Технологическая карта урока по русскому языку "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ивлева Ксения Сергеевна

Вам представлен материал к уроку русского языка по теме: "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта 21.11 КБ
Файл конспект293.85 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО студентки: Кравчук Ксения Сергеевна

Тема: «Наречие»

Класс: 4

Цель: создание условий для ознакомления с понятием «наречие» и их ролью в предложении;

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий;
  • формировать умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, память, речь учащихся, умение анализировать свою деятельность;
  • учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника;

Воспитательные:

  • формировать навыки контроля и самоконтроля;
  • формировать навыки познавательной деятельности в коллективе при решении поисковых задач.


Ресурсы урока: Русский язык. 4 класс. Часть 2 - Иванов С.В. - 2012
, презентация, карточка исследователя, информационные ресурсы.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные(ПРК)

Личностные

Орг. этап

момент

Настроить учащихся на познавательную активность.

Словесный (беседа)

Приветствует учащихся. Просит проверить материал к уроку.

Приветствуют учителя.

Проверяют организацию рабочего места.

ф

самоконтроль

Развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Актуализация знаний

Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.

Словесный (беседа)

Практический (письмо с каллиграфической ошибкой, вставить пропущенные буквы)

Наглядный (показ презентации)

1.Минутка чистописания.

2.Списать с доски предложение. Разобрать предложение по членам предложения и частям речи. (Создание проблемной ситуации).

Предлагает перейти по QR-коду на электронную версию толкового словаря и узнать значение слова.

Выполняют чистописание, находят каллиграфические ошибки.

Разбирают предложение по членам предложения и частям речи.

Отвечают на вопросы учителя.

Узнают значение слова в электронном толковом словаре.

ф

и

презентация

ИКТ

фронтальный

Уметь находить и выделять в предложении части речи.

Уметь анализировать объекты с целью выделения признаков;

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка цели и задач

Постановка учебной задачи.

Словесный (беседа)

Учитель просит сформулировать тему урока.

Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Выделение, формулирование цели.

ф

раздаточный материал

презентация

фронтальный

Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

Открытие новых знаний

Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный (беседа, объяснение)

Практический (заполнение карты урока)

Построение алгоритма действий.

Разделяет обучающихся по группам. Предлагает выполнить задания в «Learning Apps».

Контролирует заполнение карточки по мере изучения.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Вспоминают правила работы в группе.

Каждая группа переходит по QR-коду и выполняет задание. Определяют свойства наречия и заполняют карточку.

ф

г

презентация

раздаточный материал

ИКТ

фронтальный

Знать, что такое наречие;
уметь ставить вопросы к наречиям;
находить наречия в тексте;
отличать наречия от других частей речи.

Уметь выстраивать логические цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование.

Динамическая пауза

Сменить вид деятельности.

Словесный: объяснение

Учитель предлагает динамическую паузу.

Выполняют динамическую паузу.

ф

фронтальная

Первичная проверка понимания

Проверка осознанности восприятия детьми материала.

Словесный (объяснение,сформулировать правило)

Практические (упражнение)

Учитель просит сформулировать правило по заполненной карточке.

Выполнение упр.1 (в парах)

Выполнение упр.2

Выписать выделенные слова и задать к ним вопросы.

Учащиеся пытаются сформулировать правило самостоятельно.

Записывают наречия по группам в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают. Выписывают наречия и ставят вопросы.

ф

и

п

раздаточный материал

учебник

фронтальный

самоконтроль

Уметь осознанно строить речевое высказывание.

Первичное осмысление и закрепление

Выяснить, как обучающиеся усвоили материал.

Словесный (беседа)

Практический (самостоятельная работа)

Учитель просит учащихся самостоятельно выполнить упр. 3.

Самостоятельная работа по учебнику.

и

учебник

самоконтроль

Уметь работать с текстом.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Подведение итогов

Рефлексия

Систематизировать и проанализировать деятельность на уроке.

Словесный (беседа)

Подвести детей к желанию сделать выводы о своей работе на уроке и совместной деятельности всего класса.

Подводят итоги урока. Объективно оценивают свою деятельность на карточках, деятельность своих товарищей, всего класса.

ф

и

Раздаточный материал

Фронтальный

самоконтроль

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс.

(УМК «Начальная школа XXI века»)

https://djvu.online/file/ZpNR3WE1OkX3h
Русский язык. 4 класс. Часть 2 - Иванов С.В. - 2012

Тема: Наречие.

Этапы урока

Деятельность учителя

I этап. Организационный момент)

Цели этапа: Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

У. -Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу?

II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (7 мин)

Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации

1.Минутка чистописания: (слайд 1 – письмо с каллиграфической ошибкой)
Уч-ль:- Найди ошибки, пропиши правильно.  

 2.Списать с доски предложение, Разобрать предложение по членам предложения и частям речи.(на доске)    

Белки быстро готовились к ненастью  

Значение какого слова вам неизвестно (НЕНАСТЬЕ).

Давайте перейдём по QR-коду в толковый словарь и узнаем значение этого слова.

                                                                           

На  доске подчеркивает и разбирает ученик.

Учитель : У какого слова вы не смогли определить часть речи?  

