Урок по русскому языку в 3 классе "Значение и употребление имён прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Представлен конспкт урока по русскому языку в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

(Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)

Класс: 3

Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: карточки-задания, конверты, цветные карандаши, мяч.

Цель: знакомство учащихся с именем прилагательным и его ролью в речи; создание условий для формирования следующих планируемых результатов.

Планируемые результаты:

Предметные:

-повторить знания учащихся об имени прилагательном;

-сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;

-учить выделять имена прилагательные среди других частей речи;

-развивать орфографическую зоркость.        

Личностные:

-мотивация к учебной деятельности;

-самооценка  на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

-формулировать цели своей деятельности, делать выводы;

-формулировать и удерживать учебную задачу;

-соотносить выполненное задание с образцом;

-оценка выполнения своего задания.

Познавательные:

-находить нужную информацию в учебнике;

-самостоятельно делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

-уметь передать содержание изученного правила.

Коммуникативные:

-отвечать на вопросы учителя;

-активно участвовать в диалоге на уроке.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Создание положительного и эмоционального фона урока.

Прозвенел звонок - начинается урок.

Улыбнемся мы друг другу,

Пожелаем всем удачи  и добра!

 -А вы знаете, кто делает научные открытия?

(Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.)

Мотивация учебной деятельности.

-Давайте же сегодня на уроке мы будем  научными  исследователями.            Итак, поехали по дорогам знаний.  

2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.

Станция «Определительная»

- На доске записаны слова. Прочитайте их.

Ос..нь,  к..рова,  в..селые,  с..пог,  сла..кий,                        

р..бята, ..рбуз,  сам..лет,  су..ота,  поз...няя

- Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?

(на столах карточки со словами)

( * Составить предложения • Разобрать слова по составу • Найти все орфограммы в словах • Разбить на группы • Разделить для переноса                   • Составить словосочетания)

- Много идей  возникло, молодец.  Я предлагаю разбить все слова на две группы и  вставить пропущенные орфограммы.    

- Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы.

-Как вы объединили слова?

(Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота - это имена существительные).

-Докажите свое мнение.

(Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные).

-Почему вы так решили? (слова разбились на 2 группы)

-Отгадайте, какая из этих частей речи  так о себе рассказала:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю  вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.                                                                               

– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?

Тема нашего урока: Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Проблемный вопрос:

-Скажите, а зачем в нашей речи употребляются имена прилагательные?  (Они украшают нашу речь).

- Как вы думаете, над каким разделом мы начали сегодня работать?

 ( на с. 63 учебника название раздела. (Имя  прилагательное)

- Чему мы будем учиться, при изучении этого раздела? (Ответы детей).

- Будем учиться:

- распознавать имена прилагательные;

- определять род, число и падеж имён прилагательных;

- изменять имена прилагательные по родам (в единственном числе), числам и падежам;

- определять роль имени прилагательного в тексте;

- грамотно писать имена прилагательные;

- разбирать имена прилагательные как части речи.

- Вот, что нам предстоит  узнать, и  над чем мы будем с вами работать, изучая этот раздел.

3. Усвоение новых знаний.

1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

- Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном? 

(Прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В  предложении прилагательное  является второстепенным членом предложения)

2. Введение термина «имя прилагательное».

- Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название?
- Оказывается, название этой части речи произошло от латинского «присоединение,  прибавление».

- Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному).

- Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

3. Установление связи прилагательного с существительным.

- А теперь присоедините к существительным подходящие имена прилагательные.

- Составьте словосочетания из данных слов.

(поздняя осень,   веселые ребята,  сладкий арбуз)

- Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом.  

(Записывают с комментированием и анализируют, выделяя главное крестиком и зависимое стрелкой.)

- Составьте предложения с этими словосочетаниями. Запишем с комментированием одно из них.

- Что мы хотели показать? (имя прилагательное связано с именем существительным)

- Молодец!

 4. Роль прилагательных в описании предметов,  явлений природы.

Индивидуальная работа по карточкам.

    * Деформированное   предложение.

Прочитайте,  из  данных  слов  составьте  предложение.  

Ветер,  с,  листья,  деревьев,  срывает.

Ветер  срывает  листья  с  деревьев.

-Какую  картину  себе  представили?

Даны  слова:  золотые,  холодный,  высокая

-Прочитайте  слова,   на  какие   вопросы отвечают?

- Используя  эти  слова,  распространите  предложения.   Окончания  слов  можно  менять.

Холодный   ветер   срывает  золотые  листья  с высоких  деревьев.

- Какое   предложение вам  больше  понравилось?  Почему?

- Так  для  чего  нужны  в  речи имена   прилагательные? (Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной,  яркой, выразительной,  помогают лучше представить предметы  и явления).

4. Физкультминутка.

- Настало время отдохнуть. Встали все в кружок. У меня в руках мяч.

Игра называется «Отгадай  предмет»

- Я называю признак, а вы добавляете к нему подходящий по смыслу предмет. Например:

Красное…(платье)                            Безоблачное…(небо)

Добрый…(человек)                           Яркое…(солнце)

Душистая…(роза)                             Надежный…(друг)

Дождливая…(погода)                       Грибной …(суп)            

- А теперь наоборот, я называю предмет, а вы добавляете признак.

5. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр. 109 (с. 64)

- Прочитайте стихотворение. О чём в нём идёт речь?

- Какой вы представили берёзу?

- В какое время года автор описывает берёзу?

- Какую роль выполняют прилагательные?

- Подготовьтесь к письму по памяти.

- Подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.

(Письмо по памяти)

-Прочитайте  ниже правило. Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов.)

- На какие вопросы отвечают?

- С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? Приведите примеры.

6. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Упр. 110 (с. 64 – 65)

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

- Прочитайте, что у вас получилось.

- К какой части речи относятся слова, которые вы вставили?

- Как изменился текст с иенами прилагательными?

- Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.)

Проблемный вопрос.  

- Подумайте, на какие группы по лексическому значению вы могли бы разделить эти имена прилагательные, ведь они обозначают разные признаки предметов, характеризуя  их:

            ЗАПАХ, ЦВЕТ, ВКУС, ФОРМУ, РАЗМЕР  И  ДРУГИЕ.

-Назовите прилагательное, которое обозначает признак:

По запаху – душистая;

По цвету – оранжевый, синее;

По величине – большое;

По весу – тяжёлая;

По звуку – громкий;

По температуре – прохладная.

- Вывод: Прилагательные описали характерные признаки предмета.

7. Подведение итогов урока.

- Наш урок подходит к концу.

- У вас на столах лежат конверты. На листочках неполный текст. Закончите предложения, вставляя подходящие слова.

1. Имя прилагательное – это ……. (часть речи)

2. Имя прилагательное обозначает …..  (признак предмета)

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы …(какой? какая? какое? какие?)

4. Имена прилагательные тесно связаны с какой частью речи? ( с сущ.)

5. С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (делают речь более полной, точной, яркой, красочной)

6. Как мы подчёркиваем мена прилагательные? (волнистой линией)

8. Домашнее задание.

Правило стр. 64, упр. 111 с. 65.

9. Рефлексия.

- Продолжите фразу:

- Сегодня на уроке мне было интересно, потому что…

- Возьмите в руки те цветные карандаши, которые выражают ваше настроение.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Употребление имен прилагательных в речи"

2-й урок по теме "Имя прилагательное" в 3-м классе....

Урок русского языка в 3 классе УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. СОЧИНЕНИЕ ПО ОПОРНЫМ СОЧЕТАНИЯМ СЛОВ.

В разработке представлен вариант работы над развитием речи учащихся 3-го класса. Дети рассказывают о своих вспечатлениях от похода в лес за грибами, какие грибы им знакомы, какие нельзя собирать (связ...

Презентация к уроку по русскому языку 4 класс тема: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов" учитель Гаряева Валентина Борисовна

Презентация к уроку русского языка в 4 классе на тему образование имен прилагательных при помощи суфффиксов...

Конспект урока русского языка. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Значение и употребление имен прилагательных в речи»Цели урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательнымиПл...

Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Склонение имён прилагательных"

Данный материал поможет учителю при составлении урока по данной теме....

Конспект урока по русскому языку: "Единственное и множественное число имён прилагательных", 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательно...

Конспект урока по русскому языку «Единственное и множественное число имён прилагательных» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя:формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, как...