Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Из чего состоят слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Колмогорова Елена Петровна

Урок-обобщение по теме: состав слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из чего состоят слова?26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Из чего состоят слова?» Повторяем состав слова.

I.Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

-Настроение каково?  -Во! (поднимают большой палец наверх)

-Все такого мнения? –Да!

-Поприветствуйте друг друга - партнёры по плечу (кулачками).

-Поприветствуйте всю команду! (соединяют  ладошки все вместе)

II. Формулирование темы и цели урока. 

- Закройте глаза (на экран проецируется картинка леса с музыкой пения птиц).
- Ребята, где мы оказались? (В лесу)

- Я, ребята, тоже волновалась перед сегодняшним уроком и мне приснился сон, в котором я тоже оказалась в лесу и заблудилась, но повстречала там кого вы думаете? Отгадайте загадку:

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку ей она подарила.
Девочка имя забыла свое,
Ну, отгадайте, как звали ее?

- Правильно – Красная Шапочка. Мне пришлось просить помощи, она не отказала мне, но она предложила выполнить некоторые задания. Тут я проснулась, а задания то остались в памяти, поможете мне?  

- Вот  первое задание от Красной Шапочки. Сейчас мы напишем небольшой диктант, в котором вы будете записывать только буквы. А что получится, вы узнаете. Капитаны берут листочек розового цвета для этого задания. Будьте внимательны! Раунд Тэйбл  – обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.

 (Задания читаются учителем, клетки заполняются детьми последовательно)

1-я буква – второй мягкий согласный в слове ЛИСИЦА          (С)

2-я – проверяемая безударная гласная в корне слова   МОРЯ  (о)

3-я – согласный  на конце слова АДРЕС                                      (с)

4-я – согласный на конце слова БИЛЕТ                                           (т)

5-я – безударная непроверяемая  гласная в корне слова АПРЕЛЬ             (а)

6-я –  непроизносимый согласный  в слове                         (в)

ЗДРАВСТВУЙ    

           

1-я буква – согласный в конце  слова класс                       (с)

2-я – непроизносимый согласный  в слове СОЛНЦЕ       (л)

3-я –безударная  гласная  в названии столицы нашего      (о)

государства - МОСКВА                                                                    

4-я – парный  согласный в начале слова  ворона              (в)

5-я – безударная  гласная в слове КАРТИНА                         (а)

- Прочитайте название.

С

о

с

т

а

в

с

л

о

в

а

   

-Этой теме мы с вами посвятили много уроков. Мы уже знаем, что такое состав слова. Но и сегодня на нашем уроке давайте повторим что такое части слова.  Возможно, кто-то  откроет для себя новое, интересное.

- А какую цель поставим перед собой? (Повторить состав слова)

- А почему повторить, а не познакомиться, узнать? (Это изученная тема.)

III. Актуализация опорных знаний

- Ребята, давайте вспомним сейчас из каких кирпичиков выстраивается слово выполним второе задание от Красной Шапочки. Это задание на  голубом листочке вы выполните с партнером по плечу.

1)Какие части слова вы знаете? Запиши их схематически.

3) Часть слова без окончания это -      ………….

5)  Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов это - ……….

2) Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов предложения это - ……….

4) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов это - ……….

6) Главная часть слова это - …….

- Ребята, в состав слова входят какие части? (Корень, суффикс, приставка, окончание, основа) Дети на доске по очереди выстраивают составные части модели слова.

- На что это похоже? (На самолет)

-А кто из вас строил, клеил самолет?

-Как называется эта структура? (МОДЕЛЬ)

 -Верно, вы назвали составные части слова, а если собрать их воедино, то мы получим МОДЕЛЬ СЛОВА

IV. Организация учебной деятельности.

  • Ребята, в  третьем задании от Красной Шапочки  каждый из вас выберет на зеленом листочке себе задание по силам и выполнит его самостоятельно.   Подпишите свой лист. (Разноуровневые задания предлагаются ученикам)

ФИ ученика

Самооценка

1 Уровень.  Образуй слова  по схеме и запиши их,  обозначь части слова.

За + город + н + ый =

Под + свеч + ник =

При + мор + ск + ий =

Без + облач + н + ый =

На + столь + н + ый =

2 Уровень.  Разбери слова по составу.

      Березка, лесник, снежинка, книги, морозный, пришкольный.

3 Уровень.  Обозначь приставки в тех словах, где они есть.

        Поездка,  забор, заболел,  открыть, паровоз, дожить, домашний, прадедушка, далекий.

- Давайте выполним проверку с образцом на доске. Оцените себя . За уровень 1 – 5 баллов, за уровень 2 – 6 баллов, за уровень 3 – 7 баллов.

- Молодцы, готовы к четвертому заданию от Красной Шапочки? 

- Предлагаю вам, ребята, отгадать загадки. За отгадку в конце урока каждая команда получит слодкий приз.

