Технологическая карта урока русского языка по теме "Корень" (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Головач Ангелина Дмитриевна

 Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование представлений о корне как значимой части слова; умения выделять корень в словах.

Задачи урока

Дидактические:

1.Формировать представления о корне как о значимой части слова;

2. Формировать умение выделять корень в словах. 

Развивающие:

1.Развивать умение сравнивать, анализировать, через специально подобранные задания.

2.Развивать речь через формулирование полных ответов учащихся на вопросы.

Воспитательные:
1. Воспитывать умение сотрудничать в процессе парной или групповой работы, аккуратность при выполнении задания в прописях.

Планируемые результаты

Предметные: научатся:

1.Знать определение корня слова;

2.Уметь выделять корень в словах. 

Личностные:

1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Оценивать усваиваемое содержание учебного материала.

3. Формировать самоконтроль.

УМК: УМК «Начальная школа XXI века», учебник русского языка 3 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019.-Ч.2

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren.docx283.62 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:  28.11.2023

Школа: МАОУ СОШ № 104

Класс: 3 м

Урок: 3

Время: 10:40 – 11:20

 Кабинет: 213

Студент: Головач Ангелина

Группа:  41

Учитель: Моцная Н. В.

Методист: Галиуллина Н.К.

Тема урока: «Корень»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование представлений о корне как значимой части слова; умения выделять корень в словах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Формировать представления о корне как о значимой части слова;

2. Формировать умение выделять корень в словах.

Предметные:

1.Знать определение корня слова;

2.Уметь выделять корень в словах.

Развивающие:

1.Развивать умение сравнивать, анализировать, через специально подобранные задания.

2.Развивать речь через формулирование полных ответов учащихся на вопросы.

Личностные:

1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Оценивать усваиваемое содержание учебного материала.

3. Формировать самоконтроль.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение сотрудничать в процессе парной или групповой работы, аккуратность при выполнении задания в прописях.

Азбука УМК «Школа России». 1 класс, 1 часть. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. 2022 г., прописи, 1 класс, 1 часть, Горецкий В. Г., Федосова Н. А.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организ. учеб. деятельности, методы, приемы, формы контр.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фрон-тальная.

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок

- Доброе утро, ребята!

Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

-Покажите свою готовность к уроку.

Посмотрите на экран, что вы видите?

-Давайте прочитала ее сначала медленно хором, затем быстро хором, а после вы попробуете прочитать ее быстро самостоятельно.

Расскажите про покупки,

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Подготовка к уроку.

Настрой на урок.

Слушают.

- Подготовить речевой аппарат к работе.

-скороговорку

Читают скороговорку

Познавательные УУД:

1) Учимся строить речевые высказывания.

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Предметные:

Знать:

- как показать готовность к уроку

Уметь:

- слушать учителя

Презентация

Слайд № 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная, индивидуальная, парная

Словесный: беседа

Внешний контроль.

Самоконтроль

Повторение изученного материала.

-Открываем тетради, записываем число, сегодня 28 ноября.

Минутка чистописания- пропишите у себя сочетание букв пп, мм, лл каждое нужно прописать два раза

Сейчас проведем небольшой словарный диктант. Я диктую а вы записываете, потом проверим. Слова: аппетит, грамм, килограмм, бассейн, хоккей, аллея, коллекция, коллектив, аккуратный, металл.

-Какая орфограмма в этих словах?

-Давайте проверим. Поставьте ударения в этих словах, подчеркните слова, в которых вы допустили ошибки.

 -К нам приехал волшебный поезд. https://budu5.com/files/panelimage/0/45000/0/45261.jpg

-О чём он нам напоминает? 

-Назовите известные вам части слова.

-А сейчас мы  поиграем в небольшую игру, она называется да- нет

-Я буду читать утверждение и если оно верное, то вы садитесь, а если нет, то стоите.

1Любое слово можно разобрать по составу

2После корня стоит приставка

3Приставка стоит перед корнем

4Во всех словах бывает приставка

5Все слова с одинаковыми корнями однокоренные

На столах у вас лежат карточки со словами. Прочитайте их.

-Скажите, эти слова похожи?

-А как эта часть называется?

-Объясните значение каждого слова.

-Ягода это плод, обычно кустарниковых или травянистых растений

-Ягодка это маленькая ягода

-Ягодный это признак сделанного из ягод

-Одинаковое ли значение они  имеют?

-Верно, они разные, но близкие по значению.

Словарная работа.

О частях слова

+

-

+

-

-

-ягодка, ягоды, ягодный.

-да, у них есть общая часть.

-корень

- нет, не совсем

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

3) формируем умение находить ответы на вопросы.

Презентация

Слайд № 2

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Индивидуальная

Словесный: беседа, подводящий диалог,разъяснение

- Тема нашего сегодняшнего урока «Корень слова»

- Какие цели мы поставим сегодня перед собой?
- Используйте опоры:

Узнать….
Учиться
….

- Также составим   план, которому мы будем следовать в течение всего урока.

В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили.

