Разработка урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Файзуллина Виктория Викторовна

Разработка урока по русскому языку "Падежные окочания имен существительных", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока23 КБ

Предварительный просмотр:

-Здравствуйте! Ребята мы сегодня на уроке с вами не одни, к нам приехали гости, как вы думаете зачем? Конечно же посмотреть на нас.

Мы сегодня на уроке будем работать дружно, слаженно и девиз нашего урока «Сделал сам, помоги другому». Поэтому улыбнитесь друг другу, а можете даже подмигнуть, напомнив о том, что я не брошу тебя в беде!

Минутка чистописания

Напишите каллиграфически те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках. Соблюдайте правильные соединения.

1.Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный... (класс, сс- верхнее соединение).

2.Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна).

3.Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно, ...(грипп).

4.Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут .. .(аллея, лл - нижнее соединение).

5.Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000 граммам.(килограмм, мм - нижнее соединение).

6. Шестой день недели (суббота).

7.Их используют для приготовления сдобного теста, кваса, пива (дрожжи). 8.Название автомобильной дороги с твердым покрытием. (Шоссе)

Полученная запись в тетрадях детей: сс нн пп лл мм бб жж рр сс Оцените

Какое слово лишнее? Шоссе

Почему? Докажите. Потому что это не склоняемое существительное.

Что значит несклоняемое имя существительное? (Не имеет окончание, все слово основа, не имеет падежного окончания)

А вызнаете…

Самое длинное шоссе занесено в книгу рекордов Гинесса. Это панамариканское шоссе, протяженностью 300000 километров, которое содиняет между собой два материка Северную и Южную Америку. Шоссе проложено от Аляски до Огненной Земли, т.е от самой северной точки, до самой южной.

Что такое склонение? Изменение слова по падежам.

Сколько склонений в русском языке? 3

Карточка №1

Распределите слова в три столбика.

Семья, дом, отец, мать, дитя, любовь, помощь, забота, папа, уют.

В какую одну тему можно объединить эти слова? Семья. Почему?

Найдите слова синонимы? (Отец, папа) Проверьте.Оцените

Запишите в каждую группу свое слово на любую тему, а можете продолжить на эту.

Запишите пословицу. Задание из ВПР!!!

Дружная семья не знает печали. (Подчеркните грамматическую основу. Над каждым словом надпишите части речи.) Оцените.

Найдите слово 3 склонения. Докажите. как определить склонение у имен существительных.

Алгоритм.

1.Поставить слово в начальную форму.

2. Определить род, окончание

3. Определить склонение.

Просклоняйте слово печаль. Выделите окончание. Обменяйтесь тетрадями. Оценивание

Физминутка.Я называю существительные разных склонений, а вы если услышите слово в первом- склонении хлопаете, во- втором топаете, в третьем- машете руками.

Память, дорога, внимание, школа, самолет, лень, огонь, снег, вата, учитель, ручкой.

Работа в группах прочитайте диалог

– Посмотрите на записанный диалог двух учеников.

Найдите однокоренные имена существительные.

В каком падеже они стоят? Выделите окончания.

– У меня в тетради одни четверки!

– А в моей тетрадке есть пятерки.

Однокоренные слова

Падеж у этих слов

Окончание у этих слов


– У меня в тетради одни четверки!

– А в моей тетрадке есть пятерки.

Однокоренные слова

Тетради, тетрадке

Падеж у этих слов

П.П.

Окончание у этих слов

Окончание е и

Что заметили ? (падеж один, но разные окончания.)

От чего зависит окончание? От склонения.

???? Тема урока: Падежные окончания 3 склонения.

Сформулируйте цель нашего урока.

Цель нашего урока: узнать падежные окончания 3 склонения .

Просклоняйте рядом антоним слова печаль. (Радость)

Есть ли разница в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже?

Сделайте вывод Ударные и безударные окончания в третьем склонении пишутся одинаково.

Прочитайте вывод в учебнике на с 99 в учебнике

В каких падежах имена существительные 3 склонения имеют одинаковые окончания? (Р.п, Д.п, П.п)

Карточка 2. В паре

Вставьте пропущенные буквы. Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания.

На лошад.. , на лошадк.., на постельк.., на постел..,

в колыбельк.. , в колыбел.. , о медальк.. , о медал..

Взаимопроверка, оценивание

Карточка 3. В группах

Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имени существительного «ель» во всех предложениях.

В лесу на поляне растет ель. На ел.. висят шишки. Часто на ел.. забирается белочка. Нередко к ел.. прилетает дятел. Под ель.. прячется пугливый зайчонок. Зимой около ел.. увидишь на снегу следы зверей и птиц. Оцените себя

Ребята вспомните главный вопрос, который несколько уроков назад поставил перед нами Никита? ЗАЧЕМ нам нужно изучать тему склонение имен существительных?

Теперь мы можем ответить на него? (Да, чтобы правильно писать падежные окончания)

Ребята, а сейчас мы можем сказать с уверенностью : Мы научились писать падежные окончания во всех трех склонениях? (Нет, нам нужны упражнения для отработки этой орфограммы).

Предлагаю в группе оценить работу каждого из Вас, листы оценивания сдать мне после урока.

И на последок … Маленькие секретики сюрпризикики от меня Вам!

Падежные безударные окончания

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Р.П.

Д.П.

П.П.


Лист самооценки. _____________________

Задание

Оцениваю свою работу

Оценка группы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

«+» - нет ошибок;

«+ -» - 1-3 ошибки;

«-» - более 4 ошибок

Карточка 1. Самостоятельно

Распределите слова в три столбика.

Семья, дом, отец, мать, дитя, любовь, помощь, забота, папа, уют.

Карточка 2. В паре

Вставьте пропущенные буквы. Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания.

на лошад… ( )

на лошадк… ( )

на постельк… ( )

на постел… ( )

в колыбельк… ( )

в колыбел… ( )

о медальк… ( )

о медал… ( )

Карточка 3.

Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имени существительного «ель» во всех предложениях.

В л..су на полян.. растет ель( ). На ел... ( ) висят шишки. Ч..сто на ел.. ( ) забирается белочка. Нередко к ел.. .( ) прил..тает дятел. Под ел...( ) прячется пугливый зайчонок. Зимой около ел…( ) увидишь на сн..гу сл..ды зв..рей и птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...