Технологическая карта урока "Текст-рассуждение" 2 класс. Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Рябкина Татьяна Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst-rassuzhdenie._2_klass._shkola_rossii.docx219.89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 26.04.2023

Школа: МАОУ «ОЦ №1»

Класс:

Урок: 5

Время: 17:20 -18:00  Кабинет: 223

Студент: Мыларщикова Татьяна Владимировна

Группа: 44

Учитель: Чухарева Ирина Олеговна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Что такое текст-рассуждение?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления о понятии «текст-рассуждение», ознакомление с его отличительными признаками.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические

  1. формировать понятие «текст-рассуждение»;
  2. формировать умение различать текст-описание от других текстов.

Предметные:

  1. Усвоение знаний о тексте-рассуждении;
  2. Умение различать текст-рассуждение от других текстов.

Развивающие:

1)развивать у обучающихся устную речь посредством полных ответов на вопросы учителя.

2)развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Личностные:

1)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

2)осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний.

Воспитательные:

1)применять правила совместной деятельности, проявлять способность договариваться;

2)закрепить умение планирования и самоконтроля.

УМК: 2 класс, 2 часть. УМК «Школа России»

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

1. Приветствует учащихся.

2. Создаёт условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 - Добрый день, ребята! Меня зовут Татьяна Владимировна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Я скажу слова «Добрый день …» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Добрый день всем девочкам!
Добрый день всем мальчикам!
Добрый день всем тем, кто чистил сегодня зубы!
Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!
Добрый день всем, кто любит конфеты!
Добрый день всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!

Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

3. Проверяет готовность к уроку.

- Давайте убедимся, что на партах у вас лежит только самое необходимое. Все лишние нужно убрать!

Приветствуют. Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Эмоционально настраиваются на урок

Проверяют готовность к уроку

УУПД:

выявлять причинно-следственные связи

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

Проектор с презентацией

слайд 1

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (иллюстрация)

Внешний контроль

1. Повторяет пройденный материал

-Обратите внимание на слайд, спишите слова, вставьте пропущенные буквы, каллиграфическим почерком.
-Первое слово с заглавной буквы, подчеркните орфограммы, в конце поставьте точку.

Номер 6 работает у доски, остальные у себя в тетради.

Т..тра..ь , еж..,к, к..р..ндаш.. ,сне.., т…релка

-Давайте проверим, как вы написали слова, посмотрите на слайд..

Были ли у вас ошибки? В каких словах?

-У вас на партах лежат карты достижений, можете отметить этот этап плюсом, потому что вы его только что прошли!

-Заметили что-нибудь необычное?

-Попробуйте из первых букв составить слово.

-Что получилось?

-Верно! Подчеркните у себя в тетради то слово, которое у вас получилось написать лучше всех.

1.Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проблемная ситуация.

давайте проверим ваши знания о том, что такое текст. Я буду читать предложения о тексте, если верно, хлопните в ладоши 1 раз, если не верно - топните 1 раз.

1. Текст состоит из одного предложения

2. Текст состоит из нескольких любых  предложений

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу

4. Текст обязательно имеет заголовок

5. Текст не всегда имеет заголовок

6. Текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму

7. Текст может быть небольшим по объёму

8. Текст всегда состоит из одной части

-Ребята, а что такое текст?

- Ребята, а с какими текстами вы уже знакомы?

- Что такое текст-описание?

-Что такое текст-повествование?

-Прочитайте текст, который видите на слайде.

- Попробуйте определить, что это за текст?

- Это текст-рассуждение, с которым мы сегодня познакомимся.

Отвечают на вопросы.

 - Тетрадь, ежик, карандаш, снег, тарелка

- Текст

+


+


+


+

Это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.

 - С тестом-описанием и текстом-повествованием

- Это текст (часть текста) в котором дается описание или явление предмета. К тексту-описанию можно поставить вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

- Это текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим. К таким текстам можно поставить вопросы Что случилось? Что произошло?

- А имя у птицы немного странное – зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождем его песня смолкает. Он хохлится, будто зябнет. Поэтому эту птицу называют зябликом.

-Затрудняемся ответить

К.- строить сообщения в устной и письменной форме.

П. – осуществлять логические действия: анализ, синтез, обобщение.

Проектор с презентацией

Слайд 2,3,4

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (иллюстрация)

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

-Ребята, следственно какова тема нашего урока? . .

 

-А как вы думаете, какую цель мы можем с вами поставить на урок?

Для этого вам помогут опорные слова на слайде.

