Конспект урока русский язык 2 класс "Текст-описание"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ярославцева Ирина Ивановна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tekst-opisanie.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языкапо учебнику Иванова С.В.  (2 класс)

УМК «Начальная школа XXIвека»

Тема «Текст-описание»

Цель:  Создание условий для получения новых знаний о тексте – описании на основе имеющихся представлений.

Задачи:

  • Создать условия для систематизации знаний о тексте- описании.
  • Способствовать развитию образной речи, наблюдательности, памяти.
  • Воспитывать коммуникативность, бережное отношение к природе, окружающей среде.

Планируемые результаты.

Предметные: научатся выделять и обобщать признаки текста – описания, составлять текст –описание.

 Метапредметные:

личностные УУД - вызвать интерес к учебной деятельности; развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость; самоопределение– проявляют ценностное отношение к природному миру.

регулятивные УУД-  предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

познавательные УУД- учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о тексте -описании для решения задач творческого характера.

коммуникативные УУД – учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Тип урока: открытия новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах и парах.

Оборудование: репродукция картины, аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года», карточки«Цветочек знаний


Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.

Организационный этап (мотивации к учебной деятельности)

По предварительному звонку включается музыка П.И. Чайковского времена года.

 Ребята, к нам на урок пришло много гостей. Как воспитанные учащиеся встретим их молчаливым приветствием. Тихо сели. Это ещё не все гости, один задерживается. Вы её не видели, но о своем приходе она нам уже сообщила. Кто понял, о чем это я говорю?

Кто же этот таинственный гость?

Приветствие. (кивок головы)

Весна

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные:

-самоопределение.

II.

Актуализация знаний

- Ребята, какое качество помогло нам отгадать кто к нам пришел?

– Это качество сегодня на уроке нам будет особенно необходимо, а почему я так сказала вы ответите в конце урока?

– Какими мы ещё должны быть, какие умения развивать, чтобы вы на уроке были успешными?

– Вот мы с вами поставили задачи на урок.

А вот и наша гостья! Она пришла к нам не с пустыми руками, принесла подарок. Вы догадаетесь, что это, когда прочтете то, что написано у вас на листах.

(внимательность)

(Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь, анализировать.)

Коммуникативные:

-умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

III.

Подготовка к активному восприятию и усвоению материала, постановка проблемы

-Какой подарок принесла нам весна?

-Как вы это определили?

Докажите, что вы прочитали текст.

– Для чего нужны такие тексты?

– Как можно назвать такой тип текста? Это и есть тема сегодняшнего урока.

- Чтобы знания, которые мы с вами сегодня откроем, можно было использовать в дальнейшем.Наш «Цветок» и станет продуктом, который должен получиться в конце урока.

 ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВАЯ:ТЕКСТ-ОПИСАНИЕ.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Работаем в парах. Прочитайте. Выпишите слова с пропущенными буквами, подберите проверочные. Покажите, что готовы работать дальше.

Давайте проверим вашу работу! Какая орфограмма встретилась во всех словах?

ПОДСНЕЖНИК

      Подснежник. Первый весенний цветок.

     Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его фарфоровая чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным.

     Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли.

     Настоящий герой.

в…сенний

цв…ток

св…тилась

осл…пительной

б…лизной

поб…ялся

г…рой

(безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика

Личностные:

-оценка своих поступков, действий, слов.

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

IV.

Первичное усвоение новых знаний

физминутка

Основной целью этапа  является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-  Послушайте ещё один текст о подснежнике.

ПОДСНЕЖНИК

Травянистое луковичное. Высота – 25–30 см. Луковица крупная, продолговатая, до 3 см в диаметре, со светлыми наружными чешуйками. Стебель цилиндрический, с восковым налетом, листья темно-зеленые, также с восковым налетом, складчатые, кверху постепенно сужающиеся, во время цветения почти в 2 раза короче стебля. Цветонос до 16 см длиной, цветоножка – 2–3 см. Наружные доли околоцветника до 25 мм длиной, 14 мм шириной, овальные, ложковидные, внутренние доли книзу суженные, с отогнутой наружу сердцевидной верхушкой и загнутыми внутрь краями. Цветки с сильным запахом.

