Роль имен прилагательных в тексте.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

План - конспект урока русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rol_imen_prilagatelnyh_v_tekste.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

Учитель: Жданова О. П.

Предмет: Русский язык

Тема: Роль имен прилагательных в тексте.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению имени прилагательного как части речи; учиться находить и употреблять имена прилагательные; показать роль имён прилагательных в тексте.

Планируемые результаты:

Образовательные: закрепить имеющиеся у детей знания об имени прилагательном; выяснить роль прилагательных в тексте и нашей речи; формировать умение распознавать их и правильно употреблять.

Развивающие: развивать логические действия: анализ (при изучении учебной проблемы, работе с лингвистическими примерами), сравнение (при работе с информацией в учебнике), обобщение (при составлении вывода); развивать речь, воображение, мышление, память; обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету; формировать положительную мотивацию к учению, бережное отношение к родному слову посредством работы над соблюдением основных норм русского языка. 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Наглядный материал:

  1. Распечатанные слова - Речь, яркая, богатая, выразительная, бедная, тусклая, безликая. Ромашка.
  2. Пять восклицательных знаков.
  3. Рабочие листы с заданиями для детей.

Электронные ресурсы: презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа и определение темы и цели урока.

Слайд 2. (чёрно – белый вариант)

- Перед нами картина Исаака  Ильича Левитана «Март».

– Что мы видим?.........

- Какое ваше первое впечатление о ней?..........

-А хочется ли вам в ней что топоменять?..........

Слайд 3. (цветной вариант) А вот она же. Что то изменилось?..............

Картина заиграла красками, наполнилась эмоциями, изменила настроение.

Вот так же и наша речь может быть яркой, богатой и выразительной, а может быть бедной, тусклой и безликой. (Карточки со словами на доску)

– Как вы думаете, слова какой части речи помогают нашу речь сделать образной и живой? (Им. прилагательные)

На доске запись – «Узнали» (под ней вывешиваю первый восклицательный знак – как напоминание того, что имена прилагательные украшают и оживляют нашу речь)

–Давайте определим тему урока…   Роль имен прилагательных в тексте.

- Какую цель мы поставим перед собой? Выяснить, какова роль имён прилагательных в тексте и в нашей речи, учиться находить и употреблять их. Слайд 4.

  1. Работа над темой урока.

– Запишите число, классная работа (на рабочих листах)

– Сначала давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном?

Слайд 4.  Имя прилагательное – самостоятельная часть речи.

                 Обозначает – признак предмета.

                 Отвечает на вопросы – какой? какая? какое? какие?

                 Связано – с именем существительным.

                 В предложении является –второстепенным членом.

Слайд 5. (Работа в рабочих листах – Задание 1)

Мы сказали, что имена прилагательные обозначают признак предмета. Давайте подумаем, какие же они бывают эти признаки. Я буду читать словосочетания, а вы будете называть общий признак, на который указывают имена прилагательные:

Горячий (тёплый)  суп  -  (температура)       Весёлая (грустная) подруга (настроение)

Большой (маленький) мяч (размер)               Квадратная  (треугольная)фигура (форма)

Добрый (отзывчивый) мальчик (характер)   Горький (сладкий) шоколад (вкус)

Молодой (взрослый) человек (возраст)         Красная (жёлтая) роза (цвет)….

Имена прилагательные могут обозначать различные признаки предметов, событий, но их употребление должно быть правильное и уместное. Нельзя, например, сказать -  худое дерево, но можно – тонкое дерево, или нельзя сказать - длинный человек или короткий, но можно сказать - высокий человек или низкий.

На доске запись – «Узнали» (под ней вывешиваю второй восклицательный знак – как напоминание того, что имена прилагательные должны употребляться правильно и уместно)

–  А теперь давайте вернёмся к карточкам на доске. Прочитайте эти слова еще раз. (Речь, яркая, богатая, выразительная, бедная, тусклая,  безликая)

- К какой части речи они относятся?

–  Давайте их разделим на пары и подумаем, одинаковую ли окраску имеет каждое слово из пары или нет? (Яркая – тусклая, богатая – скупая, выразительная – безликая)

– Какой вывод мы можем сделать? (Имена прилагательные могут иметь противоположное значение и быть антонимами)

Да, действительно, имена прилагательные могут быть синонимами, это мы уже знаем, и антонимами.

На доске запись – «Узнали» (под ней вывешиваю третий восклицательный знак – как напоминание того, что имена прилагательные могут быть антонимами и синонимами)

Игра: «Синонимы – похлопаем, антонимы – потопаем»

Быстрый – скорый, тёмный – светлый, летний – зимний, лёгкий – воздушный, страшный – прекрасный, мокрый – сырой, интересный – скучный. (Если есть желающие, они называют пары слов для игры)

Слайд 6.– Поиграли, отдохнули. Посмотрите на следующее задание. Прочитайте. Знакомые названия? А что в них не так?