Познакомиться…

Научиться…

-Ребята, для достижения поставленных целей нам нужен план работы, но он перепутался. Давайте попробуем его поставить в правильном порядке.

1. Выполним практическое задание и узнаем признаки текста-рассуждения

2. Поработаем с текстом-рассуждением.

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Поведем итоги.

-Кто согласен с планом, поднимите большой палец вверх.

-Отлично, молодцы.

Формулируют тему урока.
Ставят цели.
Составляют план.

-Тема урока: “Текст-рассуждение

-Познакомиться с текстом-рассуждением,

-Научиться определять его признаки

1. Выполним практическое задание и узнаем признаки текста-рассуждения.

2. Поработаем с текстом-рассуждением.
3. Выполним самостоятельную работу.
4. Поведем итоги.

Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности.

П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.

П.- строят речевое высказывание

Р: целеполагание

Проектор с презентацией

слайд 5,6

Открытие детьми новых знаний

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов (учебный диалог)

Группа наглядных методов (иллюстрация)

1.Работа над понятием

- Откройте страницу 105.Прочитайте текст в № 180.

- Прочитайте рассказ О. Карлович о птице.

- О чем этот текст? В каком предложении выражена главная мысль текста?

- Откройте толковый словарь и найдите слово УНИКАЛЬНЫЙ.

- Приведите доказательства, которые подтверждают то, что сова уникальна.

1 доказательство?

2?3?4?

- Прочитайте предложение, где автор дает свою оценку птице?

-Давайте повторим из каких частей состоит текст-рассуждение. И составим схему.

- Какой вопрос можно задать к такому тексту?

- В первой часть высказывается мысль, которая требует объяснений, доказательств;

- во второй части – это само объяснение, доказательство;

- и в 3 части – это вывод. И вы верно заметили, к тексту-рассуждению можно поставить вопрос Почему?

-Итак, мы выполнили это задание, теперь давайте отметим это в наших картах достижений.

Работают с учебником.
Выполняют упражнения.

- О сове, в 1 предложении

- Уникальный – это единственный в своем роде, неповторимый.

-которые употребляются в одном

числе

 Оба глаза «на лице», она может легко повернуть голову на 180 градусов, летает бесшумно, видит хорошо и днем и ночью.

- «В общем, не птица, а чудо!»

-”Почему?”

Р.- ориентирование в учебнике.

П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Р.- планируют свои действия в соответствие с задачей.

П.- строят речевое высказывание.

Проектор с презентацией

слайд  7,8,9

 

Первичное закрипление нового знания

Организует фронтальную и индивидуальную работу

- Посмотрите на упражнение 181. Прочитайте его.

- С какого слова начинается каждый вопрос?

- Давайте ответим на все эти вопросы.

-В вашем тексте должно быть минимум 3 предложения.

  1. Какова главная мысль у этого вопроса. (Слово Москва надо писать с заглавной буквы)
  2. Теперь давайте докажем почему. (Москва - это город. Названия городов это имена собственные)
  3. Теперь давайте сделаем вывод.
    (Вот поэтому слово Москва нужно писать с заглавной буквы.)

Какова главная мысль у этого вопроса. (Подорожник - интересное растение)

Теперь давайте докажем почему. (Свое имя он приобрел, потому что любит расти на обочинах дорог и тропинок.)

Теперь давайте сделаем вывод.

(Вот поэтому подорожник так назвали.)

Какова главная мысль у этого вопроса. (Слова он и пенал - это разные части речи.)

Теперь давайте докажем почему. (Он - это местоимение, так как это слово всего лишь указывает на предмет, но не называет его. А слово пенал - это существительное, потому что оно обозначает точный предмет.)

Теперь давайте сделаем вывод.

(Поэтому слова он и пенал - разные части речи.)

- Молодцы! Вот так и составляется текст-рассуждение.

- Выберите один из вопросов и составьте с ним текст-рассуждение, просто ответив на вопрос, вопрос тоже нужно писать. Обратите внимание на схему.

-Давайте отметим это в нашем листе достижений.

-Итак, ребята, какой вывод можно сделать?

        

Выполняют задания из учебника

-Со слова “Почему”

1.        Потому что это имена собственные

2.        Потому что растет рядом с дорогой

3.        Он – это местоимение (указывает на предмет), а пенал – это существительное (называет предмет)

4.        Потому что его можно проверить – морозы

Какова главная мысль у этого вопроса. (На конце слова мороз надо писать букву “з”.)

Теперь давайте докажем почему. (Мы напишем букву “з”, потому что можно подобрать проверочное слово - морозы.)

Теперь давайте сделаем вывод.

