ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по русскому языку

Важнейшей задачей современной системы образования в рамках ФГОС НОО является не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин в начальной школе, но и формирование совокупности универсальных учебных действий (не только предметных, но и личностных и метапредметных: познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Встаёт вопрос «Как сделать так, чтобы современный урок в начальной школе не только вооружал учащихся определённой суммой знаний и умений, значимость которых никто, по-моему, не отрицает, но чтобы всё происходящее на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Людмила Ивановна,

учитель начальных классов

МОБУ «Сертоловская СОШ №3»

Всеволожского района Ленинградской области

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Важнейшей задачей современной системы образования в рамках ФГОС НОО является не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин в начальной школе, но и формирование совокупности универсальных учебных действий (не только предметных, но и личностных и метапредметных: познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Встаёт вопрос «Как сделать так, чтобы современный урок в начальной школе не только вооружал учащихся определённой суммой знаний и умений, значимость которых никто, по-моему, не отрицает, но чтобы всё происходящее на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?»

Известно, что каждый учитель, приступая к поиску оптимального варианта планирования конкретного урока или системы уроков, в первую очередь продумывает цель обучения через целеполагание. В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. При этом оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Нельзя навязывать ученику учебную цель, цель ученика не должна совпадать с целью учителя, а лишь соответствовать ей.

Существует несколько классификаций учебных целей:

  1. Цели (по С. И. Гессену), проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик: сам себе их поставил, они понятны ему, очевидны, с интересом и охотно принимаются.
  2. Цели, связанные с конкретной деятельностью учащихся на уроке:
  • личностные – осмысление целей образования, реализация конкретных индивидуальных способов достижения цели с верой в свои потенциальные возможности; формирование положительного отношения к русскому языку,
  • предметные – знание основных понятий, явлений;
  • когнитивные – изучение способов решения возникающих проблем;
  • креативные – написание сочинений, создание проектов;
  • оргдеятельностные – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности, умением ставить перед собой цель, планировать деятельность, развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий – уметь задавать вопросы.
  1. Цели общие (для учителя и учащихся), связанные с учебной деятельностью на уроке, а именно:
  • С планируемым результатом,
  • С ожидаемым результатом определённых действий, осуществляемых самостоятельно или совместно с кем-то (учителем, одноклассниками),
  • С образом будущего результата.
  1. Классификация целей по типам:
  • формальные (выучить то или иное правило, план определённого алгоритма, например, работы над ошибками),
  • смысловые (понять сущность того или иного явления),
  • творческие (создание проектов, презентаций).

Таким образом, учебные цели могут быть заявлены на достижение результатов в каком-то определённом виде деятельности. А правильная постановка целей на уроке совместно с детьми требует использования различных методов и приёмов:

  1. Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»
  2. Метод «Корзина» позволяет на уроке русского языка в начальной школе закладывать основы целеполагания. При этом каждый ученик «сбрасывает в корзину» цель, которую он ставит в начале урока, а затем находит её отражение в своей рефлексии по окончании урока.
  3. «Домысливание» – использование слов-помощников:

         а) повторим … ,

         б) изучим … ,

в) узнаем … ,

г) проверим …

Дополнить ряды слов по теме «Будущее время глагола»: читать – читал – читаю – … ;  подумать – подумал – подумаю – …

4) «Группировка» (классификация) по теме «Разделительный ь знак в именах существительных»: деньки, вьюнок, деньги, вьюга, соловьи.

5) «Удивляй!»  Анализ слова «вынуть» в теме «Корень слова», которое не имеет корня.

6) «Отсроченная загадка» - ученикам сообщается удивительный факт: «В городе Ульяновске установлен памятник букве Ё». Объяснение этого факта и будет открыто на занятии внеурочной деятельности по программе «Занимательный русский язык».

7) «Идеал» (из технологии критического мышления) помогает формировать умение определять проблему, выдвигать гипотезы по её решению и умение выбирать объективное решение. Можно применить при изучении темы «Правописание буквосочетаний жи, ши».

8) «Подводящий диалог» можно применять на этапе актуализации учебного материала. Например, провожу беседу, направленную на обобщение, конкретизацию, логику рассуждений. Диалог сводится к  тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Поэтому возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. В соответствии с этим ставится и цель.

Итак, приёмы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект в учебной деятельности и в собственной жизни.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, в котором каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем в общем коллективном творчестве. Дети учатся аргументированно высказывать своё мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать, задавать вопросы и слышать другого, без чего не получится взаимосотрудничества. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Использованная литература:

  1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. – Ростов-на-Дону, 2003.
  2. Голубчикова М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика. Путеводитель по продуктивному обучению.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные  упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат  на уроках русского языка в начальной школе»...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...

Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)

Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...