Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Куваева Власта Геннадьевна

Урок русского языка в 4 классе "Правописаниебезударных окончаний  имен существительных во всех падежах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс.

Тема урока : «Правописание безударных окончаний

имён существительных во всех падежах»

 Автор: Куваева В.Г., учитель начальных классов

Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.

Предметные результаты:

1.Формировать навык правописания окончаний имён существительных , совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.

  1. Определять падеж имён существительных.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

  • самостоятельно определять учебную задачу
  • планировать свою деятельность по решению учебной задачи
  • адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

  • ученики понимают, что такое падежи имен существительных, их вопросы, предлоги, окончания;
  • осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме - осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

  • уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию, применять правила делового сотрудничества- участвовать в продуктивном диалоге.

Ход урока.

  1. Организационный  момент. Начинаем мы опять писать, склонять и объяснять.

Сядут те дети, имя которых относится к существительным 1-го склонения, а теперь те, имя которых относится к существительным 2-го склонения, 3 склонения.

  1. Актуализация знаний.

Итсордум уцитсач теялвабирп инзиж ьнед йыджак( Слайд 1)

-Ребята, кто догадался, как можно прочитать это предложение?

(чтение справа налево).

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.( слайд №2)

-Как понимаете? Запишите пословицу. Выполните синтаксический разбор. Назовите словосочетания.

-Написание окончаний каких существительных могут вызвать затруднения?

Почему гласные вызывают сомнения?( они без ударения)

Сформулируйте тему урока. (слайд№3)

Чему будем учиться?

  1. Проверка домашнего задания.

Дома вы готовились объяснить фразеологизмы со словом сердце и рисовали к ним рисунки.

Прочитайте фразеологизм, попробуйте объяснить одним словам и определите падеж существительного сердце.

Дети объясняют следующие фразеологизмы:

  • Сердце кровью обливается - жалко.
  • Положа руку на сердце - откровенно, честно.
  • Кошки на сердце скребут - неспокойно, плохое настроение.
  • Уехать с тяжёлым сердцем - уехать расстроенным.
  • Как маслом по сердцу - приятно.
  • Поздравить от всего сердца - искренне.
  • Сердце обросло мохом - бездушный, чёрствый.
  • С лёгким сердцем - без тревоги, без опасений.
  • От доброго сердца - по-доброму без злого умысла.
  • Сердце упало - страшно.

Взаимопроверка. Как определяли падеж?

Ребята, как вы думаете, вам встречаются в жизни больше людей с добрым сердцем или с сердцем обросшим мхом?

Молодцы! Я от всего сердца желаю вам сегодня хорошего настроения и надеюсь, что вы уйдёте сегодня с урока с лёгким сердцем и ваше сердце всегда будет добрым!

4.Актуализация знаний

Загадка : Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

-Что такое существительное?

(Это часть речи, который отвечает на вопросы кто? и что?, обозначает предмет или явление.)

- Что вы знаете об именах существительных? (Бывают мужского, женского, среднего родов, 1, 2, 3 склонения, изменяются по числам и по падежам).

5.Работа со словарными словами. (картинный словарь) Разделитесь на три группы, запишите слова, относящиеся к своему склонению

- Проверьте написание слов. 1. Корова, береза, осина, неделя, одежда. 2. Медведь, мороз, месяц, календарь. 3.Морковь, тетрадь, лошадь.

- Что вы знаете об именах существительных? (изменяются по числам и по падежам).

- Что при этом изменяется у существительных? (Окончание).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О правописании окончаний имен существительных.

- На какие две группы можно разделить окончания существительных? (Ударные и безударные).

- Как проверить безударное падежное окончание

существительных? (Правописание безударного падежного окончания имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения).

- В каких падежах безударное падежное окончание вызывает сомнение? (Р.п, Д.п,

П.п)

1скл

2 скл

3 скл

Р.п,

Д.п

П.п

6. Разноуровневые задания.

1уровень.  Определи безударное падежное окончание, используя таблицу.

Без вьюг.        , до дерев.        , от метел, по речк.        , при дом. , с пол. , для ел.., от

мороз.        , омыш. , для кормушк.        , до ноч. , в неб. ,

2  уровень. Составьте и запишите словосочетание с именами существительными в Т.п.

1 вариант.

Любоваться (столица), заросло (камыш), запечатать (сургуч), склониться (чертеж), задуматься (задача), схвачен (лисица), следить (птица), гордиться (удалец), послать (багаж), говорить (незнакомец), укрыться (плащ). .

