Авторский урок "Постановка знаков препинания в конце предложения" 2 класс ЭШ (1 год обучения)
план-конспект урока по русскому языку (1, 2 класс)

Шмайлова Елена Владимировна

Урок разработан для учащихся первого года обучения по программе Эффективная начальная школа (второе полугодие). Урок открытия нового знания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок открытия нового знания.

«Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?»

I этап. Организация класса (орг.момент)

Приветствие учителя.

Здравствуй – слово не простое!

В нём сияет солнца свет.

Повторяя «здравствуй» снова

Доброту прими в ответ.

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и подарим в ответ самые добрые улыбки. Ведь от добрых хороших слов становится легко и приятно на душе.

Пожалуйста, проверьте, всё ли у вас в порядке на столе, посмотрите все ли канцелярские принадлежности приготовлены к уроку. Внимание, мы начинаем урок русского языка.

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

Давайте мы с вами подготовимся к минутке чистописания. Сделаем небольшую зарядку.

-руки перед собой, локти прямые, не касаются поверхности стола. Передаём карандаш из правой руки в левую (3-4 раза)

- карандаш между ладонями, руки вытянуты вперёд – растираем карандаш (на счет до 10)

- упражнение «фокусник» - крутим карандаш тремя пальцами правой руки (большой, указательный, средний)

- упражнение «обезьянка»

- упражнение пишем в воздухе.

 Проверяем положение тетради и записываем соединения слогов Фа ми, (каллиграфическая тренировочная запись, направленная на воспитание точности движений).

Учитель: Что вы скажете о слогах, которые мы записали?

Ученики: это ноты Ми, Фа.

(Проверить записи в тетрадях).

С новой строки пишем слово Фамилия.

Обращаем внимание на правильность соединения букв.

Учитель:

Ребята, что такое фамилия?

Учащиеся:

-Это второе имя.

Учитель:

- Да, фамилия -  это, практически, второе имя. Это наследственное семейное наименование, добавляемое к личному имени. Слово «фамилия» пришло к нам из латинского языка, дословно обозначает «принадлежу» и объединяет членов одной семьи и передаётся по наследству от отца к детям.

Мы с вами узнали значение слова «фамилия», посмотрели, как записывается это слово, а где мы можем узнать правильное написание других слов русского языка?

Ученики:

- В орфографическом словаре.

Учитель: Правильно, давайте положим в нашу словарную копилочку новые слова.

Запишите, пожалуйста, слово «Словарь».

Словарь: петух, пенал, посуда. (ставим ударение, подчёркиваем «опасные» места.

Учитель:

- Слово петух происходит от глагола «петь», мы можем сказать, что «ПЕТУХ = ПЕВУН».

Слово «петух» имеет и переносное значение:

Задир и забияк часто называют петухами за дурной характер. Чтобы узнать ещё одно переносное значение этого слова, послушайте стихотворение:

«На пении Вася пустил «петуха»

И все засмеялись: «Хи-хи! Ха-ха-ха!»

По классу немного петух полетал,

В гуся превратился

И прямо – в журнал!»

- Учитель: Что значит «пустить петуха»?

- Ученики: ? (свои варианты).

- Учитель: О каком гусе идет речь?

- Ученики: О двойке.

Молодцы ребята!

III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Учитель: Ребята, помогите восстановить стихотворение, пропала рифма:

«После обеда я мыла посуду,

Вымыла в кухне огромное _________ (блюдо).

Десять тарелок, две поварёшки,

Двадцать три ножика, вилки и _________ (ложки).

Только кастрюли я мыть не хотела,

Чистить кастрюли – нелёгкое __________ (дело).

Я никогда не берусь за такое.

Вечером мама кастрюлю ___________(домоет).

Учитель:

- Молодцы, ребята! Вы правильно подобрали рифму.

Скажите, пожалуйста, а какие интонации вы услышали в этом стихотворении?

Ученики:

- Спокойные интонации.

