Что такое обращение?
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Борисов Олег Владимирович

Русский язык 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chto_takoe_obraschenie.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОС: Школа России

Тема: Что такое обращение?

Тип урока: открытие новых знаний

Цель:

Содержательная: знакомство с понятием  обращение,  усвоение его роли в предложении, знаков препинания при обращении.

Деятельностная: формирование умения находить обращение в тексте, составлять предложения с обращением.

Оборудование: учебник, слайды презентации, раздаточный материал, иллюстрации

Образовательные ресурсы: Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – (Школа России). – С. 24-26

План урока

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Эмоциональный настрой. Работа со слайдом презентации

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Чтение диалогов по ролям

2.2. Беседа по вопросам

2.3. Списывание текста

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Наблюдение за фактами языка

5.2. Самостоятельное формулирование правила

5.3. Работа с правилом

5.4. Составление алгоритма применения правила

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Пунктуационный разбор предложений (упр.35)

6.2. Списывание с расстановкой знаков препинания.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у обуча-ющихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята.

1.2. Эмоциональный настрой. Работа со слайдом презентации.

- Ребята, прочитайте слова на слайде.

- Из какого произведения эти слова?

- Чему учит Муравей Стрекозу?

- Ребята, я тоже хочу, чтобы вы сегодня на уроке были трудолюбивыми, усидчивыми, терпеливыми.

Приветствуют учителя

Читают слова: «Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»

Отвечают на вопросы

Настраиваются на работу

Визуаль-

ный внешний контроль за готовно-стью детей к уроку

Л1,  Л4

К1,  К2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2.1. Чтение диалогов по ролям (упр. 34)

- Ребята, а кто из вас помнит, что такое диалог?

- Откройте, пожалуйста,  учебник на странице 24-ой. Почему предложения записаны через ТИРЕ?

- Прочитаем диалоги по ролям.

- Какой диалог вам показался интереснее?

- Определите, какой рисунок к какому диалогу относится?

2.2. Беседа по вопросам

- Какие предложения по цели высказывания используются в диалоге?

- Какие предложения по интонации вы знаете? Приведите примеры из текста.

- К кому обращаются участники диалога?

2.3. Списывание текста

- Ребята, спишите диалог, который вам понравился. Подчеркните слово, называющее лицо, к которому обращена речь.

Уч-ся отвечают, что это разговор двух или более лиц.

Открывают учебник. Отвечают, что  это реплики

Читают диалоги по ролям выразительно.

Отвечают на вопросы:

Повествовательные (зачитывают их), вопросительные, побудительные.

По интонации бывают восклицательные и невосклицательные

Уч-ся списывают диалог, подчеркивают обращение

Фрон-тальный

устный опрос

Самокон-троль

Пр2

Пр2

 Пр3

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний.

- Какие слова вы подчеркнули?

- Как эти слова отделены от других слов в предложении?

- Какие вопросы у вас возникают?

- Чего мы с вами не знаем?

- Чего не умеем?

- Ребята, прочитайте сведения на странице 24-ой. Как называются эти слова?

- Кого они называют?

Дети отвечают:

- Слова «Петя», «мама», «Игорек», отделены от других запятыми.

Мы не знаем, как они называются, почему они отделяются запятыми.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Ребята, прочитайте тему урока.

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

- Что мы должны узнать? Чему научиться?

- Что мы для этого будем делать?

- Правильно, ребята, сегодня на уроке мы должны 1) усвоить понятие «обращение»; 2) научиться его находить; 3) составлять предложения с обращением, выделять его запятыми.

Читают тему урока(Что такое обращение?)

Формулируют цели УД,

способы и средства их реализации

Р1, Р2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Наблюдение за фактами языка

- Давайте еще раз прочитаем слова из басни И.А.Крылова. Что интересного вы заметили?

Как муравей обращается к Стрекозе? Как выделяется это слово?

5.2. Самостоятельное формулирование правила

- Сформулируйте правило, что такое ОБРАЩЕНИЕ

5.3. Работа с правилом

- Давайте сверим наши выводы с правилом учебника на странице 25-ой.

- Прочитайте правило, составьте вопросы товарищу по новому правилу? Поработайте в парах.

