СКАЗКИ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по русскому языку

Пробудить интерес к обучению можно при помощи лингвистических сказок, ведь сказка сопровождает ребёнка с самого рождения. Она играет огромную роль в формировании у ребенка представлений о строении и богатстве родного языка. Создание на уроках элемента сказочности в содержании материала и в методах его подачи «способствует формированию интереса к предмету у учащихся, развивает детскую любознательность, раскрывает взаимозависимость разных явлений языка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskie_skazki.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКИ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

М.А. Голубева

О.А. Фролова

СПб ГБПОУ Педагогический колледж №8

Введение ФГОС НОО ставит перед учителями главную социальную задачу современного обучения не только дать широкое образование, но и подготовить подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, сформировать стойкие познавательные мотивы учения. Одним из аспектов общей проблемы обучения и воспитания ребёнка является формирование у него интереса к изучению родного языка.

Одной из актуальных проблем на современном этапе развития общества является проблема незаинтересованности детей в обучении. Некоторые школьники сегодня скептически относятся к тому, что им в жизни может пригодиться русский язык со своими звуками, буквами и орфограммами.

Это послужило определяющим звеном при выборе темы нашего исследования.

На уроках русского языка обучающиеся усваивают довольно большое количество лингвистических сведений. Усвоение грамматических понятий — процесс длительный и довольно сложный для младших школьников. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребенка помогает лучше и легче запомнить изучаемый материал, повышает работоспособность.

Пробудить интерес к обучению можно при помощи лингвистических сказок, ведь сказка сопровождает ребёнка с самого рождения. Она играет огромную роль в формировании у ребенка представлений о строении и богатстве родного языка. Создание на уроках элемента сказочности в содержании материала и в методах его подачи «способствует формированию интереса к предмету у учащихся, развивает детскую любознательность, раскрывает взаимозависимость разных явлений языка».

Цель нашего исследования - выделение  методических условий, способствующих формированию грамматических понятий у младших школьников в процессе работы над лингвистической сказкой.

Гипотеза исследования -

Использование лингвистической сказки в работе с младшими школьниками будет способствовать формированию грамматических понятий при соблюдении следующих методических условий :

  • включение в систему обучения в качестве образца авторских лингвистических сказок;
  • целенаправленный анализ существенных признаков словообразовательных понятий и явлений, раскрываемых в сказке;
  • постановка проблемных вопросов лингвистического характера, для решения которых необходим поиск сведений, подбор языкового материала и его анализ.

Лингвистическая сказка — это предметная сказка с лингвистической начинкой, которая превращает скучный урок русского языка в урок — сказку, на котором правило рассказывается как сказка, а ученик становится участником сказочного действия.

Использование на уроках русского языка сказок лингвистической тематики помогает осознать сущность лингвистических понятий и явлений, изучаемых в школе, обобщить и систематизировать изученный материал.

Многообразие лингвистических сказок позволяет использовать их на всех этапах обучения младшего школьника. Данный вид сочинений заинтересовывает младших школьников в изучении того или иного лингвистического понятия. Более того, сочиняя сам лингвистический сказки, обучающийся развивает свои творческие способности, воображение, речь.

К основным видам работы с лингвистической сказкой можно отнести использование авторских сказок на разных этапах урока, сочинение обучающимися собственной лингвистической сказки.

Лингвистические сказки могут послужить отличным сценарием для инсценировки. Так, например, на уроке - закрепления знаний, умений и навыков обучающимся предлагается подготовить небольшую инсценировку лингвистической сказки. Тогда мы сможем не только представить, но уже воочию увидеть приставки, суффиксы, окончания в образе волшебных героев.

В рамках исследования нами был разработан проект «Сочиняем сказку на лингвистическую тему». Реализация проекта будет проходить при изучении темы «Предлог» во 2 классе. На уроке открытия новых знаний учитель использует авторскую сказку о предлогах, которая повествует о функции предлогов в речи. Знакомит обучающихся с проектом, формулирует задачи. На протяжении изучении всей темы «Предлог» обучающиеся заполняют «дневник сказочника», содержание которого вы можете увидеть своими глазами прямо сейчас. В данном дневнике прописано домашнее задание на каждый день, выполняя которое, обучающийся постепенно сочиняет собственную сказку на лингвистическую тему. В первый день, как вы видите, обучающийся должен создать образ своего героя, героем наших сказок являются предлоги. Ученик оживляет выбранный им предлог, наделяя его человеческими качествами, характером, поведением. Далее день за днем ученики работают над сюжетом своей сказки, который отражал бы всю значимость предлога в речи. Проверка выполнения заданий в дневнике сказочника осуществляется на соответствующем этапе урока. Создание иллюстрации предполагается на уроке изобразительного искусства. Оформление книжки-малышки «Путешествие в страну предлогов» будет оформляться на уроке технологии. Завершающим этапом нашего проекта является представление обучающимися своих книг. Проходить данная презентация будет в ходе игры путешествия. Одним из заданий игры будет инсценирование лингвистических сказок, которое подготовит каждая подгруппа обучающихся заранее.

Таким образом, наш проект предполагает полное погружение обучающихся в волшебный мир русского языка, где героями являются предлоги, а их «суперспособностями» являются их отличительные признаки и функции в речи.

Использование лингвистических сказок на уроках русского языка поможет оживить, «очеловечить» слово, показать существование неповторимого, удивительного мира, мира русского языка.

Сказка, используемая на уроке или сочиненная самими учащимися, является средством повышения уровня теоретической подготовки по всем разделам русского языка, формирования практических навыков, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развитию речи и творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника».

« Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего  школьника»....

«Формирование словообразовательных навыков у младших школьников с ОВЗ».

У ряда детей с ОВЗ процессы словотворчества протекают не столь активно, а в тяжёлых случаях отсутствуют вовсе. В результате у детей сдерживаются процессы развития словарного запаса. Это приводит не то...

Обобщение опыта по теме "Проблемное обучение как средство формирования познавательных универсальных действий младших школьников"

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе разви...

Доклад на тему "Проектная деятельность как средство формирования мотивационных интересов у младших школьников"

   Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни ребенка. У младших школьников  основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе фор...

ВКР на тему "Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"

Выпускная квалификационная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"Работа состоит из следующих пунктов:ВведениеГлава I....

Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи

Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи...