Открытый урок по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сергунина Снежана Витальевна

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx50.99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя: Сергунина Снежана Витальевна

Дата: 16.04.24

Тема урока: «Части речи. Обобщение».

Класс: 2Г

Цель урока: обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Задачи урока:

Дидактические: закрепить умение распознавать части речи, отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки.

Развивающие: развивать внимание, память, речь, логическое мышление, культуру учебного диалога; обеспечить условия, благоприятствующие развитию у обучающихся монологической и диалогической речи.

Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к обучению, интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма;  формировать интерес к русскому языку.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные)

Личностные

  1. Организационный момент

Организовать направленное внимание на начало урока.

(2 мин.)

Беседа, слуховой

– Здравствуйте, ребята! Садитесь! Давайте друг другу улыбнемся и подарим хорошее настроение. Сегодня у нас гости и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но, начнем же урок, не будем зря время терять. (Слайд 1)

– Спасибо ребята! Надеюсь, что  настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут на нашем уроке и порадуются за ваши успехи.

– Откройте тетради. Отступите 2 строчки вниз от своей последней записи, запишите: «16 апреля». На следующей строчки: «Классная работа». Начнем наш урок с минутки чистописания. (Слайд 2-3)

Приветствуют учителя, гостей и друг друга.

Стихотворение читают подготовленные ученики.

Фронтальная

Компьютер, презентация

Фронтальная (наблюдение учителя за организацией рабочего места), самоконтроль

– понимать значение урока русского языка        в жизни человека

Коммуникативные:

– уметь воспринимать информацию на слух;

– уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные:

– настроить на продуктивную работу;

– планировать учебное сотрудничеств

о с учителем и сверстниками

  • сформировать эмоционально-положительный настрой на урок.
  1. Актуализация знаний

Активизация

соответствующих мыслительных

операций (анализ,

обобщение,

классификация и

т.д.) и

познавательных

процессов

(внимание,

память).

Беседа

Отгадывание загадки о букве

Словарная работа

Взаимопроверка по образцу.

(4 мин.)

Минутка чистописания

– На минутке чистописания мы будем прописывать 2 буквы, но какие – нам нужно угадать, так как тучки закрыли карточки с буквами.

Посмотрите на первую тучку и скажите, как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? Почему?

– А теперь расшифруем задание 2 тучки. (Слайд 4)

– Составьте 2 слова с буквами, которые мы прописали.

– Какая орфограмма встретилась в этих словах?

– А есть орфограмма, которую нужно запомнить. Как называются такие слова?

– У каждого есть карточка–дорожка со словарными словами. В них пропущены буквы.

Здра…ствуй, пр…щай, с…нтябрь, род…на, скор…, быстр…, вет…р, в…т…рок, р…сунок, р…совать.

– Вспомните, впишите нужные буквы.

– На экране вы видите правильный вариант.  (Слайд 5)

Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность написания слов. Если выполнено без ошибок – на полях нарисуйте зеленый кружок, если допустили 1-2 ошибки – желтый, более 3 – красный.

– Давайте с одним из этих слов придумаем и запишем предложение в тетрадь.

– Выделите грамматическую основу.

Внимательно слушают учителя.

Мы будем прописывать букву Чч. Потому что буквы ж,ш,ц обозначают твердые согласные звуки.

Будем прописывать букву Рр. Потому что оставшиеся буквы обозначают гласные звуки.

Вставляют пропущенные буквы.

Один ученик выходит к доске и записывает предложение.

Фронтальная, парная

Компьютер, презентация

Наблюдение, создание проблемной ситуации, работа по плану урока

– способность по характерным признакам определять букву;

– находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.

–подчёркивать орфограмму одной чертой, ставить ударение.

–обозначать графически выбор написания.

–проверять себя по образцу.

Регулятивные:

–способность осуществлять самоконтроль;

– умение прогнозировать необходимые действия и возможные результаты; Коммуникативные:

– способность слушать и понимать речь других;

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • формировать интерес к изучаемому предмету;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  1. Формулирование проблемы и постановка учебной задачи

Выделить границы изученного и неизученного, определить тему и цель урока, создать условия для осознания ее обучаю
щимися.

Словесный, практический

(8 мин.)

– Сегодня, когда я шла к вам на урок, незнакомец передал мне красивую шкатулку (показ шкатулки) и сказал, что открыть его, мы сможем только если будем выполнять задания. От каждого выполненного задания, у нас будет появляться один ключик, и когда мы их все соберем, то сможем открыть шкатулку. А чтобы узнать, кто этот незнакомец, вы должны отгадать загадку:

В городке цветочном этом

целый год сияет лето.

