Русский язык 4 класс "Личные местоимения."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Иванова  Надежда Юрьевна

Личные местоимения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Личные местоимения.

Цель урока: усвоение учащимися понятия личные местоимения, закрепить понятие о местоимении и о роли местоимения в речи.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у детей общее понятие о личных местоимениях; обогащать речь и словарный запас. 

Развивающие: развивать умение в определении личных местоимений; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление. 

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку; формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности; расширение знаний о родном языке. 

Познавательные универсальные учебные действия

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить классификацию;

- проводить сравнение, делать выводы на основе сравнения;

- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

- строить рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- принимать активное участие в учебной деятельности, используя речевые коммуникативные средства;

- стремиться к сотрудничеству; приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.


Оборудование: презентация, таблица


Ход урока

I Организация класса.

II Самоопределение к деятельности.

Презентация.

1.(Устная работа)

Прочитать про себя текст.

Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают совы над снегами. Кормом сов являются мыши, зайцы, куропатки. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает сова добычи. Охотнику редко удаётся подойти к сове. Зимнее оперение совы белее снега.

Вопросы.

Что здесь не так?

Красиво ли звучит текст?

Что надо сделать?

(Работа по замене имён существительных местоимениями)

Придумать заголовок. Назвать личные местоимения.

Что такое местоимение? (Правило)

III Работа по теме.

Работа по учебнику.

Самостоятельная работа.

Упражнение 114 (стр.54-55)

1-ый вариант (1 и 3 предложения), 2-ой вариант (2 и 4 предложения)

Задание: записать предложения, заменяя грамматические признаки

местоимений словами (местоимениями)

2.Выборочный диктант.

(Презентация)

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю.

Мы сегодня в лес пойдём

За зелёной ёлкой.

Прочитайте местоимения.

Это местоимения 1-го лица, они указывают на говорящего или говорящих.

(я, мы – 1-е лицо)

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь.

Весело текли вы,

Детские года.

(ты, вы – 2-е лицо)

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Что за яблоко! Оно

Соку спелого полно…

В небо взлетают цветные огни,

Весть о победе разносят они.

(он, оно, они, а также местоимение «она» - 3-го лица)

Учащиеся записывают местоимения в тетрадях.

- Из каких произведений эти строки? Назовите авторов.

3. Загадки.

- Догадайтесь, о чём идёт речь.

Утром –

Так заведено –

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт оно

Розовой жар-птицей.

( Солнце)

А стемнеет – он придёт:

Тоненький, смущённый,-

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

(Месяц)

Срок прошёл – плывёт она

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна.

(Луна)

- Кто же он, оно, она?

Записать в тетрадях.

Оно – солнце, он – месяц, она – луна.

          Почему нельзя сказать солнце – она, месяц – оно, луна – он?

  • Какой можно сделать вывод о местоимениях 3-го лица?
  • Изменяются по родам, как имена существительные.
  • Как ещё изменяются местоимения?
  • По числам.

Сравнение существительных и местоимений.

Физкультминутка.

I V Продолжение. Закрепление.

  1. Работа с учебником.
  • Письмо по памяти.
  • Стр.52, правило
  • Упражнение 115 (стр.55)

2.Редактирование текста.

(в Презентации)

Целый день ребята трудились. Ребята строили снежную горку во дворе. Только к обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать.

(Письменно). Заменить, где нужно существительные местоимениями.

ТЕСТОВАЯ РАБОТА

1.Укажите местоимения 2-го лица.

а) я, мы

б) ты, вы

в) он, она, оно, они

2.Укажите строку, где все местоимения единственного числа.

а) я, ты, вы, она, он

б) ты, он, она, я, оно

в) мы, они, вы

3.Укажите местоимения 3-го лица.

а) я, ты

б) мы, вы

в) он, она, оно, они

4.Личные местоимения.

а) называют предметы

б) указывают на предметы

в) указывают на признак предмета

5.Укажите грамматические признаки местоимения, которое

употреблено в стихотворении.

- Белая медведица!

- Во льдах живёт она?

- Метель и гололедица

Медведям не страшна?

а) 2-е л., ед.ч.

б) 3-е л., ед.ч.

в) 3-е л., мн.ч.

Самопроверка (ответы на доске).

Ответы: б, б, в, б, б.

V Рефлексия. Подведение итогов.

  • Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
  • Что узнали нового?
  • Чему научились?

VI Домашнее задание (с пояснением).

Упражнение 117 (стр.55)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Урок русского языка. Тема «Личные местоимения» 3 класс УМК «Школа России»

    Технологическая карта урока. Урок русского языка.    Тема  «Личные местоимения»   3 класс  УМК «Школа России»...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4

laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....

Конспект урока по русскому языку «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имен существительных» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений употреблять личные  местоимения для замены повторяющихся имен существительныхПланируемые результатыПредметные:знать как определять у личных местоиме...

Конспект урока по русскому языку. Тема "Личные местоимения" (УМК "Школа России,3 класс)

Тема: «Личные местоимения».Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных  местоимениях, умения выделять их в речи и правильно употреблять...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...

Конспект урока русского языка «Склонение личных местоимений 3-го лица» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся об изменении личных местоимений 3-го лица по падежам.Планируемые результатыПредметные: Знать: грамматические признаки личных местоимени...