–  Сейчас нам надо соотнести названия произведений с им. прилагательными, которые в них пропущены. (Возьмите простой карандаш и в рабочих листах соедините соответствующие варианты. Задание 2)

                               ……….. листья      кривых

             Сказка о ……….. времени     храбрый

                                ……….. шляпа     синие

           Королевство ………зеркал      весенняя

                               ……….. утёнок     потерянном

                                 ……….. гроза      живая

Проверка.  Слайд 7.

Вывод: Какую роль в названиях произведений выполняют им. прилагательные? (Они более точно характеризуют событие, позволяют лучше представить тему текста, позволяют выделить нужный предмет из ряда одинаковых….)

На доске запись – «Узнали» (под ней вывешиваю четвёртый восклицательный знак – как напоминание того, что имена прилагательные в названиях произведений позволяют….)

  1. Работа с учебником. Слайд 8.

1) Устно.  С.  68  упр.119.

- Прочитайте оба текста. Чтение вслух. Выяснение – стихотворение и рассказ.

О чем в них говорится и в стихотворении и в рассказе? (О ромашке)

- Обратите внимание, новое словарное слово – ромашка. Запоминаем первый гласный звук О. Ударение падает на второй слог. (Работа со словом на рабочем листе, количество букв, звуков, слогов. Задание 3)

- В стихотворении автор Зинаида Александрова использовала интересный приём – сравнение. С чем она сравнивает ромашку? (С солнцем, с сердечками)

- Как вы считаете, зачем она это сделала?

- Можно ли, читая стихотворение, понять, что автору нравится этот цветок? (Да, она красочно описывает растение, создаёт яркий образ, использует сравнения)

- А в рассказе нам встречаются сравнения или яркие описания ромашки? (Нет)

- Значит, какую задачу ставил автор, составляя его? (Дать точное описание растения, его характеристику, чтобы читающий мог определить его среди других растений).

- И стихотворение, и рассказ по - своему раскрывают внешний вид ромашки. Значит, к какому типу текстов их можно отнести? (Текст – описание)

- В стихотворении автор использует художественное описание, а в рассказе - научное. Художественное описание можно встретить в художественной литературе, в сборнике стихов, а рассказ в научной или справочной литературе.

2) Письменно. Работа по вариантам. У каждого варианта свой текст из упражнения. (Работа на распечатанных листах – Задание 4)

Задание: Подчеркните имена прилагательные. Попробуйте прочитать друг другу текст без имён прилагательных. Зачитывание полученных текстов классу.

- Какой текст по вашему мнению интереснее и богаче, с прилагательными или без них?

Вывод: - Какова роль имен прилагательных в тексте? (Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать его с разных сторон, показывают отношение автора к тому или иному предмету и событию, передают настроение)

На доске запись – «Узнали» (под ней вывешиваю пятый восклицательный знак – как напоминание того, что имена прилагательные в тексте помогают…..)

3)Психологическая разгрузка.  Читая тексты, мы переживаем различные чувства, испытываем разные эмоции. Давайте сейчас с помощью мимики покажем следующие эмоции:

Удивлённый          Печальный    

Спокойный            Испуганный

Радостный             Злой

Недовольный        Переживающий  

- А какую эмоцию вы испытываете сейчас, на нашем уроке?

4) Мы подошли к финальному заданию нашего урока.  

Слайд 9. Задание «Редакторы»  (Может быть проведено двумя способами)

____________________

Весна прилетела к нам на крыльях.

Светит и греет солнце.

С крыш свисают сосульки.

Бегут ручейки.

Кругом слышится пение птиц.

- Прочитайте. Это текст? Что вы можете о нем сказать? (Здесь нет прилагательных)

- Да, он, как та черно – белая картина, вроде бы всё понятно, но невыразительно.

Задание:  надо отредактировать текст так, чтобы он стал выразительным, ярким, образным  и придумать к нему заголовок.

  - Что мы для этого должны сделать? (Добавить в него имена прилагательные)

- Верно. Но не забываем, что они должны быть употреблены правильно и уместно.

- Как вы считаете, мы можем употребить в предложении только одно имя прилагательное или несколько? ….

1 способ -  Работа в группах по 4 человека. У каждой группы карточки с напечатанным текстом. Дети выполняют задание, можно его записать. Далее один учащийся от каждой группы презентует получившийся текст.

2 способ – Совместная работа класса. Дети составляют несколько вариантов заголовка текста и  каждого предложения. Выбирается лучший вариант и тот, чей вариант оказался лучше, выходит к доске. Далее  каждый ребёнок презентует своё составленное предложение и получается текст.

