Урок русского языка в 4 классе на тему "Синонимы, омонимы, антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Масликова Елена Николаевна

Урок русского языка в 4 классе на тему "Синонимы, омонимы, антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sinonimy_antonimy_omonimy.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Синонимы, антонимы, омонимы.

Цели: Повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы, выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Формируемые УУД:

Познавательные: освоение базовых предметных понятий;

Коммуникативные: умение добывать недостающую информацию с помощью словарей;

Развивающие: способность к рефлексии собственной деятельности;

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, презентация, рабочие тетради.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Долгожданный дан звонок –Начинается урок!

Актуализация знаний учащихся.

 Словарная работа:

- Замените одним словом:

  • Сияет ярким, искристым, прерывистым светом (Сверкает).
  • Оздоровительное учреждение для школьников (лагерь).
  • Оно как белый пароход,

Над лесом в небесах плывёт.

У ветра на ладошке,

По синенькой дорожке. (Облако)

  • Седьмой день недели (воскресенье).
  • Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (овощи).
  • Человек, к которому испытываешь симпатию, поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь (друг)

Сверка с эталоном, взаимопроверка.

– Найдите среди записанных слов лишнее. Объясните свой выбор.

- Найдите слова, в которых количество звуков и букв различно. Докажите.

(Сверкает – 8 б, 9 зв.) (Лагерь-6 б, 5 зв.)

3. Самоопределение к деятельности

-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

- К какой части речи они относятся? (Глагол)

- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Это дятел. Враг - друг)

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

- Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

- Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)

4. Работа по учебнику.

Прочитайте сообщение Совёнка на стр. 86

- Что вы можете ответить Совёнку? (повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы)

- Сейчас мы с вами потренируемся в определении синонимов, антонимов и омонимов. (работа с доской)

-  Ко всем ли словам можно подобрать антонимы, синонимы. Приведите примеры. (Ответы детей)

- При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 122-123 нашего учебника.

5. Физминутка

Игра «Топайте - хлопайте»

- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы – хлопаете.

Весёлый - радостный, весёлый - грустный, молодость - старость, нежный - ласковый, тихо - громко, строить - разрушать, друг – товарищ, шалить – баловаться, хвалить – бранить.

- Для следующего задания нужно работать дружно и слаженно. Работа в парах Упр. 139.

- При выполнении этого задания можно воспользоваться словариком синонимов в конце учебника.

- Для чего могут использоваться синонимы в речи?

Употребляя синонимы, мы избегаем повторения одних и тех же слов в предложении, в рассказе и точнее выражаем свою мысль.

- Для следующего задания нам понадобится слаженная работа всей команды. Работа в группе.

Я раздаю карточки с заданиями, время для выполнения работы 2 минуты. Посмотрим кто из вас справится дружнее. После истечения времени выполненные работы прикрепить на доске. (Взаимопроверка).

Запиши прилагательные, противоположные по смыслу(антонимы)

Далёкий-…, горький-…,горячий-…, хороший-…,злой-…, скупой-…,высокий-…,худой-…, маленький-…,жёсткий-…, тяжёлый-…, сильный-…,младший-…,тихий-…,чистый-…  .

 

6. Рефлексия.

Графический диктант (предложения дублированы на презентации)

(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с - синонимы, а - антонимы, о - омонимы.)

Жди горе от моря, а беды от воды. (с)

Добрый плачет от радости, а злой от зависти. (а)

Солнце на ели, а мы еще не ели. (о)

Лодырь и бездельник - им праздник и в понедельник. (с)

В глаза хвалит, а за глаза бранит. (а)

- Коллективная проверка.

- Оцените свою работу на уроке.

- Поделитесь своими впечатлениями на уроке.

- Что повторили на уроке?

- Достигли мы с вами цели которую ставили в начале урока?

- С какими чувствами уходите с урока?

Домашнее задание: стр. 88 – одно задание на выбор.

Запиши прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы)

далёкий-…

горький-…

горячий-…

хороший-…

злой-…

высокий-…

худой-…

маленький-…

верхний-…

тяжёлый-…

сильный-…

младший-…

тихий-…

чистый-…  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" по теме "Знакомство с антонимами"

Урок был проведен в рамках городского семинара учителей начальных классов «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся - основа самостоятельности школьников»...

Урок русского языка 2 класс Тема: Антонимы Форма: урок – игра «Цветик - семицветик»

формирование знаний об антонимах; закрепление знаний по теме «Синонимы»; развитие творческого мышления, речи, умений подбирать антонимы к словам, расширение кругозора учащихся....

Урок русского языка 3 класс, УМК «Перспектива» Тема урока: «Слово и его значение. Антонимы»

Урок «открытия нового знания», построенный  на основе  деятельностного  метода...

Урок русского языка.2 класс .Программа "Перспектива" Тема урока "Слова противоположные по значению (антонимы )

Данный урок был проведен во время методической недели русского языка. Урок имел свою цель,а именно, показать как можно мотивировать детей,особенно тех кто имеет трудности в обучении.На уроке была созд...

Урок русского языка 3 класс "Омонимы"

Конспект урока 3 класс УМК "Перспектива". "Омонимы"...

Презентация к уроку русского языка. 1 класс (8 вид). Тема: "Антонимы"

Презентация познакомит учащихся с понятием слова "Антонимы"; она является дополнением к уроку и наглядным пособием для активизации словаря по теме урока; расширению словарного запаса и знани...