Особенности формирования письменной речи младших школьников.
статья по русскому языку

Джан Екатерина Викторовна

В статье представлены основные виды нарушений письменной речи и способы их преодоления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dzhan_e.v.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  формирования письменной речи младших школьников.

Для современной общеобразовательной школы характерна чрезвычайно распространенная неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. На письме у них обнаруживаются стойкие, специфические ошибки в виде замен, искажений звукобуквенной структуры слова, структуры предложения, нарушения согласования и  управления и т.д.        Письменная речь (по И.Н. Садовниковой ) – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Она не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.

        В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Письмо – это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

        И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

Нарушение письменной речи также  может быть связано с недостаточными речевыми контактами ребенка,  двуязычием, нерегулярностью школьного обучения,  возрастом и  завышенным уровнем требования в отношении грамотности,  темпом и методами обучения.

Нарушения письма у детей (например, при задержке психического развития) могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма как сложную речевую деятельность.

При построении детьми предложения большое значение имеет опора на внешние схемы. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, на начальном этапе работы над предложением необходимо материализовать структуру речевого высказывания. В дальнейшем графическая схема переносится из внешнего плана во внутренний, умственный план, заменяется внутренней схемой высказывания.

        Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы:

  • Подбор предложений к данной графической схеме;
  • Запись предложений под соответствующей схемой;
  • Самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме;
  • Составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме.

        На основе обобщенного представления о предложении в дальнейшем даются задания придумать аналогичные предложения. Например, предлагается составить предложение из двух слов, в котором кто-то выполняет какое-то действие.

        После усвоения обобщенного значения  нескольких структур предложения  рекомендуется выбрать предложения, имеющее одинаковое (сходное) с данным значение. Например, среди предложений  Девочка читает книгу. Мальчик ловит бабочку. Девочка гладит платье утюгом. Дети катаются на горке. Мальчик рисует дом  – просят указать только те предложения, которые сходны по значению и структуре с предложением Девочка рвет цветы.

Таким образом при проведении своевременной работы по коррекции нарушений письменной речи, данная проблема может быть скомпенсирована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование письменной речи младших школьников

         Для современного этапа развития школьного образования характерен      переход     от    экстенсивного   обучения      к интенсивному. Актуальными    становятся   проблемы    развития   интуит...

Особенности обследования письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Данная работа является курсавой и представляет интерес для студентов логопедического факультета, а также для начинающих логопедов...

ФОРМИРОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

      Жизнь постоянно актуализирует и обогащает понятие «качество образования». Определяя идеи подхода к понятию «качество начального общего образования», следует отметить, что о...

Формирование письменной речи младших школьников

Письменная речь развивается вместе с младшим школьником. Сперва он делает небольшие заметки, потом составляет предложение и наконец готовый продукт письменной речи – текст. Для корректного форми...

Психологические особенности формирования письменной речи у младших школьников

Письменная речь и, в частности, письмо – это сложный психический процесс, который до сих пор недостаточно изучен, несмотря на большой интерес исследователей различных областей научного знания к ...