Конспект урока по теме: «Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения»
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

 

Конспект урока по теме: «Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения»

(Учебник М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», 4 класс, часть 2)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rassuzhdenie.docx24.81 КБ
Файл k_tekstu-rassuzhdeniyu.pptx873.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 23

с углубленным изучением отдельных предметов,

языков и культуры еврейского народа»

Конспект урока по теме:

«Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения»

(Учебник М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка», 4 класс, часть 2)

Подготовила: Калинникова О.Г.,

учитель начальных классов

г.Биробиджан, 2012

Тема: Учимся рассуждать

Цель: учить младших школьников логически мыслить и оформлять свои мысли  в определенном типе речи – рассуждении.

Задачи

  1. Открыть особенности назначения и строения рассуждения
  2. Познакомить с языковыми средствами текста-рассуждения
  3. Учиться распознавать тексты-рассуждения

Ход урока

Слайд 1.  Назовите тему урока: Учимся рассуждать. Знакомство с построением рассуждения.

 - Что значит - рассуждать? Важно ли владеть этим умением?

(объяснять, искать ответ на вопрос, высказывать свои мысли, мнения, делать определенные выводы). Все названное вами является строительным материалом рассуждения.

- Какие учебные задачи вы считаете необходимо поставить?  

  1. Уточнить, для чего нужен текст-рассуждение
  2. Познакомиться  с особенностями строения рассуждения
  3. Выявить, какие языковые особенности имеет текст-рассуждение

  1. Учебник  стр. 62 № 505

ТПО стр.68 № 505

- Читаем текст, определяя, тему каждого текста и главную мысль.  

Чтение по одному отрывку.

  1. О Иване Семенове, главная мысль – несчастен, потому что не любит учиться;
  2. О породе собак – водолазы, главная мысль –  способность собак спасать людей на воде;
  3. О стремлении быть грамотным, главная мысль – грамота необходима, чтобы понимать друг друга.

- Сравним темы текстов и главные мысли.

- Темы текстов  и выраженные в них мысли различны, но в отрывках есть что-то общее. Что? (все они о чем-то ведут рассуждение и есть вывод)

- Чтобы убедиться в верности нашего предположения, воспользуемся сообщением авторов учебника.

Учебник стр.62  № 506

- Что называют рассуждением?

Слайд (текст – рассуждение – это…)

- Что объединяло все прочитанные тексты?

- Как строятся тексты-рассуждения?

- Чтобы удобнее было запомнить информацию, можем её преобразовать в схему, план-алгоритм. Запишите  на своих синих листках схему, по которой вам будет удобно работать. (У доски 1 из учащихся со своим выбором)

Слайд (мысль-объяснение-вывод-пример)

- Могу предложить вам свой вариант схемы.

- Рассмотрим, пронаблюдаем строение каждого текста.

Найдите  и отметьте  части рассуждения.

- Перед началом ставьте  знак [

Слайд (текст1) Работает у экрана ученик, указкой отделяя части.

Второй текст – распознание частей рассуждения ведётся в парах.

Третий текст обсуждается коллективно, обращаем внимание на его особенность.

Работа с ТПО № 505

- С помощью каких языковых средств поймём, что перед нами рассуждение? (Какие особенные слова используют и в какой части?)

- На карточку «Специальные слова» запишите слова, которые, вы считаете, могут быть использованы  в рассуждении. Эта карточка будет работать по принципу накопления. На последующих уроках пополним её.

Сверим ваши предположения с сообщением авторов.

Стр.62

Слайд ( Специальные слова)

Вывод. – Какие из учебных задач мы решили? Выполнили?

  1. Узнали об особенности текста-рассуждения
  2. Упражнялись в вычленении частей такого текста.
  1. - Имея такие знания, можем распознавать части рассуждения.

Учебник стр.63  № 507

- Рассуждение может быть частью какого-то текста.

- Как будете искать в тексте рассуждение? (структура)

Запись на доске. Выделение частей (Части соединились в одном предложении и продолжается в другом. Нет вывода.)

Решение орфографических задач.

  1. Работа в группах.
  2. Используя свои знания, выберите текст-рассуждение, докажите свой ответ.
  1. Прекрас?ны эти птиц..  в тёмных шапоч?ках  и  с ярк..ми  грудк..ми, точно прил..тевшими в наш мир из сказоч?ной стр..ны. Ч..ще всего они с..дят неподвижно, словно специально давая людям полюбоваться своей кр..сотой. Каждый рад снегирям.
  2. Снегирь — птица довольно доверчивая и общительная  поэтому не составляет труда приблизиться к снегирям впл..тную и ра..мотреть их.
  3. Существу..т и музей снегиря. Он пока единственный в мир.. и открыт в Подмосковье в дач?ном посёлке Снегири в август.. 2007 года. Музей пользуется б..льшой популярностью, рядом с ним дом отдыха «Снегири»

Обсуждение ответов.

- Спишите текст-рассуждение, решая орфографические задачи.

Учебник № 508

- Поработаем ещё с одним текстом. (Чтение задания)

Построено как отрицание; Нет «мостика» - подразумевается: … не за цвет, потому что… (Сообщение  из упр)

Построение предложения с «мостиком» потому что

Вывод.  Какие важные знания, умения приобрели на уроке?

Рефлексия. Самооценка.

Д/з стр.62 правило, ТПО «Потренируйся» №66


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся рассуждать Знакомство с построением рассуждения Что значит - рассуждать? Важн ы ли эти умения?

Слайд 2

Учебные задачи 1. Уточнить, для чего нужен текст-рассуждение 2. Познакомит ь ся с особенностями строения рассуждения 3. Выявить языковые особенности рассуждения

Слайд 3

Тексты, в которых что-то объясняем , доказываем , о чем-то размышляем , делаем выводы , называем РАССУЖДЕНИЕМ

Слайд 4

мысль

Слайд 5

Иван Семёнов – несчастный, а может быть, самый несчастный человек на белом свете. Почему ? Да потому, что Иван не любит учиться. Вот и стала для него жизнь – сплошная мука.

Слайд 6

[ Иван Семёнов – несчастный, а может быть, самый несчастный человек на белом свете. Почему ? [ Да потому, что Иван не любит учиться. [ Вот и стала для него жизнь – сплошная мука.

Слайд 7

построение текста-рассуждения 1. Мысль 2. Объяснение, доказательство 3. Вывод потому что вот и поэтому значит так как вот почему

Слайд 9

Спасибо за сотрудничество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Учимся быть самостоятельными" 1 класс ОС "Школа 2100" ФГОС

Конспект урока по окружающему миру с презентацией....

Конспект урока по теме: "Учим слова с удвоенными согласными в корне слова"

Цель: пополнить словарный запас учащихся словами с удвоенными согласными в корне слова....

Конспект урока по теме "Учимся различать предлоги и приставки", 2 класс

Конспект урока по русскому языку по учебнику С.В.Иванова 2 класс...

Конспект урока по теме "Учусь писать письма"

формировать желание писать письма, учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами их написания, познакомить с видами писем, учить оформлять надпись на конверте с целью его дальнейшего о...

Конспект урока на тему "Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами"

dash; Развитие умений устанавливать соответствие предложений с однородными членами и графических схем, составлять предложения с опорой на схемы. – Развитие умений ставить или не ставить з...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Учимся писать буквы согласных в корне слова»...

Конспект урока по теме «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам»

Предмет  Русский языкУМК «ШколаРоссии»Тема урока «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам»Тип урока применение знаний и уменийДидактическая цель урока созда...