конспект урока русского языка "Имя существительное. Обобщение" , 3 класс УМК "Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ульянова Елена Борисовна

Данный урок  предполагает обобщение  и закрепление  пройденного материала об одной из частей речи- имени существительном, а также  является итогом обобщения пройденного материала  по  данной теме. Разноообразие методов работы, использование различный видов работы на  уроке позволяют учащимся лучше закрепить материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 3

Название системы обучения и учебно-методического комплекта: УМК «Школа России»

Фамилия, имя и отчество учителя: Ульянова Елена Борисовна

1.Тема урока: «Имя существительное. Обобщение»

2.Цель урока: закрепить и систематизировать знания учащихся о граммати-

ческих признаках имени существительного как самостоятельной

части речи.

3. Форма урока: традиционная

4. Тип урока обобщающее повторение

5. Задачи урока:

Оздоровительные

- обеспечение комфортности ученикам на уроке за счет создания

микроклимата через личное общение учителя с детьми.

- профилактика перегрузки учащихся за счет разнообразия видов

деятельности на уроке

Воспитательные

- воспитание уважения к родному русскому языку

-способствовать воспитанию ответственного отношения к учению

- способствовать развитию навыка самостоятельности и самоконтроля

Учебные

- формирование навыков красивого и грамотного письма

- развитие умений грамотной устной речи закрепление знаний

- работать над формированием умения логически связывать ранее

изученный материал и применять его в нестандартных ситуациях

- продолжить работу над правилами орфографии

Развивающие

- способствовать развитию устной и письменной речи

- способствовать развитию логического мышления

- развивать познавательный интерес к учебному предмету

6. Планируемые результаты:

Предметные: обобщить знания об имени существительном, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

6.Оборудование урока: таблицы по русскому языку «Имя существительное», «Части речи»; карточки с названием категорий имени существительного

карточки для фронтальной работы;

карточка со стихотворением Ф. И. Тютчева для работы в парах;

карточки со словами для работы в группах;

7.Литература:

О. И. Дмитриева. «Поурочные разработки по русскому языку» к УМК «Школа России» В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого. М. «ВАКО». 20220с.75-78.

Учебник «Русский язык. 3 класс», В. П .Канакина, В. Г. Горецкий, с.54-55,

Х О Д У Р О К А:

1. Организационный момент - приветствие

- проверка готовности рабочего места и

учащихся класса к работе

#1040;ктуализация знаний учащихся, их внимания:

А. выяснение темы урока

-Какой у нас с вами сейчас урок?

Чем мы занимаемся с вами на уроках русского языка?

Учимся правильно и грамотно говорить, писать, общаться.

С помощью чего происходит человеческое общение?

Общение людей происходит при помощи устной и письменной речи.

/ далее учитель организует беглую работу по повторению осн. понятий русского языка:

РЕЧЬ- ПРЕДЛОЖЕНИЕ- СЛОВО- СЛОГ- ЗВУК- БУКВА/

Чем же слова отличаются друг от друга?

Количеством слогом, ударение, наличием орфограмм, разных частей слова

и т.д.

Но самое важное нами не было названо: Слова могут отличать-

ся друг от друга вопросами. А это значит….

Это значит, они могут быть разными частями речи.

ИТОГ: вот сегодня на уроке мы и поведем с вами разговор об одной из

частей речи- имени существительном. Нам предстоит вспомнить

все то, о чем говорили на предыдущих уроках.

На доске появляется тема урока, записанная на карточках:

И М Я С У Щ Е С Т В И Т Е Л Ь Н О Е.

В. Чистописание

На доске записано кружево букв и их элементов, где отчетливо читается слово

ПРИЗНАК

- Всмотритесь внимательно в кружево этих букв. Что за слово

спряталось в нем? Что оно означает на ваш взгляд? Как вы

понимаете его значение?

ИТОГ: итак, цели нашей работы ясны. Тогда – в путь. А помогать нам

систематизировать наши знания будет вот эта таблица.

Имя существительное

Признаки части речи

постоянные

?

непостоянные

Не изменяются

Могут меняться

3. Основная часть / признаки имени существительного/

А. Словарная работа

Испытание 1. Как вы отличаете имена существительные от

других частей речи? / по вопросам/

Какие же это вопросы? /КТО? ЧТО?/

Сейчас вам и и надо будет отыскать среди слов

задания 1 только слова : 1 вар. КТО, 2вар.- ЧТО

и проработать их:

УЧ. НИК Б. РЕЗА В. Р. БЕЙ М. ДВЕДЬ Д. ВОЧКА

Л. ПАТА М. ЛИНА БЕР. Г

Проверка: взаимопроверка с выставлением баллов таксономии.

/ по одному баллу за каждое правильное слово/ 4_балла

ИТОГ: Что общего между выбранными вами словами? О каком признаке имени существительного мы можем говорить? / одушевленность- неодушевленность/

Какой это признак? Почему?

Имя существительное

Признаки части речи

постоянные

?

непостоянные

Не изменяются

Могут меняться

одушевленность


В. Орфографическая работа

Испытание 2. Найдите каждый среди своих слов лишнее.

/ лишними словами по итогам обобщения являются слова ДЕВОЧКА и БЕРЕГ/

Чем различаются эти слова? /разный род/

Как определить род имени существительного?

Прочитайте Ч. ДЕС. НАЯ ЛО. КА

В. СЕЛЫЕ М. ЛЫШ.

Л. СНОЕ ОЗ. РО

Какие орфографические правила надо вспомнить для данного испыта-

ния?

Вставьте пропущенные буквы и запишите рядом проверочные слова.

Определите род имен существительных.

Проверка: фронтальная /работа с блок- сигналами с одновременной корректировкой и

проработкой возможных допущенных ошибок/

Слова какого рода вам встретились?

В каком слове не смогли определить род? Почему?

/во мн. Числе нельзя определить род/ 8_баллов

/оценивается баллом каждое слово в отдельности- 6 слов с про-

пуском букв и 2 слова по определению рода/

ИТОГ: Какие теперь категории можно назвать?

К каким признакам они относятся и почему?

Учитель с детьми заполняет таблицу выводов дальше, дополняя ее новыми выводами

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А под муз. Запись

Испытание 3 Что за удивительное предложение нам предстоит с вам напи-

сать!

Только самые внимательные и догадливые смогут безоши-

бочно пройти это испытание. Желаю удачи!

/дети записывают под диктовку учителя : Пес Шарик весело бегал по

двору за красным шариком./ 1_балл

Что заметили необычного? Чем являются эти слова? Докажите.

ИТОГ: о каком признаке имени существительного шла речь?

/ на доске в итоговой таблице происходят видоизменения/

Имя существительное

Признаки части речи

постоянные

?

непостоянные

Не изменяются

Могут меняться

одушевленность

число

род

Нариц.-собственное

4. Закрепление знаний и упражнения на их применение.

Испытание 4 -работа по картине (иллюстрация может быть разной , на выбор и смотрение педагога)

Дополните предложения. НА ДВОРЕ СТОИТ……………..

ДЕТИ НАШЛИ ВЕСЕЛОЕ …………..

Какие еще имена существительные можно назвать, глядя на эту картину?

А теперь вам предстоит задание посложнее.

1 группа

2 группа

3 группа

Те, кто уверен в себе

Те, кто не совсем в себе уверен, его одолевают небольшие сомнения

Те, кому нужна помощь, подсказка друзей -помощников

Составить 3 предло-жения по картине, запи-сать их, но обязательно дав детям имена

Письменно ответить на вопросы:

Что делали дети?

Кто играл в песке?

Что потом произошло?

Вставить пропущенные буквы в готовом тексте на карточке

К.тюша и М.ксим во дв.ре св.его дома в.зил.сь в п.ске..Они х.тели сл.пить п.рожки А Света в п.л.сатой майке зв.ла их к себе.

3_балла

3_балла

3_балла

** Работа оценивается за правильную безошибочную запись предложения

** Дети сами определяют подходящий для них вид задания. Но за выбор более трудного задания

им добавляется дополнительный балл при проверке.

Проверка: - фронтальный опрос или взаимопроверка

- проверка индивид. работ группой постоянных консультантов.

Коррекция: -корректировка ошибок

-обговаривание правил орфографии на допущ. ошибках.

Испытание 5 Найдите в ваших текстах слова по их признакам и обведите разными цветами:

Признаки описания

Предполагаемые ответы выборов

Имя сущ. Одуш., собств., ед.ч., ж.р.

Катюша, Светлана

Имя сущ., неодуш., нариц., ед.ч., м.р.

Дом, песок, мяч

Имя сущ., неодуш., нариц., ед.ч., ср.р.

Дерево, окно

Имя сущ., одуш., нариц., мн.ч.

Ребята ,дети, малыши

Проверка: - взаимопроверка и фронтальное обсуждение. 4_балла

М О Л О Д Ц Ы. Наши испытания закончились.

5. Подведение итогов

А. по таблице / беседа о найденных признаках имен существительных,возможности

дальнейшего дополнения ее новыми данными, нацелевание на дальней-

шую работу на предстоящих уроках/

В. по работам детей / подсчет каждым своего балла успешности, выставление себе

оценки работы, настроения. 19- 21 балл «5»

16- 18 баллов «4»

13- 15 баллов «3»

Те, кто доволен своей работой ставит

Да нет

Г. по наблюдением учителя

/ благодарность за работу, выделение дополнительных баллов за активность на уроке, за внимание и умение увидеть и исправить свои и чужие ошибки/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе "ШКОЛА РОССИИ"

Тема: Правописание гласных и согласных в  значимых частях слова.              Цели урока: создать условия для отработки понятия, ч...

План-конспект урока русского языка во 2 классе "Школа России".

План-конспект урока русского языка во 2 классе по УМК "Школа России". Тема: Упражнения в распознавании одушевлённых и неодушевлённых имён существительных....

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....

конспект урока русского языка во 2 классе "Школа России"

Тема урока "Ударение. Секреты ударения"...

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.

Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном  как части речи....