Рабочая программа по родному русскому языку для учащихся 4 класса "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Деянова Татьяна Николаевна
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2 Содержание учебного предмета  «Родной русский язык»
3. Тематическое планирование
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_r.r._yazyk_4_klass_.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №22 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ имени Василия Тезетева»

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО                         УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО                  зам.директора по УВР                      Директор  школы

учителей начальных                        ________________                           ________________

классов                                              М.Н. Иванова                                  Н.П. Мельникова

Протокол № 1                              «30» 08.2023 г.                  Приказ №138от30.08.2023г.

от «30» 08. 2023 г.                                        

____ Томнатова Г.Г..

Рабочая программа по родному русскому языку

Наименование учебного предмета: родной русский язык

Класс: 4А, 4Б, 4В

Уровень общего образования: начальное общее образование

Учителя: Томнатова Галина Геннадьевна, Любаева Марина Валентиновна, Деянова Татьяна Николаевна

Срок реализации программы: 2023-2024 учебный год

Количество часов по учебному плану: 34 учебные недели, 17 ч. в год, в неделю 0,5 ч.

Планирование составлено на основе:

- основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 22 с углубленным изучением иностранных языков имени Василия Тезетева»;

Учебник: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Родной русский язык. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. М.: Просвещение, 2020г.

Рабочую программу составила     ___________ Деянова Т.Н.

                                                       подпись        расшифровка подписи

Содержание

№ п/п

Название

страница

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2

Содержание учебного предмета  «Родной русский язык»

6

3.

Тематическое планирование

7

I.        Планируемые  результаты  освоения  учебного предмета

Личностные

Ученик научится:

 - идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

 - понимать значение русского языка в процессе получения школьного образования;

 - различать основные нравственно-эстетические понятия.

 - выражать положительное отношение к процессу познания.

 Ученик получит возможность научиться:

- понимать русский родной язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа

- уважительно относиться к родному русскому языку, испытывать гордость за него

 - оценивать свои и чужие поступки.

Метапредметные

Регулятивные

Ученик  научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Ученик  получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Ученик научится:

-ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание;

-предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из  различных источников;

-строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем;

-строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с однородными  членами предложения);

-находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

 -ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-устанавливать аналогии;

Ученик получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей;

Коммуникативные

Ученик  научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнера;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик  получит возможность научиться:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные

Ученик научится:

-осознавать русский родной язык как развивающееся явление, его роль в постижении культуры своего народа, национальное своеобразие, богатства, выразительность;

-распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

-понимать традиционные русские сказочные образы, значения эпитетов и сравнений и особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

-понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильно их употреблять в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

-понимать значение устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

-соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

-соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

-использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

-произносить слова с правильным ударением (расширенный перечень слов);

Ученик получит возможность научиться:

-выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

-проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

-выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

-редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

-использовать учебные толковые словари для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

-владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

-анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

-уместно использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

-строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный текст;

-соблюдать основные нормы русского речевого этикета.

                        II. Содержание учебного предмета, курса

«Русский язык: прошлое и настоящее» (5ч)

Речевые жанры. Этикетные жанры. Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова..

«Язык в действии» (3ч)

Морфология (слово как часть речи). Синтаксис.

 «Секреты речи и текста» (9ч)

Яркие признаки текста. Тема, микротема, основная мысль текста. План и его виды. Стили речи. Типы текстов. Тексты аргументированные и неаргументированные. Абзацные отступы. Опорные конспекты. Деловое и художественное описание. Основные части рассуждения. Аргументы и их структура. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация.

             В тематическое планирование включен модуль «Школьный урок».

Реализация  воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  •   привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в  классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театдискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьниковв рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
  • использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих  деятельность обучающихся, соответствующую требованиям времени.

III. Тематическое планирование с указанием количества часов,

                                                 отводимых на освоение темы.

п/п

                                                  Тема

Количество

часов

Взаимосвязь с

Программой воспитания

Раздел 1.  Русский язык: прошлое и настоящее - 5 ч.

1 триместр

1.1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1

1.2

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

1.3

Красна сказка складом, а песня –ладом.

1

Инсценирование

фразеологизма «Жить как кошка с собакой»

1.4

Красно словцо не ложь.

1

1.5

Язык языку весть подаёт.

1

Раздел 2. Язык в действии: развитие речи – 3 ч.

2.1

Трудно ли образовывать формы глагола.

1

                                                        2 триместр

2.2

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

2.3

Как и когда появились знаки препинания.

1

Раздел 3. Секреты речи и текста – 9 ч.

3.1

Задаём вопросы в диалоге.

1

Игра «Правила этикета»

3.2

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста.

1

3.3

Учимся составлять план текста.

1

                                                       3 триместр

3.4

Учимся пересказывать текст.

1

3.5

Учимся оценивать и редактировать тексты.

1

3.6

Учимся оценивать и редактировать тексты.

1

Творческий конкурс

на тему

«Наши меньшие братья»

3.7

Учимся оценивать и редактировать тексты.

1

3.8

Учимся оценивать и редактировать тексты.

1

3.9

Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и  том же».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку. 1 класс. Школа России. 2020

Программа составлена на основе примерной программы  «Русский родной язык» для 1-4 классов (авторы: О. М. Александрова и др.)...

Рабочая программа по родному (русскому)языку. 1 класс. Школа России.

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса содержит: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое и календарно-тематическое планировани...

Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс Школа России

Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс Школа России...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»3Содержание учебного предмета3-4Тематическое планирование4-6...

Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс школа России

Рабочая программа по родному русскому языку...