Слайд 10.  А теперь прочитаем текст, который получился у меня.

Радость.

Долгожданная весна прилетела к нам на лёгких воздушных крыльях. Светит и греет яркое солнце. С крыш свисают прозрачные длинные сосульки. Бегут проворные шумные ручейки. Кругом слышится радостное звонкое пение птиц.

  1. Домашнее задание.  Слайд 11. «Закончи предложения»

  1. Оценивание детей. 

  1. Итог урока.

-О какой части речи мы сегодня говорили?.....

- Мы ставили перед собой цель – Выяснить, какова роль им. прилагательных в тексте?

- Как вы считаете, мы это выяснили?....

Слайд 12. Обобщение материала урока

                                            Роль имён прилагательных в тексте

  •  Придают тексту и нашей речи особую  выразительность, полноту, яркость.
  • Помогают описать, охарактеризовать предмет или событие, раскрыть его        отличительные свойства, выделить нужный предмет из ряда одинаковых.
  •  Позволяют донести до читателя мысль автора, лучше представить описываемое

           событие, передают настроение.

Слайд 13. Имена прилагательные позволяют нам передать красоту и разнообразие окружающего мира, с именами прилагательными наша жизнь становится «цветной», как эта картина И. Левитана. Согласны?

Именно, благодаря именам прилагательным, утро становится добрым и солнечным, облака – воздушными и причудливыми, а мы – умными и сообразительными!

- Урок окончен.

___________________________

________________________________________

Тема урока           Роль имён прилагательных в тексте.

  1. Имя прилагательное – __________________________часть речи.

Обозначает – _______________________предмета.

Отвечает на вопросы – ______________________________________________

Связано – с именем _________________________________________________

В предложении является – _________________________членом.

  1. Соотнеси название произведений с пропущенными  именами прилагательными.

                             ……….. листья      кривых

          Сказка о ……….. времени      весенняя

                             ……….. шляпа      синие

        Королевство ………зеркал       потерянном

                            ……….. утёнок      живая

                              ……….. гроза       храбрый

  1. РОМАШКА – Р___МАШКА - _________________________________________

  1. Подчеркни в стихотворении имена прилагательные.

Маленькое солнце на моей ладошке –

Белая ромашка на зелёной ножке.

С белым ободочком жёлтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

  1. Домашняя работа

Имена прилагательные делают нашу речь _________________________________

_____________________________________________________________________

Имена прилагательные помогают нам ___________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Если из нашей речи исчезнут все имена прилагательные, то__________________

_____________________________________________________________________

________________________________

________________________________________

Тема урока     Роль имён прилагательных в тексте.

1.        Имя прилагательное – _______________________часть речи.

          Обозначает – _______________________предмета.

          Отвечает на вопросы – ____________________________________________

          Связано – с именем _______________________________________________            

          В предложении является – _________________________членом.

2. Соотнеси название произведений с пропущенными  именами прилагательными.

                                   ……….. листья                  кривых

                 Сказка о ……….. времени                  весенняя

                                    ……….. шляпа                  синие

                Королевство ………зеркал                  потерянном

                                   ……….. утёнок                  живая

                                     ……….. гроза                   храбрый

3.РОМАШКА – Р___МАШКА - _________________________________________

4.Подчеркни в рассказе имена прилагательные.

Белая ромашка (или нивяник) – многолетнее травянистое растение. Оно имеет прямостоячий стебель. Листья продолговатые, плотные, жесткие, с зазубринами по краям. Цветки собраны в цветочную корзинку: жёлтые в середине, а белые по краям.

  1. Домашняя работа

Имена прилагательные делают нашу речь ________________________________

_____________________________________________________________________

Имена прилагательные помогают нам ____________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Если из нашей речи исчезнут все имена прилагательные, то__________________

_____________________________________________________________________

К заданию «Редакторы»

________________________

Весна прилетела к нам на крыльях.

Светит и греет солнце.

С крыш свисают сосульки.

Бегут ручейки.

Кругом слышится пение птиц.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________

Весна прилетела к нам на крыльях.

Светит и греет солнце.

С крыш свисают сосульки.

Бегут ручейки.

Кругом слышится пение птиц.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Роль имени прилагательного в тексте"

Урок русского языка проведён в 3 классе. Урок содержит материал по теме "Роль имени прилагательного в тексте"...

КОНСПЕКТ УРОКА «Роль имен прилагательных в тексте» 3 класс УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Роль имен прилагательных в тексте»...

«Роль имен прилагательных в тексте. Текст - описание» 3 класс

Тема урока: «Роль имен прилагательных в тексте. Текст - описание»Цель: формирование умения распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять в тексте, формирование орфографическ...