И народ весёлый тут --

коротышками зовут.

Среди них Пилюлькин есть,

Лютик -- всех не перечесть.

Самый главный, угадай-ка.

Ну конечно же…

(Слайд 6-7) (на доске появляется картинка Незнайки)

– Ребята, скажите, пожалуйста, а кто написал произведение, в котором Незнайка является главным герое?

– Незнайка герой какого произведения?

– Незнайка- это маленький мальчик из волшебной страны, который хотел познать мир.

Вы готовы начать получать ключики?

– Первое задание, которое приготовил Незнайка. Распределить слова в три столбика.

На доске слова: красный, бежит, мальчик, цветет, тюльпан, веселый. 

(Слайд 8)

– Какие слова войдут в первую группу, во вторую и третью?

– Почему именно эти слова вы отнесли к каждой из групп? В чем сходство слов каждого столбика?

– Как называются слова 1 столбика?

– Как называются слова 2 столбика?

– Как называются слова 3 столбика?

– Какое общее можно название можно дать этим словам?

– А кто из вас догадался какая тема нашего урока?

(Слайд 9)

– Ребята, а эта тема для нас новая?

– Какую цель перед собой поставим. Главное слово будет закрепить или познакомиться?

– Определим задачи урока.

(На слайде 10 представлены варианты, обучающиеся выбирают нужные:

– закрепить умение распознавать части речи;

– познакомиться с глобусом;

– научиться решать уравнения;

– отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи;

– находить в тексте части речи.

– Мы выполнили первое задание Незнайки. И получили ключик.

Незнайка.

Это произведение написал Н. Н. Носов.

Приключения Незнайки и его друзей.

Три ученика работают у доски.

Слова каждого столбика отвечают на одни и те же вопросы.

Предмет, признак предмета, действие предмета.

Имена существительные.

Имена прилагательные.

Глагол.

Самостоятельные части речи.

Части речи.

Нет.

Закрепить знания о частях речи.

Обучающиеся выбирают нужные варианты, которые представлены на слайде.

Фронтальная

Компьютер, презентация, тетрадь

Обсуждение

Формулировка темы и цели урока

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний и умений по изученным темам; уметь анализировать, сравнивать, обобщать; делать выводы.;

Регулятивные:

– осуществлять постановку цели урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что еще не известно, понимать поставленную цель;

– контролировать учебные действия;

осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

– уметь слушать другого ученика- партнера по общению и учителя;

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • формировать интерес к изучаемому предмету;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  1. Работа над темой урока

Объяснить основной материал, опираясь на тему урока

Беседа, практический, словесный

(10 мин.)

– Ребята, Незнайка принес нам пазлы в конвертах. Необходимо  собрать пазлы. Должно получиться три правила. (У каждой группы один конверт на составления правила: имени существительного, имени прилагательного, глагола)

– Начнем проверку с 1 группы. Что у вас получилось.

– Молодцы! Послушаем вторую группу.

– Хорошо, и последняя группа.

– Ребята, Незнайка благодарит нас за выполнение еще одного задания. И дает нам второй ключик.

– Чтобы получить третий ключик Незнайка предлагает каждой группе задание

3 группа – вам необходимо составить из слов предложение. Записать, подчеркнуть имя существительное и определить число.

Расцвёл, в, душистый, лесу, ландыш.

1 группа – вам необходимо из слов составить предложение. Записать, подчеркнуть имя прилагательные и определить число.

На, нежные, распустились, деревьях, листочки.

2 группа – вам необходимо из слов составить предложение и записать. Подчеркнуть глагол и определить число.

Землю, яркое, осветило, солнышко.

 Молодцы! Мы получили еще ключик от Незнайки.

Каждая группа собирает пазлы.

Имя существительное- часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?что? Примерыобезьяна, месяц, лето.

Имя прилагательное – часть речи, обозначает признаки предмета, отвечает на вопросы какой?какая?какие? какое? Примеры: сменая, яркий, зимние, солнечное.

Глагол, часть речи, обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы: что делает, что сделает, что делают, что сделали? Примеры: смеется, выглянет, играются, растаяли.

От 3 группы выходит ученик и записывает предложение, выполняет задание.

От первой группы.

От второй группы.

.

Фронтальная, парная

Компьютер, презентация, интерактивная доска тетрадь

Работа по теме урока

Обсуждение

– уметь определять части речи;

– уметь ставить вопросы к разным частям речи, – определять грамматические признаки.

Познавательные:

– осуществлять логические действия анализа, синтеза, сравнения;

– делать выводы; выделять существенную информацию из учебника и беседы учителя, ориентироваться в своей системе знаний и умений по изучаемой теме.