- Ребята, как вы думаете, почему правило проиллюстрировано тремя примерами?

- Чем выражены обращения? Словом или словосочетанием? Одушевленным или неодушевленным именем существительным?

- Как называется прием, когда неодушевленный предмет описывается как живой?

5.4. Составление алгоритма применения правила

- Исходя из правила, составьте алгоритм, как найти обращение?

- С какой интонацией мы читаем слово или слова. называющие того, к кому обращена речь?

Учащиеся читают слова, находят обращение, отвечают на вопросы.

Формулируют правило.

Работают в парах. Отвечают на вопросы: что такое обращение? Как отделяется обращение от других слов?

- Обращение может быть выражено сущ. собственным, слово-сочет., неодуш.  сущ.

- Прием называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ

1) в предложении есть слово,  называющее лицо, к кому обращена речь; 2) оно выделено запятой; 3) выделяется голосом, интонацией обращения.

Взаимо-контроль

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1. Пунктуационный разбор предложений (упр.35)

- Ребята, что мы с вами сейчас делали? С чем знакомились?

- Теперь мы должны проверить себя, сумеем ли мы найти обращение в тексте, используя наш алгоритм.

Выполним упражнение 35.

- Что изображено на рисунке к упражнению? Почему?

- Что мы должны сделать? Прочитайте задание?

- Как мы будем определять знаки препинания в конце предложения?

- Прочитайте предложения (жужжащее чтение), определите интонацию. Какие знаки препинания вы поставите?

- Назовите обращения. Где они стоят? Как выделяются?

6.2. Списывание с расстановкой знаков препинания.

- Ребята, спишите предложения, ставя нужные знаки препинания. Обращения подчеркните. Работаем в парах.

- К доске пойдет …и запишет предложения под цифрами 1 и 2. Как найти обращение?

- Проверим выполнение.

Уч-ся отвечают: работали с правилом, узнали, что такое обращение.

Отвечают: Рисунок к сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне…», наверное, потому,  что в упражнении будут предложения из сказки.

Отвечают на вопросы.

Само-контроль

Индиви-дуаль-ный

Само-анализ

7. Этап самостоя-тельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация  нового способа действия и исполнительская реф-лексия достижения цели пробного учебного дей-ствия, применение ново-го знания в типовых заданиях.

Самостоятельная работа по карточкам.

- Ребята, а теперь самостоятельно выполните задание. Но обращения там нет. Его нужно вставить в предложение.

- Скажите, где оно может стоять?

- Проверим выполнение. Прочитайте свои предложения, голосом выделяя обращение.

- Чему мы учились, выполняя это задание?

- Кто испытывал затруднение?

Письменный опрос

                  Дидактические задачи:

1 Определять значение слова в тексте.

2 Определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

3 Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.

4 Находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила.

5.Правильно списывать слова и предложения, тексты объёмом не более 70 слов.

6 Находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки.

7 Понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию.

8 Формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения).

9 Строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям)

соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты.

10 Определять тему текста и основную мысль текста.

11 Объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия.

Развивающие:

1.Сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых

единиц (частичная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых

единиц.

2.Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы.

3.С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации.

4.Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

5.Устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;

                  Воспитательные задачи:

1. Стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2. Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Планируемые результаты:

Предметные:

1 Определяет значение слова в тексте.

2 Определяет вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

3 Находит главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.

4 Находит место орфограммы в слове и между словами на изученные правила.

5.Правильно списывает слова и предложения, тексты объёмом не более 70 слов.

6 Находит и исправляет ошибки на изученные правила, описки.

7 Понимает тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию.

8 Формулирует простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения).

9 Строит устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) соблюдением

орфоэпических норм, правильной интонации; создаёт небольшие устные и письменные тексты.

10 Определяет тему текста и основную мысль текста.

11 Объясняет своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия.

Личностные:

1Стремится к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознаёт важность

русского языка как средства общения и самовыражения;

2Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе

познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Познавательные:

1Сравнивает различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливает основания для сравнения языковых

единиц (частичная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливает аналогии языковых

единиц;

2С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;

3Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;

1.Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;

2.Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;

3.Ответственно выполняет свою часть работы;

4.Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Коммуникативные:

1Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

2Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....