Продолжите фразы:

1.Узнаем…

2.Выполним…

3. Сделаем…

Цели: Узнать что такое корень слова;

Учиться выделять корень в словах.

План

1.Узнаем что такое корень слова;

2. Выполним упражнения для закрепления знаний;

3.Сделаем выводы.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение работать в паре.

- ставить цели урока

Регулятивные УУД:

- умение планировать деятельность

- осуществлять самоконтроль по плану

- корректировать и оценивать

Презентация, слайды № 3,4

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная форма., индивидуальная, парная.

Словесный: беседа

Наглядный: работа с слайдом

- Посмотрите внимательно на экран, прочитайте слова.

-Эти слова похожи своим значением?

-А написанием?

-А теперь обратите внимание на слова на карточках. Мы уже с вами сказали, что у этих слов есть общая часть. Подчеркните карандашом эту общую часть. Назовите ее.

-Верно, можно ли опустить эту часть?

-Для чего она нужна?

-У чего ещё есть корень?

-Верно, корень у растений это главная часть, она питает в целом всё растение.

 -Также и корень слова, это важная часть которая содержит в себе значение слова.

 Давайте откроем учебники на странице 97 и найдем правило. Прочитайте его друг другу в парах.

-Какой мы можем сделать вывод из прочитанного?

-Совершенно верно, а как мы можем назвать несколько слов с одинаковыми корнями?

-Верно, то есть слова на наших карточках мы тоже можем назвать однокоренными?

-Отлично, выделите корень «ягод» в словах на своих карточках.

-Давайте найдем среди наших словарных слов слово «коллектив». Как мы можем узнать его корень?

-Молодцы, значит какой корень у этого слова?

-Верно, выделите его.
 Физкультурная пауза.
- Мы отлично поработали! Давайте поиграем в игру «Енотики и ели»: если я говорю слово «енотики», вы должны присесть, а услышав слово «ели», встать и поднять руки вверх. Запомните, вы не должны смотреть на то, что я показываю, вы должны меня внимательно слушать.

-друг, товарищ, приятель.

-да

-нет

-Корень

-нет

-она заключает в себе значение слова

-у растений

-корень является главной частью слова и отражает его значение.

-однокоренными

-да

-подобрать однокоренные слова. Коллективный, коллективчик.

-коллектив

Метапредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

К: инициативность в общем поиске нового знания

Предметные:

Знать:

- для чего нужна заглавная и строчная буквы  «е»

- чем отличается звук [й'э] от ['э]

Уметь:

- делать частичный звуко-буквенный разбор слов

Презентация

Слайды № 5,6,7

учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Индивидуальная работа.

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа

Взаимоконтроль

-Давайте выполним упражнение 159.

-на какие группы мы распределим эти слова?

-Верно, выполняем упражнение самостоятельно и после проверим все вместе.

-Давайте проверим что у вас получилось.

-Как правильно найти  корень ?

1 подобрать однокоренные слова

2 найти общую часть

3 выделить корень

-однокоренные слова

П: работать по предложенному плану;

П: овладение логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Уметь:

- составлять слова из предоставленных слогов, читать слоги с новой буквой.

Презентация, учебник.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Парная работа.

Практический: выполнение  задания индивидуально.

Взаимоконтроль

-Сейчас мы выполним самостоятельную работу. На экране вы видите слова, вам нужно выделить в них корень. После выполнения мы обменяемся тетрадками и проверим.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и давайте проверим.

-Поставьте плюс если задание выполнено верно?

-Есть ли кто-то, кто допустил ошибку?

-Если да, то в каком слове?

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Предметные:

Знать:

- гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков

Уметь: - применять знания об этих гласных.

Презентация, раздаточный материал:

карточки с заданием

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания.

Чтение текста, ответы на вопросы по содержанию.

Внешний контроль.

-Давайте выполним упражнение 160.

-Выполнять его будем в парах, давайте вспомним правила работы в паре.

-Закончили? Прочитайте по цепочке свои ответы.

-Ребята, какой вывод мы можем сделать, выполнив эти упражнения?

-Что такое корень?

-Какие слова называются однокоренными?

-Как найти корень?

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Предметные:

Знать:

- Что такое антонимы, синонимы.

Уметь:

- Составлять пары слов по смыслу.

Познавательные: понимать информацию в тексте.

Коммуникативные: как работать в группах, участвовать в диалоге, выражать свою позицию, расширять кругозор.

Презентация, учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная форма. Словесный:

 обобщающая беседа

Наглядный

Подводит итоги

-Давайте вспомним тему урока

-Какие цели ставили? Достигли мы их?

 -Оцените свою работу на уроке.

-Поиграем в игру «Закончи предложение», я говорю начало предложения, вы продолжаете.

 Итак: Сегодня на уроке:

- я узнал…

- я научился…

- я был (каким?) учеником…

- Спасибо за урок, все свободны.

Тема: Корень слова

Цели: Узнать что такое корень слова; учиться находить корень у слов.

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

 достигать цели урока

Презентация

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"

В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий  урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...