Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Занудина Любовь Николаевна

Цель: создание  условий для закрепления  знаний об именах прилагательных; на основе учебного исследования создать алгоритм определения падежей имен прилагательных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Изменение по падежам имен прилагательных.

Цель: создание  условий для закрепления  знаний об именах прилагательных; на основе учебного исследования создать алгоритм определения падежей имен прилагательных.

Планируемые предметные результаты:  учащиеся научатся   определять падеж имен прилагательных, правильно писать слова с безударной гласной в корне непроверяемой ударением.

Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества   и уровня усвоения материала; коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем  и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные результаты: нравственно-этическое оценивание усваиваемого  содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор  на основе  социальных и личностных ценностей.

Ход урока:

 1.Мотивация к учебной деятельности.

-Кто готов начать наш урок со слов «Я хочу сегодня учиться с радостью, с удовольствием, потому что …» (СЛАЙД 1)

- Пожелаем друг другу удачи.

- Желаю успеха  большого всегда и во всем. Привет!(С большого пальца)

-Если мы сегодня будем узнавать на уроке новое, то какой это урок будет? (Урок открытия нового знания.)

-Как вы действуете на уроке нового знания? (мы открываем новые знания сами.)

-Посмотрите на солнышко. Что напоминает оно вам? (Этапы урока.)

-План урока нарушен. Нужно восстановить порядок этапов. (На доске.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

-Итак, начинаем. Назовите первый шаг открытия нового знания. (Шаг – разминка. Повторить то, что пригодится на уроке.).

    - Послушайте стихотворение и подумайте, о какой части речи говорится  в нём? Что мы будем повторять?   

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

А) Блиц-опрос (хором).

- Имя прилагательное обозначает…

-Имя прилагательное отвечает на вопросы…

- В предложении имя прилагательное является…

-Имя прилагательное подчеркиваем…

-Начальная форма имени прилагательного – это форма…

Б) Игра «Хоккей»(Род имен прилагательных)-вопросы (СЛАЙД 2)

В) Словарная работа.

Экскурсия – от лат. слова –выход, вылазка, набег. (СЛАЙД 3)

-Давайте выберем из словаря слова, которые ассоциируются у вас со словом экскурсия (велосипед, вокзал, погода, расстояние)

-Допишите к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное.

- Что получилось?  (словосочетание).

- Определите род и число имен прилагательных.

Рассуждаем так: главное слово экскурсия, это имя существительное, задаю вопрос экскурсия какая? – интересная. Экскурсия-женский род, единственное число, значит и прилагательное ж.р, ед.ч.

- Мы повторили грамматические признаки прилагательных. Новую тему прочитаем по учебнику (стр.159.)  «Изменение по падежам имен прилагательных.»

-Как вы думаете, что я вам сейчас предложу выполнить? (Задание на пробное действие.)

- Записываем предложения в тетрадь:

По зимней дороге дети идут в лес.

Дети оказались в зимней сказке.

Все любуются зимней природой.

-Определите падеж имен прилагательных.

- Незнайка испытал затруднение, он рассуждал так: У прилагательных одинаковые окончания –ей, значит они одного падежа.

-Кто согласен с Незнайкой? Кто может объяснить Незнайке его ошибку?

-Поднимите руку те, у кого есть затруднение. (Я пока не могу определить падеж.)

-Поднимите руки те, кто выполнили задание. Можете вы обосновать свой результат?

- Зафиксируйте свое затруднение.

(-Я определила падеж, но не могу обосновать, правильно ли определила падеж)

3. Выявление места и причины затруднения.

- В каком месте возникло затруднение?(Мы не умеем определять падеж имен прилагательных)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Исходя из причин затруднения, поставьте перед собой цель. (Узнать алгоритм определения падежей имен прилагательных и научиться применять его.)

5. Реализация построения проекта.

- Я могу вам дать готовые знания. Или вы сами будете их добывать?

-Какие у вас есть гипотезы? Предположения? (по имени существительному)

-Верно. Существует алгоритм определения падежей имен прилагательных.

- Итак, вы работаете в паре. (Повторяем правила работы в паре).

-Попытайтесь восстановить последовательность алгоритма. Для выполнения работы даю вам три минуты. (Раздаю карточки с алгоритмом с неверным порядком)

(Проверка алгоритма )

-У вас есть алгоритм, сравним его с алгоритмом  в учебнике, стр.12.

-Какую цель вы ставили в начале урока? (Узнать алгоритм ….)

-Достигли вы цели? (Да, у нас  есть алгоритм.)

-Какой следующий шаг ученик делает на уроке? (Будем учиться применять новое знание.) Давайте вернемся к пробному действию.

Стр.12, №20. Выписать словосочетание с именем прилагательным, определить падеж.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Как вы можете проверить себя, что поняли алгоритм? (Выполнить самостоятельную работу). Карточки по вариантам.

- У кого есть ошибки? Исправьте их. (СЛАЙД 4)

-Кто выполнил все верно? Молодцы!

8. Включение в систему знаний.

9. Рефлексия деятельности на уроке.

- Какое новое знание вы сами открывали сегодня?

-Вы достигли цели, которую поставили перед собой?

- А  где вы будете тренироваться применять алгоритм?(Д.р.- с.11, №18.) (СЛАЙД 5)

1. Я предлагаю вам оценить свои знания на «Лесенке успеха». (СЛАЙД 6)

2. Оцените свою работу на уроке фразеологизмами. (СЛАЙД 7)

(Вид работы взят из Интернет)

Алгоритм «Как определить падеж имени прилагательного»

По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное

Определить падеж имени существительного


Алгоритм «Как определить падеж имени прилагательного»

По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное

Определить падеж имени существительного

Алгоритм «Как определить падеж имени прилагательного»

По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное

Определить падеж имени существительного

1 ВАРИАНТ

Определи падеж имен прилагательных:

Под низким (            ) кустом

В дальнем (               ) лесу

В зимнюю (                ) стужу

По родной (               ) стороне

У школьного (             ) сада

2 ВАРИАНТ

Определи падеж имен прилагательных:

На лесную (            ) поляну

По лисьему (               ) следу

В почтовом (                ) вагоне

От холодного (               ) ветра

В беличьем (             ) дупле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе "Изменение имен прилагательных по падежам"

Урок проведён по УМК "Перспектива" в 3 классе с использованием презентации и самоанализом...

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс

Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...

Урок русского языка в 4 классе по теме " Изменение имен прилагательных по падежам"

Урок проведен в рамках системно-деятельностного подхода. Учащиеся определяют тему урока, ставят цели, планируют учебную деятельность....

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по падежам" Школа России

Технологическая карта урока по русскому языкуТема: «Изменение имен прилагательных по падежам».Цель: формировать умения определять падеж имен прилагательных, правильно  писать падежные окончания п...

Конспект урока. Тема: "Изменение имен прилагательных по падежам"

Предмет: русский языкКласс: 3 «В»Тема урока: «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока:  - Дать...