Конспект урока русского языка "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шабанова Ирина Викторовна

Тема: «Имя существительное».

Тип урока:  урок-открытие нового знания

Цель: Познакомить  с именем существительным как частью речи.

Задачи:

- учить различать предмет и слово как часть речи;

- формировать умение различать существительные среди других частей речи, - соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета.

 

     Урок предусматривает следующие методы обучения: по виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- практические (работа с карточками)

по виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

     Основным этапом является этап изучения нового материала. Для эффективности усвоения материала на уроке подобраны вопросы и задания так, чтобы учащиеся самостоятельно делали нужные выводы. Проблемно - поисковые методы способствуют формированию мышления, развивают речь, познавательный интерес. Материал к уроку был подобран таким образом, что задания не давались в готовом виде, дети находились в постоянном поиске.

       Для проверки сформированности языковой и коммуникативной грамотности обучающихся, на этапе  закрепления использованы разноуровневые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_imya_sushchestvitelnoe.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема «Имя существительное»

Цель: Познакомить обучающихся с именем существительным как частью речи.

Задачи:

  1. Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;
  • определять у имени существительного значение;
  • соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;

Метапредметные :

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уроке;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные:

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Тип урока: урок-открытие нового знания.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2. Актуализация  знаний

Запиши в тетрадь словарные слова по их значению:

1) Синоним к слову друг.

2)Инструмент, которым рубят дрова.

3)Сельскохозяйственная техника.

4)Школьная принадлежность для письма, бывает в клетку или в линейку.

5)Городской наземный транспорт, двигающийся по рельсам, работающий от электричества.

6)Городской наземный транспорт, двигающийся на колесах по дороге, работающий от электричества.

- Проверьте написание по словарю в конце учебника.

3. Формулирование темы и учебных целей урока

- Чем похожи эти слова?

- Всё ли мы о них знаем?

- А знаете ли ты, как называется часть речи, к которой относятся слова-предметы?

- Какая проблема возникла?

- Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке? 

познакомимся с новой частью речи;

узнаем, на какие вопросы она отвечает и что обозначает;

научимся распознавать ее среди других слов.

4. Изучение  новых  знаний, необходимых  для  формирования  умений

К. с 76

- Прочитайте слова профессора Самоварова – 1 абзац

- К какой части речи относятся данные слова?

- Правильно!  Это имена существительные.

- Сможете ли вы сформулировать правило «Имя существительное»?

- Я слово удивительное,-

Сказало существительное.

Обозначаю я предмет,-

Всему опора спору нет:

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города.

Заводы, люди и планеты-

Всё это разные предметы.

Значит, я всех важней,

Значит, я всех, всех нужней!

               ( П. Чесноков)

- На какие две группы можно разделить наши словарные слова?

- Прочитайте слова профессора Самоварова – 2, 3 абзац

- Выполним тест.          

http://LearningApps.org/watch?v=p0ej7kg7k17 

- Как вы думаете, слова названия растений к какой группе имен существительных относятся?

- Прочитаем, что нам об этом расскажет профессор Самоваров (чтение текста стр. 79 учебника)

5. Физкультминутка

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

 6. Формирование, закрепление  первичных  умений и  применение их в  стандартных   ситуациях  по   аналогии

1) Работа в паре по карточкам

1 карточка: Аллея, капуста, мальчик, осина, народ, солдат, огурец, заяц.

2 карточка: Платок, сорока, лопата, стакан, лягушка, мороз, отец.

Задание:

1 вариант - выписать одушевлённые существительные

2 вариант - выписать неодушевлённые существительные

(Проверка выполнения задания вслух)

2) Самостоятельная работа

Стр. 77, упр. 100, 101

Что? Молоток, тиски, клещи, напильник, ножовка, сноровка

Кто? Олень, лев, барсук, рысь, медвежата

3) Выполнение заданий разного уровня сложности

- У вас на столах лежат карточки. Оцените свои силы, выберите ту, с которой справитесь, выполните задание.

1 уровень сложности:

- Допишите предложения. Как называются слова, которые написали?

Была зима. Выпал пушистый __________. Люди сидели в домах и топили ____________.

2 уровень сложности:

- Распределите существительные на 2 группы – одушевлённые и неодушевлённые.

Мачеха, подснежник, падчерица, корзинка, месяцы, поляна, старик.

3 уровень сложности:

- Выпишите из текста существительные.

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Проверка выполнения работ (самооценивание)

7. Итог урока

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

– Достигли мы заданной цели?

– Какую часть речи мы изучали?

– Что вы знаете об имени существительном?

8. Рефлексия учебной  деятельности

– Пришло время оценить вашу работу.

Закрасьте нужным цветом один смайлик.

Продолжите предложения:

Мне на уроке было…

Я понял, что…

У меня получилось …

Я научился …

9. Домашнее задание: стр. 79, упр. 103

https://tests.dnevnik.ru/?test=310304&view=details&context=school


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Лексико-грамматические признаки существительного. Существительные, называющие предмет, явление природы, действие, признак.Цели урока: совершенствовать знания у...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...