Конспект открытого урока по русскому языку во 2-м классе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бондарь Темирой Гуфронджановна

"Части речи. Обобщение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку во 2-м классе.

Тема: "Части речи. Обобщение"

УМК: Школа России

Класс: 2 класс

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала.

 Цель урока:

  1. Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих умений и навыков.
  2. Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся по предмету.

Задачи урока:

1. Закреплять умение распознавать части речи.

2.Отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки.

3.Развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, внимание.

4. Развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях (работа в игровых центрах).

5. Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма

Планируемые результаты:
Личностные:
 
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
- умение извлекать информацию из учебника, энциклопедий, словарей, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: 
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
- выявление характерных признаков частей речи, их роли в речи.

Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы обучения:  проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе - игровой).

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая,  парная.

Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение.

Ход урока:

Этапы урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

 I.Органи-зацион-ный

(2 минуты)

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес.

Беседа

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.

Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Запишите число. Что следует написать дальше?

-Мы напишем « Классная работа»,

Приветствуют учителя.

Отвечают:

Классная работа

Пишут в тетрадях.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

Личностные: проявлять интерес к содержанию.

 II. Актуализация знаний. (7 мин.)

Развитие речи, внимания, вызвать познавательный интерескзаданию

Беседа

Наблюдение

Фронтальная  работа.

Игра “Найди чужака”

Прочитайте слова и найдите лишнее слово

Звезда

Книга

Кошка

Пенал

Картина

Красная

Синий

Чёрный

Горький

Зелёный

Звенит

Кричал

Шутит

Бежит

Играю

Как называются слова в 1 столбике? Что такое существительное?

Как называются слова во 2 столбике? Что такое прилагательное?

Как называются слова в 3 столбике? Что такое глагол?

Какое общее название можно дать этим словам?

Находят в каждом столбике лишнее слово, объясняют почему оно лишнее.

- В первом столбике записаны имена существительные (говорят определение)

- Во 2-м - имена прилагательные (определение)

- В 3-м - глаголы (определение)

- Это все части речи

Познавательные: находить ответы на вопросы, постановка и решение проблемы.

Регулятивные:учиться высказывать свое предположение.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, высказывать свою точку зрения по инициативе учителя.

Личностные: проявлять интерес к содержанию; уметь оценивать результат своей деятельности.

 III.Постановка цели урока. (3мин.)

Вызвать познавательный интерес к проблеме

Организовать

самостоятельное формулирование задачи и цели урока

Беседа

А кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем на уроке говорить?

Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

- Мы будем учиться распознавать части речи,

- находить их в тексте,

- задавать вопросы;

- определять грамматические признаки, известные нам.

Цель урока: вспомнить об имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Познавательные: находить ответы на вопросы; делать выводы в результате совместной работы; развивать речь.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;  учиться высказывать свое предположение.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения.

 IV. Словарная работа. (5 мин.)

Развитие речи, орфографической зоркости.

Проблемная ситуация.

Мы много говорили, а сейчас поиграем в игру “Молчанка”.

Повторим изученные словарные слова. На мониторе компьютера появляется слово с пропущенными буквами

Арбуз

заяц

одежда

собака

тетрадь

ученик

новая

школьная

внимательный

спелый

трусливый

злая

  • Прочитайте словарные слова.
  •  Какая это часть речи?
  •  Определите род существительных. Какие слова подсказки нам помогают?
  • А с какой частью речи дружит существительное. Чтобы существительным не было скучно подберите прилагательное, подходящее по смыслу. Запишите словосочетания.

 Дети пишут самостоятельно, а потом появляется правильный вариант.

Самоконтроль.У  доски 1 ученик выполняет работу.

Ответы детей.

(он, она, оно, они)

Самопроверка

Предметные: уметь определять часть речи.

Познавательные:находить ответы на вопросы; делать выводы в результате совместной деятельности; развивать речь; выполнять анализ.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения по инициативе учителя.

Личностные: проявлять интерес к содержанию; уметь определять известное и неизвестное.

V.Закрепление знаний о частях речи. (10 мин.)  1.Игра «Собери домики»

2.Работа по карточкам

Продолжение работы по теме урока

Фронтальная работа с комментированием

Ребята, мы повторили существительные, прилагательные, а сейчас уделим время глаголу. Отправляемся в гости к глаголу.

Но вот беда, домики, где живут части речи, рассыпались, нам необходимо собрать их. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Подберите к каждому дому подходящие кирпичики.(Приложение1)

-  Прочитайте текст. Назовите орфограммы.

-  Подчеркните глаголы, определите время глаголов.(Приложение  2)

«Строят домики»  для частей речи

Получают карточки, выполняют задание.

Предметные: уметь определять части речи; употреблять в нужной форме.

Познавательные: находить ответы на вопросы; выполнять анализ.

Личностные: проявлять интерес к содержанию.

VI.Физминутка.(2 мин)

Игра «Угадай часть речи».

VII.Продолжение работы по теме урока.

1.Самостоятельная работа.

(6 мин)

2.Работа по карточкам

(4 мин)

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Задание на внимание

Задания группам

Работа в паре.

1.Ребята, я буду называть разные части речи, если я скажу существительное–хлопайте в ладоши, если прилагательное – руки на пояс, глагол – топаем.

1. Для следующей работы нам необходимо объединиться в группы по четыре человека.

Для выполнения задания вам пригодятся знания о грамматических признаках частей речи.