Ответьте на вопрос: «Является ли этот текст текстом описанием?»  Докажите.- В   чём же отличие этих текстов?    Выслушиваются ответы детей.

- Какие описания чаще всего используют на уроках русского языка? Творческие.

- Почему? Потому что мы не учёные и описываем предмет не с научной точки зрения, а с точки зрения наблюдателя.

- А где можно встретить научные описания?

-Какие же тексты описания нам надо различать?

Какая часть речи помогла украсить первый текст?

- В самом деле, что обозначает имя прилагательное, как часть речи? Признак предмета.

Давайте в этом ещё раз убедимся на примере текста учебника.

Стр. 115. Прочитайте.

Является ли этот текст описанием.

Выпишите через запятую все имена прилагательные.

Проверяем. Знак согласия или несогласия.

Каким средством выразительности воспользовался автор при описании рассвета?

В НАШЕМ «ЦВЕТОЧКЕ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ ОДНА ЗАПИСЬ:

- Описания бывают творческие (художественные) и научные.

В энциклопедиях.

Творческие.

Прилагательное

В НАШЕМ «ЦВЕТОЧКЕ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ ОДНА ЗАПИСЬ:

Использовать имена прилагательные чаще других частей речи.

Ясное, чистое, нежно-голубое, лёгкие, белые, освещённые, розовым, прозрачной, гигантские, растопыренные, золотые.

В НАШЕМ «ЦВЕТОЧКЕ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ ОДНА ЗАПИСЬ:

Сравнение.

Познавательные:

- научатся выделять и обобщать признаки текста-описания,

дополнение и расширение имеющихся знаний;

Коммуникативные :

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий

V.

Первичное усвоение новых знаний

Основной целью этапа  является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

-Прочитайте ключ. Что нового вы узнали о тексте-описании.

В тексте-описании нет событий. Он напоминает картину или остановленный кадр, который надо внимательно рассмотреть. -Вот и сейчас, в подарок нашей гостье весне, мы составим такую картину. Опишем одного из обитателей лесной сказки  У каждой группы в конверте находится изображение одного элемента картины. Вам нужно его описать, используя слова подсказки.  После мы выслушаем каждую группу, и определим по вашему описанию, какое изображение нам нужно вставить в нашу картину.

- Образуем группы. Время работы групп 5 минут.

 Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы?Что это? (устойчивое сочетание слов)

«Засучив рукава» ( )

«Ушки на макушке» (внимательно слушать)

 «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо)

Доклад группы.

Какой весенний месяц мы описали?

В НАШЕМ «ЦВЕТОЧКЕ» ПОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ ОДНА ЗАПИСЬ:

: СТАТИЧНОСТЬ ОПИСАНИЯ. ПРЕДМЕТ МОЖНО ОПИСАТЬ ТОЛЬКО В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ МОМЕНТ, НЕ ДО ТОГО И НЕ ПОСЛЕ.

1 гр. бабочки

лёгкие воздушные яркие цветные грациозные

2 гр. НЕБО

чистое, голубое, высокое, глубокое, малооблачное, бесконечное

3 гр. Земля

теплая, увлажненная, ласковая, солнечная, щедрая.

4 гр. ДЕРЕВО

красивое, ветвистое, стройное, цветущее, нарядное

5 гр.  Солнце

высокое, золотистое, лучистое, сверкающее, приветливое, веселое

6 гр. Цветы

волшебные, душистые, прекрасные, ранние, весенние

Познавательные:

- умение извлекать нужную информацию;- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;-

Коммуникативные :

-признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

VI. Первичное усвоение новых знаний

Основной целью этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Оцените свою работу.

Домашнее задание: Вам предстоит сделать на выбор. Если вам понравилось быть писателем, то дома необходимо записать составленный нами текст-описание, если ещё трудно - выполняете упр. на стр. 116.

– Вспомните о каком важном умении, я говорила в начале урока. Почему?

Какая цветочная корзинка знаний у вас получилась?

Зачитайте.

Синий  кружок: я всё понял, у меня получилось.

Зелёный: я понял, но допустил 1-2 ошибки.

Красный кружок: я старался , но у меня не всё получилось. Дети наклеивают свои кружки на  фон подснежника. Получилась яркая весенняя картина

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Личностные:

самоопределение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...