- Учитель:

-Прозвучали ли у меня вопросительные интонации?

Ученики:

- Нет.

-Прозвучали ли у меня восклицательные интонации?

Ученики:

- Нет.

А как мы обозначаем на письме окончание предложения, если нет повышения голоса или вопросительной интонации?

Ученики:

- Мы ставим точку.

Учитель:

- Молодцы ребята. Как думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Ученики:

- Мы будем определять интонации в предложениях и ставить нужные знаки препинания.

Учитель:

-Какие задачи мы поставим перед собой?

Ученики:

- Научиться определять конец предложения, научиться правильно определять интонацию. Не забывать ставить знаки препинания в конце предложения.

 IV этап. Открытие нового знания.

Учитель:

Сегодня мы с вами будет учиться правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

Внимание на доску:

(запись на доске)

Ребята пошли кататься на санках

Ребята пошли кататься на санках

Ребята пошли кататься на санках

Во всех трёх предложениях отсутствуют знаки препинания в конце предложения. Как вы думаете, какие знаки препинания надо поставить в первом предложении, послушайте (учитель читает с повествовательной интонацией).

Ученики:

- Мы ставим точку, Вы понизили голос в конце предложения и не было вопросительной и восклицательной интонации.

Учитель:

- Правильно, ребята. А теперь прочитайте предложение так, чтобы интонация стала вопросительной.

А теперь прочитайте предложение так, чтобы интонация стала восклицательной.

Поставьте правильно знаки препинания (работа у доски, запись предложений в тетради).

V этап. Физкультминутка. Танец под музыку.

VI этап. Первичное закрепление.

Работа по карточкам. Определить границы предложений в тексте и определить постановку знаков препинания. Ответить на доп.вопросы: Определить тему текста. Озаглавить текст. Работа в парах. Выбор лучшего заголовка.

Наступила большая засуха пыль стояла над полями ручьи и речки высохли на траве нет росы длинные сухие ветки деревьев трещат от жары вдруг появилась туча замолчали птицы полил дождь все кругом стало радостно

Зачитывание получившихся предложений и заголовков.

VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Работа по учебнику: стр. 98, упражнение 143. Прочитать и составить предложения по образцу.

Подведение итогов:

Что мы сегодня узнали нового?

(ответы детей)

Было ли вам трудно?

(ответы детей)

Выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока?

(ответы детей).

Учитель:

Молодцы ребята. Вы славно потрудились!

(Объявление оценок за урок)

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе на тему:"Знаки препинания в конце предложения..."

презентация к уроку русского языка в 3 классена тему:"Знаки препинания в конце предложения"...

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения"

Урок русского языка по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения" проводился в 1 классе. Цель урока: закреплять представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль...

Открытый урок по русскому языку в 1-ом классе по теме " Знаки препинания в конце предложения".

Данный урок был представлен на семинаре учителей ВАО города Москвы в 2009 году при обучении детей разных национальностей в одном классе и получил высокую оценку педагогов....

Урок русского языка в 1 классе (Программа "Школа России") Тема: Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

Урок русского языка в 1 классе. Урок №6.Программа "Школа России"Тема "Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения"Цели:Систематизировать знания учащихся о грамматических признаках пре...

Урок русского языка в 1 классе (Программа "Школа России") Тема: Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

Урок русского языка в 1 классе № 7.Программа «Школа России»Тема: Интонация. Знаки препинания в конце предложения.Цели:Закреплять знания учащихся о грамматических признаках предложения; пополнять слова...

Урок русского языка в 1 классе "Интонация. Знаки препинания в конце предложения"

На уроке дети учатся самостоятельно работать над новой темой, делать выводы. Роль учителя – направляющая. Используются активные формы обучения: работа в парах, взаимопроверка выполненных заданий, рабо...

Рабочий лист к уроку русского языка по теме : "Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки."

Рабочий лист к уроку русского языка в 1 классе по теме : "Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки." к УМК "Школа России"....