Технологическая карта урока русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Шестакова Елена Евгеньевна

Урок открытия новых знаний

Цели для учителя: создание условий для знакомства с новой частью речи, содействие развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствование развитию внимания и наблюдательности, умению работать в коллективе , умению давать самооценку учебной деятельности.

 Цели для ученика: знакомство с новой частью речи;  развитие умения давать характеристику имени числительному как части речи; развитие внимания , наблюдательности,  духовно-нравственных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_.russkiy_yazyk_4_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Шестакова Елена Евгеньевна

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: Имя числительное.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели для учителя: создание условий для знакомства с новой частью речи, содействие развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствование развитию внимания и наблюдательности, умению работать в коллективе , умению давать самооценку учебной деятельности.

Цели для ученика: знакомство с новой частью речи; развитие умения давать характеристику имени числительному как части речи; развитие внимания , наблюдательности, духовно-нравственных качеств личности.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

- развивать умение различать имена числительные по вопросам и определять разряды имен числительных.

Регулятивные УУД:

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты:

- контроль, коррекция, оценка действия партнера;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Планируемые предметные результаты:

Знать основные характеристики имени числительного, уметь их применять.

Технологии, используемые на урокепроблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), ИКТ , элементы здоровьесберегающих технологий, технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).

Ресурсы для урока:

1. Презентация к уроку.

2. Компьютер, проектор.

3. Учебник «Русский язык», Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 2 часть, « Просвещение»,2014.

4. Рабочая тетрадь «Русский язык», Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 2 часть, « Просвещение»,2014.

#1050;арточки для рефлексии

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности Мотивирование к учебной деятельности.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Старанье ваше всем покажет

Каким он будет наш урок!

- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

Что для этого необходимо? (ответы детей)

Я уверена, что наш урок будет именно таким.

- Сегодня на уроке вы будете работать в группах.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Выберите консультантов, капитана, девиз своей группы.

Подготовка класса к работе.

Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

- Прочитайте слова, определите букву, которая пропущена:

- Какая орфограмма их объединяет?

...рех, ок…ло, …диннадцать

- Запишите на первой строке буквы Оо и соединения с другими буквами.

- На второй строке запишите эти слова, обозначьте орфограмму.

- На третьей строке запишите предложение:

Одна пчела мёд в улей не наносит.

  • Как вы понимаете смысл этой пословицы?
  • Предлагаю эту пословицу, как девиз нашего урока.
  • Сделаем синтаксический разбор этого предложения.
  • Почему возникло затруднение? (Не знаем, какая часть речи слово одна)
  • Есть ли среди записанных слов родственное этому слову? (одиннадцать)

Словарная работа.

  • Докажем. Выделим корень, назовём общее значение. Как образовалось слово одиннадцать? (один-на-дцать, дцать-десять)
  • Приведите примеры слов, у которых есть такая же часть – дцать. Запишите несколько таких слов. Подчеркните эту часть.
  • Смогли узнать, какой частью речи являются?

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

- Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать?

(определить часть речи)

-Нам надо дать характеристику и название новой части речи.

- Какие части речи уже знаем?

  • Давайте составим кластер тему «Части речи»

  • Откройте учебник.

Стр. 110, упр. 182

  • На какие группы можно разделить слова?

Выполните задания по группам

1 группа – выписать существительные

2 группа – прилагательные

3 группа – глаголы

4 группа – предлоги

- Какие слова записали?

  • Дайте характеристику каждой части речи. Вспомним правила.

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

  • Выпишем оставшиеся слова.

  • На какие вопросы они отвечают? Задайте вопросы к словам одна, одиннадцать. Похожи вопросы?

- Что обозначают эти слова? (число)

Подберём к слову число родственные слова. Сделайте морфемный разбор.

Какое из записанных слов называет эту часть речи?

Можем теперь точно сказать, какой частью речи является слово одна?

  • Сформулируйте проблему нашего урока. (Часть речи—имя числительное.)

- Какие задачи мы поставим перед собой?

  • Определите место имени числительного в кластере.

  • Сформулируйте по алгоритму правило. Что такое числительное?
  • Проверим по учебнику.

- Итак, мы поставили перед собой задачу - определить часть речи и мы её определили.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). Узнать, что такое имя числительное, какие бывают числительные.

Научиться распознавать числительные, давать им характеристику.

Закрепить знания об изученных частях речи.

Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность ситуации.

- Почему числительные отвечают на разные вопросы?

  • Какую задачу поставим перед собой? (Узнать, какие бывают числительные)
  • Найдите задание №1 на карточке
  • Прочитайте числительные.

Шесть, двадцатый, десятый, восемь, двенадцать, второй, сороковой, сто, шестнадцать, семнадцатый.

  • Поработайте с этими словами, посовещайтесь и определите, нельзя ли их сгруппировать по какому-либо признаку. А потом расскажите, какие группы вы выделили.

- Выдвижение гипотезы

Проверим. Как разделили

Что обозначают числительные в 1 группе? А во 2? (Порядок при счёте, количество)

Порядковые и количественные числительные.

Правило. Стр. 111.

Решили поставленную задачу?

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.

- Можно ли в речи обойтись без числительных?

  • Ребята, где мы встречаемся с числительными?

( В загадках, пословицах, поговорках). А ещё числительные можно встретить во фразеологизмах. Вставьте пропущенные числительные в устойчивые сочетания слов.

Выполните задание №2.

Какие числительные вы вставили? Порядковые или количественные?

1 группа:

от горшка … вершка –

… сапога пара –

перескакивать с … на … –

2 группа:

заблудиться в … соснах –

знать как свои … пальцев –

как … колесо в телеге –

3 группа:

за… вёрст киселя хлебать –

… пятниц на неделе –

на … небе –

4 группа:

как … капли воды –

плакать в … ручья –

работать до … пота –

- С числительными можно и ребусы составить. Попробуйте отгадать слова.

ви 3 на, 100 л, те 100, 100 лб, рас 100 яние,

7 я, 40 а, р 1 а, 5’ ка.

- Можно и стихи написать, в которых все слова числительные.

- Послушайте стихотворение:

138, 5, 15,

12, 8, 45,

17, 29, 20,

4, 225.

А теперь подготовьте выразительное чтение в группах. Задание №3

1 группа:

14, 126, 14,

132, 17, 43…

16, 42, 511,

704, 83.

2 группа:

170! 16, 39,

514, 700, 142,

612, 349,

17, 114, 02.

3 группа:

2, 15, 42,

42, 15.

37, 08, 5,

20,20, 20!

4 группа:

7, 14, 100, 0,

2, 00, 13,

37, 08, 5,

20, 20, 20!

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

-Итак, давайте сделаем обобщение. Что нового узнали на уроке?

Выполните задание №4

1 группа.

Запишите названия сказок, в которых есть числительные.

2 группа.

Запишите пословицы и поговорки, в которых есть числительные.

3 группа.

Вставьте пропущенные числительные в текст.

Мне … лет. Я учусь в … классе. В нашем классе … девочек и … мальчиков. Наш кабинет находится на … этаже.

4 группа.

Составьте синквейн на тему «Имя числительное»

На какие вопросы пока не удалось ответить? Захотелось ли ещё что-то узнать о числительном?

Мне хочется послушать капитанов групп, какую оценку надо поставить вашей группе, кто принимал активное участие в обсуждении, помогал решать вопросы в нашем исследовании.

«Шесть шляп» мышления»

- Выскажите своё мнение об уроке с помощью 6 шляп мышления.

Синяя шляпа (учитель)

- На последующих уроках продолжим изучать имя числительное и вы ещё многое узнаете об этой части речи.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...