Каждая группа получает карточку с заданием: прочитайте слова, разделите их на 3 группы (Приложение 3)

Каждая группа озвучивает свои слова, а другие группы проверяют

Прочитайте текст. Найдите прилагательные. Подберите к прилагательным противоположные по смыслу, чтобы текст назывался “После дождя”. (Приложение 4)

Прочитайте задание. Что такое антонимы?

Слушают учителя, выполняют задание.

Объединяются в группы.

Сообща выписывают нужные слова на листочек.

Командиры выходят к доске и защищают свои ответы

Получают карточки, выполняют задание в паре.

Проверка, ответы детей.

Предметные: уметь определять часть речи.

Познавательные: находить ответы на вопросы; развивать речь.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать; работать в группе.

Личностные: проявлять интерес к содержанию.

VIII.Итог урока

(3 мин)

Обеспечение понимания учащимися цели выполнения задания.

Тест с самопроверкой и самооценкой

Обучающимся предлагается ответить на вопросы теста (Приложение 5)

Самопроверка:2, 3, 2, 1, 2, 2

Решают самостоятельно тест.

Выполняют самопроверку.

Самооценка: ни одной ошибки - !, 1-2 ошибки - +, более 2-х ошибок - -

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

IX.Рефлексивно-оценочный

(3 мин)

Осмысление результата деятельности.

Оценивание факта достижения цели урока.

Беседа.

Рефлексия.

– Чему учились на уроке?

- Расскажите о каждой части речи по плану:

1. Название.

2. На какой вопрос отвечает?

3. Что обозначает?

– Что было самым трудным?

– Приготовьте сигнальные карточки

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный кружок

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – желтый кружок

Если не разобрались, было не очень интересно – красный кружок

-Можно сказать, что мы достигли своей цели. и всё будем делать правильно?

Чтобы совершенствовать свои знания и умения мы продолжим трудится на следующих уроках.

-Спасибо за урок.

Мы учились определять части речи и находить их в предложениях.

Ответы детей.

Оценивают урок.

Ответы детей.

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы; развивать речь; выполнять обобщение.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

Личностные: уметь оценивать результат своей работы.


Приложение1.

http://festival.1september.ru/articles/611716/img1.gif

Приложение 2.

Подчеркните глаголы, определите время глаголов.

В лесу.

Ребята пришли в лес. Весело поют птицы. Громко стучат дятлы. Пушистая белка грызёт шишки. В гнезде спят бельчата. Пробежала серая мышь.


Приложение 3.

1 группа

Прочитайте слова, разделите их на 3 группы

НАШЛИ
УЕХАЛИ
ЧИТАЮТ
ИГРАЮТ
ПРИДУТ
СДЕЛАЮТ
ОТКРЫЛИ
ПОЮТ
НАПИШУТ

2 группа

Прочитайте слова, разделите их на 3 группы

ГРОМ
ПЛАЧЕТ
ЛЕТИТ
ПОГОДА
ВЫСОКИЙ
СМЕЛЫЙ
СВЕТИТ
ТОВАРИЩ
БОЛЬШОЙ

3 группа

Прочитайте слова, разделите их на 2 группы

НОЧЬ
ДОЧЬ
ВЕЩЬ
МЫШЬ
КЛЮЧ
ЧИЖ
ВРАЧ
ЛУЧ

Приложение 4.

Прочитайте текст. Найдите прилагательные. Подберите к прилагательным противоположные по смыслу, чтобы текст назывался “После дождя”.

Перед дождём.

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут над островом. Слышатся сильные раскаты грома.

После дождя.

____________ ветер дует в лицо. _____________ облака плывут над островом. Слышатся _____________ раскаты грома.


Приложение 5.

Тест по теме:«Части речи. Обобщение»

1.Найдите имя существительное.

А) рисует

Б) мама

В) смелый

2.Найдите имя прилагательное.

А) читает

Б) зима

В) смешной

3.Найдите глагол.

А) помощь

Б) мчится

В) веселый

4.Найдите глагол прошедшего времени.

А) съели

Б) прыгает

В) придёт

5.Найдите существительное мужского рода.

А) игра

Б) друг

В) солнце

6.Найдите прилагательное женского рода.

А) сочный

Б) сладкая

В) зелёное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе. Тема: Состав слова (закрепление)

Цели: Обучающий аспектСистематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.Развивающий аспект:Развивать самостоятельные навыки уч...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»

Тема « В гостях у частей речи»Цель:·         Формировать умение распознавать части речи.·         Совершенствовать умени...

Конспект открытого урока по русскому языку в 1 «А» классе ( Программа 2100 )

Тема: Повторение правописания безударных гласных в корне слова. Цель: обеспечить условия для развития умений выделять в слове безударный слог , учиться подбирать проверочное слово к проверяемому,...

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по УМК «Начальная школа 21 века» Тема:"Правописание глаголов".

Конспект открытого урока по русскому  языку в 4 классе по УМК  "Начальная школа 21 века"....

Конспект «открытого» урока по русскому языку в 4 – Б классе по теме «Склонение имён прилагательных женского рода»

Тема«Склонение имён прилагательных женского рода»Задачи урока   ·     формировать навык грамотного письма безударных падежных окончаний прилагательных женского рода...

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема:"Правописание глаголов".

Конспект  открытого урока по  русскому  языку в  4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века»         Тема:"Право...