Уч-ки:  Это слово  БЫСТРО.                                                                      

- С каким словом оно связано в предложении?                                      

Уч-ки: С глаголом ( готовились) .                                                                                                                                                           Учитель: -Какую работу выполняет слово БЫСТРО.                          

Уч-ки:  Поясняет глагол.                                                          

Учитель: Эта часть речи называется НАРЕЧИЕ.                                          

Цели урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи в языке - наречием.

III. Открытие нового знания. (14 мин)
1. Постановка учебной задачи.
2. Построение проекта выхода из затруднения.

Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Построение алгоритма действий.

У. – Сегодня мы с вами займёмся исследованием этой части речи. У каждого из вас есть карточка исследователя  и первую графу мы уже можем заполнить. Часть речи - НАРЕЧИЕ

-Наречия появились в русском языке позже других частей речи.

Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень «речь» как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ»(это буквальный перевод). Как вы думаете, почему?

- Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.

Чтобы найти наречие в предложении– найди глагол и поставь от него вопрос.

 -Подумайте, а для чего вам нужны знания о наречии. (Для общения. Без наречий речь невыразительна, да и непонятна).

Совершенно верно. М Горький писал: Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.

2. Учебник на стр. 52  СЕЛИ РОВНО, СПИНКИ ВЫПРЯМИЛИ

Выпиши слова, которые отвечают на вопросы ГДЕ КУДА КОГДА КАК

Каникулы, учится, вверху, смелый, ты, направо, готовит, однажды, пирожок, они, весело, спокойный, думает.

-Чтобы вам было легче выучить вопросы, на которые отвечает наречие, предлагаю прочитать запоминалочку.

Семь вопросов – просто чудо.
Их запомнить можно так:
Где? Куда? Когда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?

Заполните таблицу на какие вопросы отвечает наречие.

3. Работа в группах. Каждой группе даётся QR-код

Правила работы в группе

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по лицам,

2 группа - по временам

3 группа - по родам

4 группа – по числам.

Задания:

1 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( __когда_______?) ____________;

3л. : он встаёт (_____когда_______?) ___________.

Сделайте вывод!

Наречия по лицам _____________________________

2 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

пр. в.

Образец:                  появились (когда?) рано;

Разольются (_____когда_________?) ___________;

Цветут (____когда________?) ________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по временам ___________________

3 группа

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода

                   м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________

4 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами единств. и множ.числа?

   ед. ч.                                                    мн. ч.

прилетел (когда?) рано              прилетели (когда ?) рано;

Запел (______?)____                  запели (_____?) _________ .

Проснулся (____?)_____            проснулись (_____?)______.

Сделайте вывод!

Наречия по числам _______________________________

( Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи).


У. - Какой вывод можно сделать?
Д.–Это слово не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается;

-Заполните таблицу.

Имеет ли наречие окончание           (оно не имеет окончания).

-Давайте вспомним на какие вопросы отвечают наречия? (где?, когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?)

-Можно ли определить каким членом предложения чаще всего бывает наречие? (обстоятельством)

- Давайте подчеркнём в нашем предложении наречие БЫСТРО как обстоятельство.

-Вывод: В предложении наречие чаще всего является обстоятельством. Проверим. Прочитайте предложения, найдите наречия и задайте вопросы. ( у доски)

Завтра мы пойдём в музей.

Друг приехал издалека.

Выучил правило назубок.

Когда? –завтра –это обстоятельство ;

Откуда? –издалека – обстоятельство ;

Как? – назубок – обстоятельство.

-Заполните таблицу                                                                       

Физкультминутка

У. –Ребята, но прежде, чем продолжим урок, мы немного отдохнем и потанцуем.

IVэтап. Первичное закрепление. (10 мин)

Проверка осознанности восприятия детьми материала. Первичное обобщение. Организует проверку самостоятельной работы

У. - Кто сможет сформулировать правило, глядя на карточку?
Д. - Наречие– это часть речи, которая отвечает на вопросы Где? Куда? Зачем? Откуда? Почему? Когда? Как? Наречие не изменяется: не склоняется и не спрягается (не имеет окончания). В предложении является обстоятельством.
У. - Откройте учебники на стр.52, Упр.1 (работа парами)

(Самопроверка фронтально)

- стр.53, Упр.2 (Самостоятельная работа)

- стр.54, Упр.3

VI. Рефлексия деятельности. (3 мин)

Подвести детей к желанию сделать выводы о своей работе на уроке и совместной деятельности работы всего класса

У. – Ребята, что вы скажете про сегодняшний урок?  - Какое правило вы усвоили на сегодняшнем уроке?
- Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?
- Оцените свою работу.

VII. Домашнее задание. (3 мин)

Дать детям возможность оформить свои мысли.

У. Стр.59, упр.4, правило по табличке

Часть речи

На какие вопросы отвечает?

__________________________________________________

__________________________________________________

Как изменяется?

Есть ли окончание?

Каким членом предложения является?

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема урока " Числительное как часть речи "

к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;уметь различать количественные и порядковые числительные                ...

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.

Технологическая карта урокаКласс: 2УМК: Л.В. ЗанковаПредмет: русский языкТема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.Тип урока: формирование новых учебных знанийЦель: создать условия для ...