Конспект урока по теме "Что такое текст-рассужение?" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Школа России" 2 клас. Тема урока "Что такое текст-рассуждение?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_-_rassuzhdenie.doc810.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Ф. И. О. студента: Шишкина Наида Алексеевна.

2. Класс: 2 Дата: Предмет: русский язык.

3. Тема «Что такое текст-рассуждение?».

#1058;ип урока: урок открытия нового знания.

5. Цель: знакомство с существенными признаками текста-рассуждения.

6-7.

5. Задачи:

6. Планируемые результаты (ПР):

Дз

Выявить существенные признаки текста-рассуждения.

Пр1

Строят высказывания по прочитанному тексту рассуждению.

Дз

Формировать умения определять типы текстов.

Пр2

Определяют тип и тему текста.

Рз

Развивать критическое мышление.

П1

Формулируют с помощью учителя цель.

Рз

Развивать речь.

Р1

Выстраивают последовательность выбранных действий.

Рз

Развивать коммуникативные навыки.

К1

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

К2

Корректно и аргументированно высказывают своё мнение.

К3

Проявляют уважительное отношение к собеседнику, работая в группе.

Вз

Воспитывать уважительное отношение к научным знаниям.

Л1

Проявляют уважительное отношение к науке, научным знаниям.

8. Средства обучения: Канакина, В.П. Русский язык, 2 класс. Учеб. для общеобразоват.организаций. В 2 ч. Ч. 2/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2019. – 152 с. Дидактический материал: презентация, проектор, карточки для парной и индивидуальной работы.

Структура занятия

Этапы урока, дидактические средства

Образовательная задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

ПР

Оргмомент.

Проверить готовность к уроку (психологический настрой).

-Здравствуйте ребята. Подарим, друг другу улыбки, пожелаем удачи (произнесем хором), удача нам нужна, потому что сегодня мы продолжим пополнять копилку наших знаний.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Ф

Актуализация знаний.

Мотивационный этап.

Показать необходимость/значимость изучения материала.

- Внимание на слайд. Прочитайте пословицу:

«Мир освещается солнцем, а человек знанием».

- Как вы понимаете смысл пословицы, согласны вы с ней?

Читают пословицу.

-Чем образованнее человек, тем он интереснее окружающим его людям. С образованным человеком интересно общаться. Образованные люди нужны обществу, как миру солнце.

Ф

Л1

К1

Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке.

ДС: презентация.

Повторить материал, необходимый для «ОНЗ», спланировать деятельность.

-Перед тем как начать писать, давайте разомнем наши пальчики и проведем пальчиковую гимнастику:

Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

-Откройте тетради. Запишите число. Сегодня 22 апреля.

-С какой новой частью речи вы познакомились на прошлом уроке?

-Ребята, на слайде записаны предложения. Прочитайте их самостоятельно.

На слайде:

#1041;елочка собирает грибы. Белочка делает запасы на зиму.

#1052;альчики любят пускать кораблики. Кораблики быстро плывут по ручейку.

-Кто прочитает предложения под цифрой 1?

-Какое слово повторяется в этих предложениях?

-К какой части речи относится это слово?

- Какой частью речи можно заменить имя существительное?

-Каким местоимением заменить слово «белочка»?

-Верно. Кто прочитает предложения под цифрой 2?

-Какое слово повторяется в предложениях?

-Каким подходящим местоимением заменить повторяющееся слово?

- запишите любую пару предложение в тетрадь. Местоимения обведите кругом (простым карандашом).

- Что мы с вами повторили?

-Верно, молодцы!

Выполняют пальчиковую гимнастику.

- Местоимение.

- Белочка.

- Имя существительное.

- Местоимением.

- Она.

- Кораблики.

- Они.

- Часть речи – местоимение.

Ф

К2

Открытие новых знаний.

Постановка учебной задачи.

ДС: презентация, карточки для парной работы.

Сформулировать тему урока, поставить цель,

-Ребята, придумайте слово, которое начинается и заканчивается буквой «т».

-А я придумала слово текст (Слайд).

-Вспомним, что такое текст?

-Ребята, c какими видами текстов вы познакомились на прошлых уроках?

- Для того, чтобы вспомнить существенные признаки данных типов тестов, поработаем в парах.

- У вас на столах лежат карточки с текстами, вам нужно определить типы текстов. На выполнение задания 3 минуты.

Парная работа

Карточка:

№1. У меня есть пес. Его зовут Бобик. Он просто красавец: шерсть у него серая, лохматая, грудь белая, ушки мягкие, как пух. Мордочка у пса будто улыбается, и всегда язык на сторону висит.

