Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)

Карасева Ирина Владимировна

Данный материал может быть использован педагогами для подготовки к Олимпиаде по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olim_ryaz.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Орфоэпия. Фонетика.

1. Расставьте ударения в словах:    Статуя, магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить.

2. Расставьте ударения в словах:

       Алфавит, партер, средство, шофер, положил, документ, километр, случай, хозяева.

3. Расставьте ударения в словах:

     Августовский, береста, пихта, столяр, фонетика, языковое, торты, красивее, творог.

4. Выберите слова, в которых ударение падает не на первый слог:

                 Цемент, портфель, хвоя, дневник, фарфор.

5. Расставьте ударения в словах:

           Мармелад, пропасть, лыжня, фиолетовый, капризничать, почерк, диспансер, заржаветь, околесица, современный, межа, чистильщик, импорт, медикаменты.

6. Выпишите слово, в котором ударение падает на первый слог:

            Удить, тефтели, ворота, процент, дневник.

7. Расставьте ударения в словах:

          Дефис, жалить, досуха, шинель, звонит, договор, изобретение, балую, пуловер.

8. Расставьте ударения в словах:

     Баловать, квартал, украинский, начать, прожил, новорожденный, столяр, по средам, щавельный, комбайнер, вы правы, огниво, орфографический, разбаловаться, форзац, атлас, фольга.

9. Выберите из двух ответов правильный.

1) Кваканье лягушки, лай собаки, мяуканье кошки:

а)  это   звуки;

б) это звуки речи. Из них получаются слова.

2) [м, ы, ш, к, а]:

а)  это звуки;

б) это звуки речи. Из них получаются слова. Какие слова можно составить из этих звуков?

10. Запишите три слова, в которых букв больше, чем звуков,  и три слова, в которых звуков больше, чем букв.

11. Определите, сколько раз встречается звук в следующих  предложениях.

[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.

[т] Кто любит труд, того люди чтут.

12. Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе - пещеру, преимущественно искусственную.

13. Определите, сколько звуков в словах:    

       я, он, мал, пою, яблоко, а, возьму, юг, подъем.

14. Определите, сколько раз в тексте загадки встречается звук [с]. Отгадайте ее.

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

15. Ученик 2-го класса, выполняя звуковой разбор словоформы на цыпочки, охарактеризовал звуки так:

[н]  - согласный,  глухой, твердый;

[а] - гласный;

[ц] – гласный, звонкий, твердый; 

[ы] - гласный; 

[п] - согласный, глухой, мягкий;

[а] - гласный;

[ч'] - согласный, мягкий, глухой;

[к] - согласный, глухой, твердый;

[и] - гласный.

Правильно ли ученик разобрал слово? Докажите.

16. Какими фонетическими признаками объединены слова: Прорубь, сладкоежка, морковь, творог?                    

17. В каком слове есть только твердые согласные звуки? Водит,  пашешь, верит, велит, смех.

18. Произношение какого слова не совпадает с написанием:  мак, стол, грустно,  вить, лить?                  

19. Чем различаются слова ёж и ешь?

20. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:

                       Лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль, ряд.

21. Прочтите слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:           Жили-были старик да старуха.                              

22. Какие слова получаются, если звуки слов лён и куль произнести в обратном порядке?

23. Найдите слова, в которых рядом стоят два гласных звука:

Театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, шпион, дуэт, оазис, пианино,  каучук.

24. Какими фонетическими признаками объединены слова: вкривь, коврижка, врозь, книг?                              

25. В каком слове количество букв и звуков совпадает: семь, ёж, прелестный, боюсь, сеют?                              

26. Какие из слов срезал, сумел, списал, сгорел могут служить доказательством того, что приставка с - никогда не изменяется на письме?        

27. Слова произносятся так: [м о с' т' и к], [б а н' т' и к]. Запишите их по правилам русской орфографии.

28. Выпишите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево:

                        Тот,   дед,  шалаш.

29. Ученик написал: «Был фчера на фудболе».   Ошибки это или описки? Докажите.

30. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова?

                   Деревенский старожил.   Сад колхозный сторожил.  

31. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова:    

                              пар, лапа,  трап,   лира,   пир,   тир, тара.

Найдите среди них слова со звуками, которых нет в слов палитра.

32. Найдите загаданный звук.

Я - в озерах и реках, но в море меня нет.    

Я - в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

33. Сколько букв о и звуков [о] в данном предложении:          Звонят все колокола.

34. Укажите, сколько раз звук [з] встречается в предложении:

Зина обратилась с просьбой к Лизе.    

35. В начале слов экран, эфир произносится звук [э]. Объясните, почему?

36. Вместо выделенных букв вставьте звуки в словах. Докажите выбор звука:

из Испании - [      ]спании;   мягкий - мя[   ]кий;      визг - ви[    ];  съезд - [     ]езд.

37. В каком слове есть только твердые согласные звуки: мел, лось, тема, можешь, матч?

38. Составьте слово из звуков:

1-й - глухая пара звука [з];   2-й - глухая пара звука [д];  3-й - гласный [о] под ударением;

4-й - глухая пара звука [г].  

39. Поставьте ударения в словах. Для чего служит ударение в словах? Запишите свой ответ. Определите, по каким признакам слова похожи, а по каким - различны. Запишите.

Стрелки, замок, белок, дорога, косит, выкупать, трусит.

Похожи

Различны

40. В каких словах неправильно названа буква согласного? Исправьте ошибку.

1. Юноша – нэ,   ша;

2. Задача - зэ,  дэ,  чэ;

3. Солнце – сэ, эл, эн, цэ.

41. Из каждого слова уберите по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово:      всласть, горсть, склон, полк, тепло, беда, экран.

42. Добавьте к каждому из данных слов одну фонему, чтобы получилось новое слово:

    рубка,  дар, стол,   клад,     лапа, шар,    укус.

43. Угадайте слова.

I. С ч - над морем я летаю,

  С г - в машинах я бываю,

  С м - меня ты надеваешь,

  С л - собаку называешь.      

II. С к - я в школе на стене, Горы, реки есть на мне.

   С п - от вас я не таю .   В каждом классе в ряд стою.            

III. С б - смертельной я бываю,

     С м - меха я пожираю, 

     С р - актеру я нужна, 

     С с - для повара важна. 

44. Назовите слово, в котором 5 раз содержится звук [у].

45. Знаете ли вы, на какой звук в русском языке нет ни одного слова?  

46. Сколько согласных не может быть в одном слоге?

47. Какие из приведенных ниже слов произносятся с [шн]? Продолжите этот ряд.

       Скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку

Задания по русскому языку для школьного тура олимпиады...

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.

Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Олимпиадные задания по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса...