Конспект урока по теме: «Учимся писать сочетания -жи-, -ши-»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока 3 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_3_kl_-_1_v_russkiy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное общеобразовательное Учреждение

школа – интернат № 3 г.о. Тольятти

Конспект урока по теме:

«Учимся писать сочетания -жи-, -ши-»

3 класс

Ганченкова Екатерина Евгеньевна

ФИО учителя-автора

Тольятти, 2024

Пояснительная записка

Класс

3

Количество человек / краткая характеристика обучающегося

1

Лиза А., 10 лет, обучается в школе-интернате № 3 с 2022 года. Тип восприятия смешанный: визуальный и доминирующий - кинестетический.

Реализуемая АООП

адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант1)

Форма работы

индивидуальная

Тип урока

изучение нового материала.

Предмет

математические представления.

Продолжительность урока

40 минут

Тема

Учимся писать сочетания -жи-, -ши-

Цель урока

Научить писать сочетания -жи-, -ши-

Задачи

  1. Образовательные:

- формирование умения находить, дифференцировать, называть -жи-, -ши-;

- упражнение в сочетании -жи-, -ши-.

  1. Коррекционно-развивающие:

- способствование развитию и коррекции высших психических функций (мышление, речь, внимание, воображение) обучающегося посредством выполнения практических заданий;

- развитие мелкой моторики.

  1. Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые образовательные

- результаты учащегося

- научиться писать сочетания -жи-, -ши-;

Личностные:

  1. - владеть доступной социальной ролью (ученик).

Виды здоровьесберегающих образовательных технологий, используемых на уроке

  1. Оформление кабинета с соблюдением санитарно-гигиенических требований (чистота, оптимальная температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения).
  2. Физкультурная минутка.
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Релаксация.
  5. Смена видов деятельности.
  6. Технологии, создающие положительный психологический климат (методы и приемы, повышающие мотивацию к обучению, способствующие личностному росту и самоуважению обучающегося).
  7. Технологии эстетической направленности (музыкотерапия).
  8. Контроль правильной осанки / чередование позы обучающегося на протяжении всего урока.
  9. Демократичный и тактичный стиль общения в системе «учитель – ученик».

Способы оценки эффективности урока

Метод прямого и опосредованного наблюдения с фиксацией результата деятельности ребенка в специальном протоколе (см. приложение 1).[1]

Материально-техническое обеспечение урока

  1. Орг. техника (ноутбук)
  2. Раздаточный материал:

• рисунки: колобка, зайца, лисы, волка, медведя

• карточки для работы по группам

• фишки оранжевого и синего цвета

• конверт с заданием от медведя

  1. Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
Все к работе приступаем
- Пожалуйста, садись.

Настроимся на работу на уроке.
Я – умная!
Я – дружная!

Я – внимательная!
Я – старательная!
Я отлично учусь!
У меня все получится!

- У нас сегодня не совсем обычный урок, а урок – путешествие. А отправимся мы в путешествие с известным сказочным персонажем. Отгадайте же с кем.
Ох, пахуч, румяный бок
Славный вышел ….. (колобок)

Испекла бабушка колобок, положила его на подоконник, чтобы он остыл, а сама ушла. Непоседе колобку стыть бы на окошке, но решил он на бегу поразмять две ножки.
Здесь меня никто не съест,
Сбегаю-ка быстро в лес – подумал колобок.
Прыг с окошка — и в лесок,
Покатился Колобок.
Мимо елок и берез,
Мимо бабочек, стрекоз.
Устал, сделал остановку. Но не знал колобок, что каждая остановка или встреча с кем-то готовит ему задание. Итак, первая остановка. «Словарная работа». Какое задание может ждать колобка на этой остановке?

II. Словарная работа.
- Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! ( Собака)


- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)

- Рыжая птичница в курятник пришла

Всех кур посчитала,с собой унесла .(Лисица)

- Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. ( Медведь)

- Непоседа пёстрая,
птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
самая болтливая.
Верещунья белобока,
а зовут её. (Сорока)

- Объяснение каждого слова. Запись.

III. Актуализация знаний и постановка вопроса. (Повторение изученного материала.)

-Как можно назвать эту группу слов? (ЖИВОТНЫЕ)

-Какая орфограмма встретилась в слове?

-Определи тему нашего урока:
«Правописание сочетаний -жи- и -ши- в словах»

Продолжаем изучение темы «Правописание сочетаний –жи- и –ши-»

- Какое правило написания парных согласных в словах мы знаем?

- Перечисли парные согласные по звонкости и глухости.

- Какую пару можно выделить от остальных? Что вы можете сказать о звуках [ж], [ш]?

- Продолжаем путешествовать вместе с Колобком.
Вдруг наш шалунишка,
Повстречал зайчишку.
Зайчик спрашивает:
«А ты кто?»
Я — Колобок,
Румяный бок! Съешь меня?
3айчик отвечает:
«Я очень люблю пирожки с капустой и морковкой. А ты, с какой начинкой?»
«У меня нет начинки» - отвечает Колобок.
«Ну, тогда я тебя есть не буду» -
сказал зайчик и поскакал дальше, оставив колобку задание:

В слове «животные» какой 1 звук?

Дайте характеристику этого звука?

- Назовите пару звука ж.

- Какой 2 звук? Дайте характеристику этого звука и т.д.

- Лиза, мы выполнили звуковой анализ слова (фонетический анализ)

- А знаешь ли ты почему жи и ши пишутся с буквой и ?
- Послушайте сказку:
«В городе Буквограде жили- были буквы.В жаркий летний день согласные ж и ш – твердые по характеру, решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и.

Как же поступила буква ы ? Не зря говорят, что друзья познаются в беде.

Какой вывод можно сделать о правописании сочетаний –жи- и –ши?

- Покатился Колобок кувырком,
Через рощу прямиком.
Долго ль, коротко ль катился, —
На опушке очутился.
Там на пне Лиса сидела,
И на солнце хвостик грела.

- Она тоже для колобка приготовила задание.

IV. Работа над закреплением полученных знаний.

#1057;оставить из слов предложение (правило, запись, разбор)

Глуши, жили, в, ежи, лесной

В лесной глуши жили ежи.

2. Упражнение в слышании сочетаний –жи-, -ши- в словах.

Выборочный диктант.

- Запишите только те слова, в которых услышите сочетания –жи- , –ши- .

В речке плавают ужи,

По тропе бегут ежи.

В поле травы хороши,

А на речке камыши.

Мама испекла коржи,

Очень рады малыши.

Вывод.

3. Найдите “лишние” слова.

#1042;ершина, лужи, дождь, тишина, ландыши.

#1064;иповник, мячик, чижик, зашипит, сторожит.

- дети читают слова, находят “лишние”, объясняют, почему оно “лишнее”

- запись слов, подчёркивание сочетаний.

Вывод

V. Физминутка.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Отправился колобок дальше.
Прикатился по дороге

Волку серому под ноги.
А он ему тоже задание приготовил.

#1058;ворческая работа.

Перед тобой части слов, из которых ты будешь составлять целые слова.

МА

ЛЫ

ЖИ

ПРУ

НА

ШИ

НА

КА

ШИ

ЛЫ

НИК

КРЫ

МЫ

ШИ

ПОВ

ШИ

ЖИ

МЫ

МА

ШИ

Проверка

Вывод

- Вышел Потапыч навстречу,
Повел такие он речи.
Пришло мне много писем, да только мне их все не прочитать. Поможем ему? Откроем конверт. Что в нем? Оказывается надо выполнить задание.

5. Работа с учебником

Упр.4, стр 117.

сне…нка ду…стый …тель

сме…нка пу…стый ма…на

пасса…р дру..ть …знь

пру…на сме…ть кув…нка

Какие буквосочетания нужно дописать?

Спиши любую группу слов.

(резерв: Упр.6, стр. 118)

VI. Итог урока:

О чём должны всегда помнить при написании слов с сочетаниями ЖИ и ШИ?

Чтение правила:

ЖИ и ШИ такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
Только с буквой “И” пиши!

VII. Рефлексия. Оцени свою работу.

Если ты работала активно, была дружелюбна и не допускала ошибок, то возьми оранжевые фишки.

А если ты допускала ошибки и не все соблюдала правила работы на уроке, то вам нужно взять синие фишки, еще есть над чем поработать.


[1] Обучение осуществляется без бального оценивания знаний обучающегося и домашних заданий. Результат продвижения, обучающегося в развитии, определяется на основе анализа продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения»

Конспект урока по теме: «Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения»(Учебник М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», 4 класс, часть 2)...

Конспект урока по теме "Учимся быть самостоятельными" 1 класс ОС "Школа 2100" ФГОС

Конспект урока по окружающему миру с презентацией....

Конспект урока по теме: "Учим слова с удвоенными согласными в корне слова"

Цель: пополнить словарный запас учащихся словами с удвоенными согласными в корне слова....

Конспект урока по теме "Учимся различать предлоги и приставки", 2 класс

Конспект урока по русскому языку по учебнику С.В.Иванова 2 класс...

Конспект урока по теме "Учусь писать письма"

формировать желание писать письма, учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами их написания, познакомить с видами писем, учить оформлять надпись на конверте с целью его дальнейшего о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»...

Конспект урока на тему"УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ"

Конспект урока по математике. Программа "Перспективная начальная школа"...