- Кто в лесу глухом живёт,

 Неуклюжий, косолапый?

 Летом ест малину, мёд,

 А зимой сосёт он лапу. (Ответ: Медведь)  

 

- Дети, а как вы думаете, какой сладкий приз вам приготовил мишка? (Мед)

-Хорошо, а как будут называться конфеты от мишки? («Мишка косолапый»)

- Ребята, посмотрите на обертку этой конфеты. Кто на ней изображен? (Медведица и медвежата). За основу иллюстрации этой обертки взята картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Дети-команда 1 получают коробочку с конфетами «Мишка косолапый».

Унесла его лиса
За далёкие леса…
Но придёт на помощь Кот,
Своего дружка спасёт!
Открывай, Лиса, мешок!
Ты свободен, Петушок!
Петя, Петя, Петушок,
Золотой … .
(Гребешок)
- Вам ребята повезло. И какие вам конфеты достанутся? («Петушок-золотой гребешок»). А петушок-золотой гребешок  является героем каких сказок? (А.С.Пушкин. Сказка о золотом петушке, Русская народкая сказка. Петушок-золотой гребешок)

Дети –команда 2 получают коробочку с конфетами «Петушок-золотой гребешок».

Хвост пушистою дугой —

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)

- Ребята, как будут называться конфеты от белки? («Белочка»)

- Первая сказочная белка, которая приходит на ум- это жительница хрустального домика из сказки  о царе Салтане А.С. Пушкина, где она грызёт орешки и поёт задорную песенку.
Дети – команда 3 получают коробочку с конфетами «Белочка».

- А четвертая команда получит задание после физминутки.

ФИЗМИНУТКА

Дети выполняют движения на мотив песни Красной Шапочки.

-Ребята, вам достается героиня из моего сна, Красная Шапочка.

Дети команда 4 получают коробочку с конфетами «Красная шапочка».

- Внимательно посмотрите и скажите, как называются эти слова: МИША-МИШКА, ПЕТУХ-ПЕТУШОК, БЕЛКА-БЕЛОЧКА, ШАПКА-ШАПОЧКА. (Однокоренные слова)

-Ребята, а как назвались бы тогда конфеты со словам миша? (Миша косолапый)

- А как вам название «Петух-золотой гребень?» А «Красная шапка»?

- Какие получились слова по значению? (со значением уменьшительно-ласкательным) Какая морфема помогла нам  придать это значение? (Суффикс)

-Для чего нам нужна эта морфема?

- Мы с вами видим, что с помощью этой морфемы появились новые слова. Не зря кондитеры использовали такие названия конфет, ведь они звучны, ласковы.

Пятое задание от Красной Шапочки.

-Ребята, вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора? Сегодня мы с вами уже строили модели слов. А сейчас  мы с вами сейчас будем конструировать слова. Каждый возьмите карточку жёлтого цвета. Берите ту часть слова, которая указана в таблице. И у вас должно получиться 4 новых слова. (солнышко, подснежники, лужица, травка) Обратите внимание, самое первое слово старинное: солнопёк, сегодня мы говорим солнцепёк. Возьмите от него первый корень.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

солнопёк

зернышко

молоко

подбежать

снежок

фокусник

реки

лужа

лисица

берёза

весна

хлопушка

глазки

-Умнички мои, давайте с вами проверим, что из этого получилось. Из полученных слов вы должны получить картину.

V.  Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов.

 Из слов составляется на доске весенняя картина.

- Молодцы, ребята. Что мы сегодня повторили на уроке? (Состав слова.)

- Для чего служат нам кирпичики-морфемы? (Для образования новых слов.)

Прошу вас прикрепить к нашей картине смайлики, которые покажут ваше настроение. Ну и не забудем про награды, они вас ждут. Ребята берут из коробочки конфеты.

 Если остается время: учебник стр. 166 упр.2 –подобрать слова по схемам.

  1. Коровушка, летчик.
  2. Свинопас, пчеловод.
  3. Развеселый, негромкий.
  4. Пришкольный, подсвечник.

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

солнопёк

зернышко

молоко

подбежать

снежок

фокусник

реки

лужа

лисица

берёза

весна

хлопушка

глазки

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

солнопёк

зернышко

молоко

подбежать

снежок

фокусник

реки

лужа

лисица

берёза

весна

хлопушка

глазки

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

солнопёк

зернышко

молоко

подбежать

снежок

фокусник

реки

лужа

лисица

берёза

весна

хлопушка

глазки

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Новое слово

солнопёк

зернышко

молоко

подбежать

снежок

фокусник

реки

лужа

лисица

берёза

весна

хлопушка

глазки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"

Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...

Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"

Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Лексическое значение слова"

Конспект урока по русскому языку в 3 классеТема: «Лексическое значение слова»Целевые установки:- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;- познакомить с лексическим значением сл...