - 3

4-5 - ошибок - 2

У: Обменяйтесь снова тетрадями.

     4.  Введение в тему

У: Прочитайте еще раз слова.

У: На какие две группы их можно распределить? (кто? и что?)

Учитель вывешивает вопросы (КТО? и ЧТО?)

У: Давайте зададим вопрос к каждому из данных слов.

У: А теперь откройте учебники на странице 44 и прочитайте, как называются такие слова.

О: Имена существительные.

5. Целеполагание

У: Какую цель урока поставим?

О: Изучить, что такое имя существительное.

У: Научимся задавать вопросы к данным словам.

На доске:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СУЩИЙ

СУЩНОСТЬ

У: Слово «существительное» произошло от слов «сущий» и «сущность».

У: Давайте найдём в словаре определение слова «сущность».

Поиск по словарю

О: …..

У: Найдём в словаре слово "существительное".

Поиск по словарю

О: …

У: Давайте сверим определение с учебником на странице 45. Прочитайте про себя.

Вслух читает один ученик.

У: Так что же такое имя существительное?

О: Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Физ. минутка

У: Учебник, с 44 упр.74. Рассмотрите иллюстрации.

У: Назовите предметы.

У: Задайте вопрос к каждому из этих слов.

У: Как называются эти слова? Докажите.

     6. Работа по теме

У: С.45 упр.75. Прочитайте.  Запишите упражнение 75.

У: Что необходимо выполнить?

О: Сгруппировать слова.

Запись в тетрадь с комментированием.

Люди (кто?) учитель, школьник, ребята, врач.

Животные (кто?) верблюд, пчела, окунь.

Растения (что?) земляника, ромашка, осина.

Одежда (что?) платье, пальто, костюм.

У: Что могут обозначать имена существительные?

О: Явления природы, людей, животных, различные предметы и т.д.

Игра «Определи существительное»

У: Если я назову имя существительное, то вы хлопаете. Если это не имя существительное – вы топаете.

слон

бежать

смотреть

юла

снег

ученик

цветок

говорить

солнце

Работа в группах

У: Работа в группах.  Ваша задача - определить, какие слова в данных группах не являются именами существительными. Эти слова зачеркнуть.

1 команда - бежать, окно, снег, мороз, смеяться.

2 команда - ходить, лодка, дождь, читать, ехать.

3 команда - машина, соловей, мастерить, петь, дети.

4 команда - сапоги, улица, работать, завод, ягодный.

5 команда  - берёза, ворона, летать, обедать, молоко.

6 команда - магазин, покупать, карандаш, собака, говорить.

Один из представителей команд выходит к доске и зачитывает лишние слова.

Физ. минутка

У: А сейчас мы отправимся с вами в путешествие по островам. Раз мы отправимся путешествовать на самолёте, то я буду стюардессой (учитель завязывает себе на шее шарфик).

C:\Users\55555\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190929_185927.jpg

У: Рассмотрите карты у вас на столах. Куда мы отправимся?

О: Это будет путешествие по островам.

У: Сколько островов мы посетим?

О: 4 острова.

У: Найдите первый остров на нашей карте.

У: Пристегните ремни безопасности, наш самолёт начинает взлетать.

Звучит звук самолёта. Дети разводят руки в стороны.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ОСТРОВ

Сигнал.

Внимание, внимание. Дамы и господа, наш рейс 28 2В  по маршруту Норильск – Математический остров совершил посадку. Просьба оставаться на своих местах до окончания урока.

У: На этом острове нам нужно будет решить задачу. Прочитайте её.

Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, 6 м пробежала по траве, затем взобралась на пальму высотой 4 м. Какой путь проделала Мартышка? (15 м)

У: Какой же путь проделала Мартышка?

О: 15 м.

У: Назовите героев задачи.

О: Попугай, Мартышка, Удав.

У: Как одним словом можно их назвать?

О: Животные.

У: На какой вопрос отвечают эти слова?

О: Кто?

У: Запишите персонажей в своей карте, на 1 острове.

У: Докажите, что это имена существительные.

О: ...

У: Значит, имена существительные обозначают кого?

О: Животных.

У: Найдите на карте второй остров. Готовы лететь?

Звук самолёта, дети раскрывают руки в стороны.

ОСТРОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Внимание, внимание. Дамы и господа, наш рейс 28 2В по маршруту Математический остров – остров окр. мира  совершил посадку. Просьба оставаться на своих местах до полной остановки самолёта.  

Замените одним словом и запишите

Движение воздуха - .... (ветер)

Буря на море - ... (шторм)

Сильный ветер со снегом - ... (метель)

Ненастье с громом и молнией - ...  (гроза)

У: Прочитайте вслух записанные слова.

У: На какой вопрос они отвечают?

О: Что?

У: Докажите, что это имена существительные.

О: ...

У: Что могут обозначать имена существительные?

О: Явления природы.

У: Найдите на карте третий остров. Полетели?

Звук самолёта, дети раскрывают руки.

ОСТРОВ ИЗО

Внимание, внимание. Дамы и господа, наш рейс 28 2В  по маршруту остров окр.мира – остров ИЗО совершил посадку. Просьба оставаться на своих местах и соблюдать дисциплину.

На экране иллюстрация.

У: Рассмотрите картину.

У: Что вы чувствуете, глядя на неё?

О: Спокойствие, умиротворение, восхищение.

У: На какой вопрос отвечают эти слова?

О: Что?

У: Что же могут называть имена существительные?

О: Чувства.

ОСТРОВ ТЕХНОЛОГИИ

У: Найдите на карте последний остров. Полетим туда?

Звук самолёта, дети раскрывают руки в стороны.

Внимание, внимание. Дамы и господа, наш рейс 28 2В  по маршруту остров ИЗО - остров технологии  совершил посадку. Просьба оставаться на своих местах до звонка.

На экране аппликация.

У: Рассмотрите. Что это?

О: Аппликация.

У: Запишите четыре любых предмета, необходимых для изготовления данной аппликации.

У: Какие слова записали?

У: На какие вопросы отвечают эти слова?

О: Что?

У: Что могут называть имена существительные?

О: Предметы.

 

У: Пора возвращаться обратно в школу. Пристегните ремни безопасности, полетели.

Звук самолёта, дети раскрывают руки в стороны.

У: Ребята, как вы думаете, имя существительное - это важная часть речи?

Работа в парах.

У: Прочитайте текст.

        Ярко светило _____________. На ______________ не было ни одного __________________. ________________весело играл. Вдруг прогремел ________________ и полил ____________. ______________ побежал прятаться.

Слова для справок: солнце, небе, облака, щенок, гром, дождь, щенок.

У: Все ли в нем понятно?

У: Чего не хватает?

У: Исправьте текст. Запишите необходимые имена существительные.

У: Имя существительное - это древнейшая часть речи. Почти каждое слово - это имя существительное. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.

     7. Итог

У: Что нового узнали на уроке?

У: Что закрепили?

    8. Рефлексия

У: Оцените свои достижения на уроке с помощью смайлика.

У: Какие затруднения возникли? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Урок русского языка 4 класс. "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.– Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных....