Конспект урока в 1 классе.Использование алфавита для упорядочения списка слов
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока русского языка. 1 класс. Тема: Русский алфавит

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_alfavit.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Использование алфавита для упорядочения списка слов

Тип урока: изучения нового материала

Цель урока: знакомство учащихся с русским алфавитом и его значением; формирование умения правильно пользоваться алфавитом.

Задачи:

Дидактические:

1. Правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

2. Учиться писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

3. Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;

4. Учиться составлять предложение из набора форм слов;

5. Учиться использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Развивающие:

1. Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы с помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;

2. С помощью учителя формулировать цель, планировать свою деятельность;

3. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

4. Устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;

5. Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям

6. Строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

7. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

Воспитательные:

1. Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

2. Писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

3. Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;

4. Составлять предложение из набора форм слов;

5. Использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

Личностные:

1. Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;

2. С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации.

Регулятивные:

1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;

2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;

3. Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Коммуникативные:

1. Строит устное монологическое высказывание на определённую тему, на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

2. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.

Оборудование: презентация

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

организационный момент

Громко прозвенел звонок

Начинается урок

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы с вами будем много писать, давайте подготовим руку к письму. Поставьте на локоток ту руку, которой вы пишите. Выполняйте упражнение вместе со мной.

Раз, два, три, четыре, пять (Сжимают и разжимают кулачки)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (Загибают, начиная с большого)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик шел к берёзке,

Этот пальчик шел к дубу,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

Откройте тетради и запишите в них число и классную работу. Сегодня 11 апреля.

Ребята, сегодня на минутке чистописания мы с вами запишем словарное слово - карандаш

Пропишите его целую строку. Поставьте в нем ударение. Запомните, как пишется это слово.

Постановка учебной задачи

Ребята, для того чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, вам нужно отгадать загадку.

Слушайте внимательно.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называются все… (Алфавит)

Ребята, как вы думаете, с какой темой мы познакомимся сегодня на уроке?

что вы уже знаете о алфавите?

Открытие нового знания

Работа по учебнику с.52 упр. 1

Откройте учебник на стр. 52. Рассмотрите в учебнике алфавит, прочитаем его вместе. Обратите внимание, что мы читаем названия букв, которые расположены в белых окошках.

Ребята, а кто может мне сказать, что такое алфавит?

Какое же правило мы с вами может сформулировать?

Давайте проверим наши предположения. Прочитайте, пожалуйста, правило в рубрике «Сведения о языке»

физминутка

Скажем медленно звук А – азбуку учить пора (тянем звук а)

Скажем Б – бежим вперед, будто кто-то нас зовет (бег по кругу)

Скажем В – мы быстро встали, руки высоко подняли (поднимаем руки вверх и тянемся)

Скажем Г – мы все нагнулись и коленочек коснулись (нагибаемся и достаем руками до коленочек несколько раз)

Скажем Д – давай, давай, выше ноги поднимай (шаг на месте с высоким поднятием колен)

Е и Ё сестрички вместе: ходят, топают на месте (шаг на месте)

Ж – как жук мы поползем, жук ползет в свой новый дом (опускаем руки на пол и ходим как жуки)

З – комариком летим, как комарики звеним (бег с расставленными руками, как самолетики)

И с Йкраткой – приседаем и коленочки сгибаем (приседания)

К – коленкой достаем до локтей мы все согнем (перекрестные движения колено-локоть)

Л – летаем мы как птицы, прилетели подкрепиться (бег с поднятием и опусканием рук)

М – мотаем головой, вправо, влево пред собой (наклоны головы в разные стороны)

Н – носочки потяни, вот другие, вот одни (вытягивание носочков каждой ноги по очереди)

О – опустим руки ниже, потрясем их к полу ближе (наклон к полу, расслабленные движения рук)

П – пойдем пешком по кругу, улыбаемся друг-другу (спокойная ходьба по кругу)

Р – расту, расту, расту, тянем руки к потолку (поднятие рук вверх во время ходьбы)

С – присели и привстали, до носочков мы достали (приседание, наклон с опущенными к коленям руками)

Т – тихонько потянулись, вправо, влево оглянулись (наклоны тела в стороны)

У – умеем мы скакать, раз, два, три, четыре, пять (прыжки)

Ф – фигура закрутилась, раз, два, три, остановилась (повороты вокруг себя)

Х – хотим мы бросить мяч, сами пустимся мы в скач (движения рук, как при кидании мяча)

Ц – как цапельки шагаем, выше ноги поднимаем (шаг с прямыми ногами)

Ч – ползем мы червячком, на коленочках ползком (шаг на коленях)

Ш – шагаем широко, нам шагается легко (широкий шаг)

Щ – щекотим мы друг-друга (легкое щекотание соседа)

Э – берем за руку друга

Ю – кружимся как юла (повороты вокруг себя)

Я – я снова начала

первичное закрепление

Ребята, поработайте в парах. Расскажите друг другу правило.

- Итак, что же такое алфавит? Что имеет каждая буква в алфавите?

Работа по учебнику с.53 упр. 2

Прочитайте упр.2 на стр. 53. Что нам нужно сделать?

Давайте назовем с вами буквы алфавита.

Найдите в алфавите буквы, которые не обозначают звука (Мягкий и твердый знак)

А вы знали, что слово «алфавит» - греческое. Образовалось от названия первых двух букв греческого алфавита – «альфа» и «вита».

В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит. Назовите его. (Азбука)

Прочитайте, как в русском языке образовалось слово «азбука»? (обращаются к страничке для любознательных)

Это слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.

Прочитайте, как назывались буквы А и Б? («аз» и «буки»).

Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке. (Каждая буква занимает своё место и имеет название. Вам не нравится, когда ваше имя произносят неправильно. Вот и буквы обижаются, когда их имена забывают. Давайте еще раз правильно их назовем.)

Как вы думаете, зачем нужны буквы? (Буквы нужны нам для составления слов). Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучить наизусть.

Скажите, а где ещё используется алфавит? Для чего он нам нужен?

Я с вами согласна. Ребята, алфавит также используется для составления различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей.

Работа по учебнику с.54 упр. 4

Прочитайте упр.4

Скажите, что вы заметили? Все ли буквы алфавита записаны? (Не хватает двух букв: Ё и Х.)

Какие буквы стоят не на своих местах? (Свои места «перепутали» буквы: К, Л; С, Т; Ш, Щ; Ъ, Ы)

Ребята, выполните это упражнение, запишите все буквы русского алфавита в алфавитном порядке.

Итак, давайте проверим, что у вас получилось.

Включение нового знания в систему знаний

Ребята, у вас на столах лежат карточки со словами, так же на карточке есть пустая строка. Запишите слова в алфавитном порядке.

Посмотрите на экран, проверьте свою работу.

Рефлексия. Итог урока

Ребята, над какой темой мы сегодня работали?

Какую цель мы ставили перед собой?

Что такое алфавит?

-Сколько букв в русском алфавите?

Поднимите зеленую карточку, если изученный на уроке материал оказался для вас понятным. Поднимите красную карточку, если на уроке вам было не все понятно, у вас остались трудности.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Слово. Упражнение в составлении слов из букв и слогов".

Урок русского языка в 1 классе (послебукварный перид). Тема: "Слово. Упражнение в составлении слов из букв и слогов"....

Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"

Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....

План - конспект урока по русскому языку во 2 классе "Корень слова. Однокоренные слова". Школа 2100, Бунеев Р.Н.

План - конспект урока по теме:  "Корень слова. Однокоренные слова" включает перечень используемых ЭОР со ссылками....

Конспект урока по русскому языку по теме "Переносное значение слов. Подготовка к изучению безударных гласных в корне слова"

У рок знакомит учащихс спереносным значением слов и является пропедевтическим в изучении безударных гласных в корне слова....

Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова".  2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.» ОС Л.В. Занкова, уч. Неваевой "Азбука"....