Коммуникативные:

– планировать свою деятельность в соответствии с поставленной учебной задачей;

– осуществлять самоконтроль.

Регулятивные:

– уметь слушать другого ученика – партнера по общению и учителя;уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли: владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • формировать положительное отношение к учебной деятельности ;
  • формировать интерес к изучаемому предмету;
  • уметь использовать изученный материал в жизни.
  1. Физкультминутка

Разрядить учебную обстановку сменой вида деятельности

Наглядный, слуховой

(1 мин)

–А теперь, давайте немного с вами отдохнем.

«Незнайка» (видео)

(Слайд 12)

Выполняют упражнения для разминки

Фронтальная

Компьютер, презентация

Наблюдение, повтор движений

Регулятивные:

  • уметь работать по предложенному учителем плану
  • формировать здоровый образ жизни;

снимать мышечное и эмоциональное напряжение

  1. Закрепление изученного материала

Выявить качество овладения знаниями по пройденной теме

Практический, словесный, беседа

(10 мин)

– Итак, мы отдохнули а теперь нас ждет следующее задание, которое приготовил для нас   Незнайка.

Дидактическая игра «Части речи»

– Нам необходимо к каждому фотоаппарату прикрепить соответствующую пленку. (распределить части речи)

– Ребята, вы большие молодцы, снова справились с заданием. Незнайка дает нам 4 ключик.

И чтобы получить последний ключик, он предлагает нам еще одно увлекательное задание. На столах у каждого есть цветок, к которому нужно подобрать определенный цвет.

– Теперь у нас есть все ключики, чтобы открыть шкатулку. Посмотрите, какие монетки принес нам Незнайка.

Внимательно слушают учителя.

По очереди выходят к доске и прикрепляют пленку к фотоаппарату.

Раскрашивают лепесток в нужный цвет.

Фронтальная, индивидуальная

Компьютер, презентация, рабочая тетрадь

Наблюдение, беседа

Выполнение заданий в рабочей тетради

Закрепление пройденного материала, решение задания на доске

  • закрепить знакомство с материалом темы

Познавательные:

  • уметь перерабатывать полученную информацию и делать выводы;
  • ориентироват ься        в своей системе знаний;

соотносить информацию, представленнуюв разных формах Регулятивные:

  • организовывать свою познавательную деятельность;

Коммуникативные:

  • отвечать на вопросы учителя;
  • оформлять свои мысли в устной форме
  • осуществлять смыслообразование;
  • формировать положительное отношение к учебной деятельности;
  • уметь использовать изученный материал на практике
  1. Итог урока. Рефлексия

Закрепить знания, полученные на уроке; формировать умение осуществлять итоговую самооценку

Беседа, слуховой

(5 мин)

–Вот наш урок и подошёл к концу.

(Слайд 13)

– Скажите, пожалуйста, нам удалось выполнить поставленную на уроке цель?

– Обратимся к задачам. Все ли задачи мы решили?

Рефлексия:

– Вы очень хорошо работали на уроке.

– Но у нас осталось еще одно важное задание. На столе лежат цветочки. Они имеют разный цвет, зеленый, желтый, красный. Каждый из вас может взять только один цветок. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко и интересно было выполнять все задания, выбираете зеленый цветочек и прикрепляете к цветочному городу.  Если вам было что-то непонятно – то прикрепите желтый цветок. Если были трудности совсем не понравился урок – прикрепите красный цветок (Слайд 14)

– Ребята, вы большие молодцы!

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу на уроке

Фронтальная

Компьютер, презентация

Устный опрос

Беседа

  • вспомнить ключевые моменты, опираясь на пройденную тему

Познавательные:

  • уметь перерабатывать полученную информацию;
  • ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивные:

  • анализировать и оценивать результаты своей деятельности;

Коммуникативные:

  • уметь отвечать на вопросы учителя;

оформлять свои мысли в устной форме,

  • формировать положительное отношение к учебной деятельности;
  • уметь использовать изученный материал в жизни
  1. Домашнее задание

Объяснить выполнение домашней работы

Практический

(1 мин.)

– У вас на столах есть конверт с изображением Незнайки. Там записано три задания. Вы выбираете на выбор, который вам больше понравится.

Записывают домашнее задание

Фронталь ная, индивидуа льная

Компьютер, презентация

Наблюде ние, запись

– закрепить самостоятел ьно пройденны й на уроке материал

Регулятивные:

– принимать и сохранять учебную задачу

–уметь использовать учебный материал в жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....