рабочая программа 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Данилова Светлана Петровна

рабочая программа по русскому языку 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_1_klass.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное автономное образовательное  учреждение
  2. «Средняя общеобразовательная школа №8  г.Улан-Удэ»

Принята  методическим объединением ___________

________________________

протокол №______________

«___________» августа 2020

__________/_____________/

Утверждена

Директором МАОУ «СОШ №8»

__________/О.Б.Грязнова/

«__»__________20__г.

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  2. по родному языку для 1 класса

начальное общее образование

уровень: базовый

учителя: Очировой Б.А.,

2021 - 2022 учебный год

г. Улан-Удэ

Пояснительная записка

     Настоящая рабочая программа по учебному предмету Родной русский язык педагога, реализующего ФГОС НОО (далее – Рабочая программа),  разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральным законом от 03 августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577), Уставом муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8  г Улан-Удэ» (далее – ОО), с учетом Рабочих программ воспитания, на основе авторской программы О. М. Александрова,  Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В. (Москва, «Просвещение», 2020 г.); УМК «Школа России».

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому родному языку, примерное содержание учебного предмета «Русский родной язык».

Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Русский родной язык».

 Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования.

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа

ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диагностической и монологической речи. В ходе изучения родного (русского) языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края.

Место предмета в учебном плане

          На изучение родного (русского) языка в 1 классе выделяется 33 часа.

Планируемые результаты освоения содержания курса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы начального образования:

Личностные результаты

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять общие цели и пути её достижения;                                                            

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- работать в материальной и информационной среде начального общего образования.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;  

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;  

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;  

- овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- использовать знаково-символические средства представления информации;

- использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

- слушать собеседника и вести диалог;

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс

Раздел  1. Русский язык: прошлое и настоящее.

Сведения  об  истории  русской  письменности:  как  появились  буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной

строки и заставок.

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.);

2) как  называлось  то,  во  что  одевались  в  старину (кафтан,  кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).

Проектное задание. Словарь в картинках.

Раздел  2. Язык в действии.

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за логическим ударением в предложении.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел  3. Секреты речи и текста.

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности.

Учебно – тематический план курса «Родной язык» - 1 класс».

№ раздела

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Раздел 1

Русский язык: прошлое и настоящее.

12

Раздел 2

Язык в действии.

10

Раздел 3

Секреты речи и текста.

9

Раздел 4

Резерв учебного времени

2

Итого

33

Календарно-тематическое планирование

Рабочих недель – 33

Часов – 33 (1 час в неделю)

№ урока

Тема урока

Планируемая дата

Фактическая дата

Секреты речи и текста (9 часов)

Как люди общаются друг с другом. Устная и

письменная речь.

Вежливые слова.

Вежливые слова.

Как люди приветствуют друг друга

Зачем людям имена.

Спрашиваем и отвечаем                        

Спрашиваем и отвечаем. Цели и виды вопросов.

Язык в действии (10 часов)

Выделяем голосом важные слова.

Выделяем голосом важные слова.

Выделяем голосом важные слова. Роль логического ударения.

Как можно играть звуками.

Где поставить ударение.

Где поставить ударение.

Где поставить ударение.

Где поставить ударение.

Как сочетаются слова.

Как сочетаются слова.

Русский язык: прошлое и настоящее (12  часов)

Как писали в старину.

Как писали в старину.

Как писали в старину.

Как писали в старину.

Дом в старину: что как называлось.

Дом в старину: что как называлось.

Дом в старину: что как называлось.

Дом в старину: что как называлось.

Во что одевались в старину.

Во что одевались в старину.

Во что одевались в старину.

Во что одевались в старину.

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

1. Русский родной язык. 1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций

/ О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2020.

2. Русский родной язык. 1– 4 классы. Рабочие программы / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019.

Интернет-ресурсы

Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny

Академический орфографический        словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop

Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru

Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types

Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs Обучающий корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru/search-school.html

Издательский  дом  «Первое  сентября».  Журнал  «Русский  язык».  URL: http://rus.1september.ru

Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru

Православная  библиотека:  справочники,  энциклопедии,  словари.  URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/

Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru

Русский язык в школе. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash

Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya

Учительская газета. URL: http://www.ug.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...