(Вот поэтому на конце слова мороз надо писать букву “з”.)

Проектор с презентацией

слайд  10

Самоятоятельная работа 

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

-Сейчас вы получите карточки с заданиями. Выполнять вы их будете самостоятельно.

-Давайте повторим из скольки частей состоит текст рассуждение.

-На карточке текст-рассуждение. В нем пропущена одна часть. Вам нужно ее восполнить. На работу у вас есть 3 минуты. Затем проверим.

-Обратите внимание на слайд. Если у вас все точно так же, поставьте себе в лист достижений плюс. Напротив графы “Самостоятельная работа”

Выполняют задание.

УУПД:

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию

различных видов и форм представления;

УУКД:

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять

поручения, подчиняться;

Проектор с презентацией

слайд 11

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов (беседа)

- Какие бывают тексты?

-Давайте попробуем рассказать что такое:

- Что такое текст-описание?

-Посмотри на опору и расскажи нам.

- Что такое текст-повествование?

-Посмотри на опору и расскажи нам.

- Что вы знаете о тексте-рассуждении?

-Посмотри на опору и расскажи нам.

Выполняют работу с карточками в группах.

Текст-описание, текст-повествование и текст-рассуждение

- Это текст (часть текста) в котором дается описание или явление предмета. К тексту-описанию можно поставить вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

- Это текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим. К таким текстам можно поставить вопросы Что случилось? Что произошло?

- В тексте-рассуждении можно вывести 3 части:

- В первой часть высказывается мысль, которая требует объяснений, доказательств;

- во второй части – это само объяснение, доказательство;

- и в 3 части – это вывод. И вы верно заметили, к тексту-рассуждению можно поставить вопрос Почему?

УУПД:

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный

эксперимент

УУКД:

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению

и координировать свои действия с другими членами команды

Проектор с презентацией

слайд 12

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Группа словесных методов (опрос)

Внешний контроль

Парная

Взаимоконтроль

-Ребята, какая была тема урока?

-- Как звучала наша сегодняшняя тема?

- Какие цели мы поставили?

- Как вы думаете, мы реализовали то, что хотели?

-Выполнили ли мы все пункты плана?

-На партах у вас лежат карточки.

-Оцените свою работу на уроке. Допишите предложения.

-Я узнал….
-Я научился….

-Домашнее задание: упражнение 182.

-Сдайте, пожалуйста свои карточки. Спасибо за урок, до новых встреч!

Подводят оценку своей деятельности

- Как звучала наша сегодняшняя тема?

- Какие цели мы поставили?

- Как вы думаете, мы реализовали то, что хотели?

- Поднимите руку те, кому понравился рок.

- Поднимите руки те, кому не понравился урок.

- Что вы сегодня поняли, а что не поняли.

- Спасибо за урок! Всего вам доброго!

УУПД:

выявлять причинно-следственные связи

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

УУРД:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

Проектор с презентацией

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть II. Тема: Части речи и различение их признаков.

Данный материал содержит развернутую технологическую карту урока по УМК  "Школа России" В.П.Канакина,В. Г.Горецкий "Русский язык" 2 класс, часть 2, по теме : части речи и различение их.уникальнос...

технологическая карта урока по УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть II. Тема: Части речи и различение их признаков.

Данный материал содержит развернутую технологическую карту урока по УМК  "Школа России" В.П.Канакина,В. Г.Горецкий "Русский язык" 2 класс, часть 2, по теме : части речи и различение их.уникальнос...

Технологическая карта математика 3 класс школа России

Технологическая карта по математике 3 класс школа России...

технологические карты уроков 3 класс Школа России "Русски язык"

Календарно-тематическое планирование№ урокаТема,тип урока(страницы учебника,рабочейтетради)Календарные срокиПланируемые результаты обученияВиды деятель-ности учащихся, форма работыТворческая, исследов...

технологические карты уроков 3 класс Школа России "Русски язык"

Календарно-тематическое планирование№ урокаТема,тип урока(страницы учебника,рабочейтетради)Календарные срокиПланируемые результаты обученияВиды деятель-ности учащихся, форма работыТворческая, исследов...

технологические карты уроков 3 класс Школа России "Математика"

Урок 1Повторение: сложение и вычитание, устные приЁмы сложения и вычитания(учебник, ч. 1, с. 3–4; рабочая тетрадь, ч. 1, с. 3)Цель деятельностиучителяСоздать условия для проверки умений самостоя...

Технологическая карта урока (3 класс Школа России)

    Цель урока: формирование знаний учащихся  о корне слова, как о главной значимой части слова.        ...