Тип текста: ________________

№#1059; Пети был пес Барбос. Мальчик часто гулял со своим другом . Однажды во время прогулки Барбос нашел зайчонка. Петя принес его домой. Щенок и зайчонок каждый день играли во дворе.

Тип текста: ________________

№3. Сова – действительно уникальная птица.

Многое у неё не так, как у других птиц. Оба глаза «на лице» вместе, а не по бокам. Она может легко повернуть голову на 180 градусов. Летает бесшумно. Видит одинаково хорошо и днем, и ночью.

В общем, не птица, а чудо!

Тип текста: __________________

- Какому типу относится первый текст?

- Второй текст – это какой тип?

- И к какому типу относится 3 текст?

- У вас возникли затруднения. Подумаем вместе, что хочет донести до нас автор?

- Отвечая на вопрос «почему?», что мы делаем?

- Правильно. Предположите, как будет звучать тема урока?

- С помощью «узнаем» и «будем учится» составим цели.

Узнаем: что такое текст-рассуждение.

Будем учиться: определять тип текста-рассуждение.

- Для достижения целей нам нужен план действий. На доске представлен перепутанный план. Кто выйдет к доске и восстановит его?

План:

#1055;овтоение

#1054;ткрытие новых знаний

#1047;акрепление.

#1055;одведение итогов

- Какой пункт плана выполнили?

- К какому переходим?

Придумывают слова.

Текст – это два и более предложений связанных между собой по смыслу.

- Повествование и описание.

- Тип-описание, потому что описывается внешность животного.

- Тип- повествование. Рассказывается о собаке.

- Почему сова – удивительное животное?

- Объясняем, рассуждаем.

- «Что такое текст-рассуждение?».

Восстанавливают последовательность действий.

- Повторение.

- Открытие новых знаний.

П

Ф

К3

Пр2

П1

Р1

Учебное действие.

ДС: презентация.

Познакомить с существенными признаками изучаемого понятия.

-Что значит «рассуждать»?

Правильно.

-Откройте учебник на 105-ой странице, упражнение 180. Дан такой же текст, как и в карточках парной работы.

- Поработаем с данным текстом с помощью приёма «Тонкие и толстые вопросы»

Прочитаем текст вслух (читает один ученик).

- В тексте представлено слово «уникальная». Предположите значение этого слова? Где мы можем уточнить значение слова?

- Верно, откройте 138 страницу учебника и прочитайте значение слова.

- Переходим к вопросам по тексту. Как вы думаете, почему у вопросов такие названия «Тонкие и толстые»?

- У каждого из вас есть таблица, туда вам нужно записать по одному вопросу в каждую колонку. На слайде вас есть подсказка, с какого слова можно задавать вопросы. Выполним взаимоопрос.

- Спасибо.Теперь вместе ответим на вопросы на слайде

«Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие ?

Толстые ?

- О ком рассказывает автор в тексте?

- В чем разница между совой и другими птицами?

- Сколько частей в тексте?

- Какой вопрос можно задать к тексту?

- Дайте объяснения, почему автор считает, что сова – удивительная птица?

- Согласны ли вы с мнением автора? Почему?

- Предположите, почему автор для рассказа выбрал сову?

- Что вы узнали, выполняя задания?

-Чему учились?

-Давайте немного отдохнем и проведем физминутку (видео).

- На какой этап переходим?

-Высказывать свои мысли, мнение, доказывать точку зрения, разъяснять.

- Необычная

- В толковом словаре.

- На тонкие вопросы ответы есть в тексте, а толстые вопросы требуют размышления.

Отвечают на вопросы.

- Существенные признаки текста –рассуждения.

- Закрепление.

Ф

Пр1

К2

Применение знаний.

Действия контроля.

ДС: презентация.

Выявить уровень первичного усвоения учебного материала.

-На стр.106 выполним упр.182. В нем представлен текст из журнала «Мурзилка». Внимательно прочитайте его.

-Ребята определите тему данного текста.

-Какова главная мысль текста? Прочитайте предложение, которое это отображает.

-К какому виду относится данный текст?

-Ребята, докажите, что это текст - рассуждение. Какой вопрос можно задать к тексту?

-Какая мысль доказывается в тексте?

-Какие доказательства приводит автор для подтверждения этой мысли?

-Найдите в тексте вывод. Прочитайте его.

-Молодцы, ребята! Обратите внимание на выделенные в тексте орфограммы. Какие орфограммы можем встретить?

-Верно. Запишите данный текст в тетрадь. Каждую часть записывайте с красной строки. Орфограммы, которые встретятся, подчеркните карандашом. Пишем аккуратно.