- Какой существует ещё способ проверки безударных падежных окончаний имен существительных? (Слова - «Ключи» :1скл. -лиса, 2 скл. - петух 3 скл. -любовь) 7.Физминутка. “Море волнуется раз”.

- Называю слова трёх склонений. Первый ряд показывает движение, если слово относится к 1 скл , второй ряд 2-го скл, а третий ряд -3-го скл.

Отец, дочь, мама, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага ,снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, машина, степь, облако, туча, вещь.

8.  Хорошо поработали. Вспомните и запишите пословицы о дружбе и труде.

Друзья (И п) познаются в беде (П п)

Дело (И п ) мастера (Р п) боится.

Труд (И п) кормит,а лень(И п) портит.

Без труда (Р п) не вытащишь и рыбку (В п) из пруда (Р п).

Делу (Д п) время (И п )-потехе (Д п) час (И п).

10.Тест. “Правописание падежных окончаний существительных”

Заполни таблицу.

Номер ответа

Номер задания

1

2

3

4

5

6

  1. Какое существительное отличается от других склонением?
  1. лось
  2. лошадь
  1.       конь
  2. медведь
  1. У какого существительного окончание не такое, как у других?
  1. к тетрадк.
  2. о сирен.
  3. в альбом.
  4. на страниц.
  1. Где должно быть окончание существительного 1-го склонения предложного падежа - е?
  1. держать на ладон.
  2. жители деревн.
  3. остановиться в город.
  4. гостить в деревн.
  1. В написании окончания какого существительного можно ошибиться?
  1. на столе
  2. на стене
  3. на слоне
  4. на дереве
  1. Где ошибка в распределении вопросов по падежам?
  1. Р.п.- кого? чего?
  2. П.п. - о ком? о чём?
  3. Д.п. - кем? чем?
  4. В.п. - кого? что?
  1. В предложном падеже окончание - е имеют имена существительные
  1. 1 и 2 склонения
  2. только 1 склонения
  3. только 2 склонения
  4. 1 и 3 склонения

Проверка: проверьте себя по таблице:

Номер ответа

2

2

4

4

3

1

Номер задания

1

2

3

4

5

6

11. Итог урока. Рефлексия. Кому стало легче определять безударные окончания имён сущ.? Как оцениваете свою работу?

Сегодня на уроке

Я

узнал, открыл для себя...

научился, смог...

могу похвалить себя п своих

одноклассников

за ...

12. Домашнее задание. Выберите по силам задание и выполните

1.Орфо-прибаутки. Вставьте пропущенные буквы.

  1. В каждом дел_ у Емел_ Столько лишней канител_, Что не хватит и недел_, Чтоб управиться Емел_.
  2. На рубашк_ у Аркашк_ Паучок сидит в кармашк_, И на нос к Алешк_, Машк_ _ Тоже село по букашк_.
  3. В телег_ на сен_ Мы ехали к Сен_. У Сен_ в артел_ Все лошади в тел_, Живут как в отел .

2.Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж существительных. Зимний жаворонок.

Медленно ползёт по улиц _ рассвет4.В воздух_ раздаётся пересвист2 птиц_.4 Это проснулся и бежит к дорог_3 хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улиц _ , на окраин_ города. Весь день жаворонок в поисках пищ        .

Летает он мало, а бегает быстро. В стужу он прыгает на одной ножк        . Другую

ножку прячет под перья. Ночью ему тепло. Он лежит в ямк        3 на белой скатерт

снега. Лапки и клюв жаворонок прячет в густые перья. Охотнику редко удаётся подойти к птиц .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах"

Урок был представлен на школьном методическом семинаре. технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка на тему: "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже".

Самоопределение к деятельности.снежинки   снег  сугроб  старушка  сосулька   Слайд 1-Прочитайте слова.-Найдите лишнее слово . Почему так считаете?-Какие зимние слова...

презентация к уроку русского языка на тему: "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже".

Презентация "Зимняя сказка" позволяет провести урок русского языка по теме" Правописание имен существительных в предложном падеже" более увлекательнее. Способствует мотивации учащи...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Задачи урока Дидакти...

Урок русского языка 4 класс "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже единственного числа""

Урок в технологии смешанного обучения "ротация станций", использование образовательной платформы ЯндексУчебникУМК "Школа России"...