Выполним взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Оцените по критериям.

Критерии оценивания:

«5»- 0 ошибок

«4»- 1-2 ошибки

«3»- 3-4 ошибки

«2» - более 4 ошибок

- Поднимите руку те, кто выполнил работу на 5? На 4? На 3?

- Чему учились?

-Читают текст на стр.106

-Береги природу/ сохранение природы

-Давайте не будем бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет

-Рассуждение

-Текст состоит из трех частей: мысль, которую нужно доказать; само доказательство, вывод. К тексту можно задать вопрос почему.

-Почему весной нельзя поджигать старую траву?

-Вместе с травой сгорает плодородный слой земли. В пожаре гибнут пауки, лягушки, муравьи и птицы. Не убежать от огня тем, чьи дома находятся в траве.

-Давайте не будем бездумно портить то, что природа создавала миллионы лет

-Жи, безударная гласная в корне слова, удвоенная согласная л

-Записывают в тетрадь текст по частям, подчеркивают орфограммы

-Проверяют правильность выполнения задания.

- Определять тип текста, находить изученные орфограммы.

Ф

Пр2

Действие самоконтроля.

ДС: карточки для групповой работы.

Развивать способности к оценочным действиям.

- Для того, чтобы закрепить наши знания выполним упражнение 181, для этого разделимся на 4 группы.

Самостоятельно прочитайте предложения.

-С какого слова начинается каждый вопрос?

-Ребята, какое слово вы употребите, отвечаю на эти вопросы?

-Обратите внимание, что слова потому что, так как пишутся раздельно, в два слова.

- Откройте ваши словари, запишите слова, подчеркните все выделенные буквы.

- Вам нужно устно составить небольшой текст – рассуждение 2-3 предложения. 1 группа будет отвечать на первый вопрос, 2 – на второй и т.д.

И отвечаете на него, используя при ответе слова «потому что» или «так как».

Группы выступают с текстами.

- На какой этап плана переходим?


-Читают предложения в упр.181

-Почему

-Потому что/ так как

Работают в группах. Составляют текст.

- Подведение итогов.

Г

Пр1

К2

Подведение итогов.

Действия оценки.

ДС: презентация.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся.

-С каким новым видом текста мы познакомились сегодня на уроке? Достигли поставленных целей?

-Ребята, сколько видов текста теперь знаем?

-На какой вопрос отвечает текст?

-Из каких частей состоит текст - рассуждение?

-Текст - рассуждение

-три

-Почему

-Текст состоит из трех частей: мысль, которую нужно доказать; доказательство/ объяснение, вывод.

Ф

К1

П1

Рефлексия.

Действия самооценки.

ДС: презентация.

Формировать умение оценивать результаты своей деятельности.

-Ребята, посмотрите на слайд и оцените свою работу на уроке, используя начало предложения. Выберите любое предложение и продолжите его, расскажите о своих впечатлениях об этом уроке. На слайде:

Своей работой на уроке я ...
На уроке я узнал (а)...

Я научился...
У меня получилось...

Мне было трудно...

Я постараюсь...

У меня не получилось...

Мне было непонятно...

-Спасибо за урок. Урок окончен, до свидания!

Оценивают свою работу на уроке, используя начало предложения.

Ф

ФОУД (формы организации учебной деятельности: И - индивидуальная, Г- групповая, П - работа в паре, Ф - фронтальная).

Критерии оценки техкарты урока (занятия) студента

Баллы

1. Формулировка цели и задач соответствуют теме урока.

0-0,5-1

2. Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам и вопросам/заданиям в содержании урока.

0-0,5-1

3. Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным задачам и вопросам/заданиям в содержании урока.

0-0,5-1

4. Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам и вопросам/заданиям в содержании урока.

0-0,5-1

5. Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности обучающихся.

0-0,5-1

6. Предусмотрено применение интерактивного оборудования (имеется скрин или активная ссылка).

0-0,5-1

7. Указаны дидактические средства обучения на каждом этапе урока.

0-0,5-1

8. Запланированы формы контроля и оценки, самоконтроля и самооценки (устная/письменная).

0-0,5-1

9. Представленная технологическая карта урока (занятия) оформлена без ошибок орфографических, грамматических, пунктуационных, технических.

0-0,5-1

#1058;ехнологическая карта составлена в большей степени самостоятельно, подписана методистом и учителем вовремя.

0-0,5-1

Итог: максимально 10 баллов.

Учитель: (Еськина Н. Н.) ____________ Отметка: ____________