Конспект урока по русскому языку «Род имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
«Род имен существительных»
Нижний Новгород
Тема урока: Род имен существительных
Класс: 3 А
Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.
Задачи:
Предметные: актуализировать знания об общем грамматическом значении имени существительного (значение предмета, вопрос, собст,нариц.,одуш, неодуш.);
Метапредметные: развивать мыслительные операции: внимание, мышление, анализ, синтез; орфографическую зоркость;
Личностные: формировать умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий (изучение нового материала)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Методы и приемы: наглядный, игровой
Средства обучения: тетрадь, учебник, наглядный материал ( карточки)
Оборудования: доска, магниты
План проведения урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности – 3-5 мин.
Орг. момент – 1 мин.
Мотивация – 3 мин.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы – 7-10 мин.
Написание слов – 6 мин.
III. Решение проблемы – 5-7 мин.
Работа с учебником
IV. Первичное закрепление – 5-7 мин.
V. Организация самостоятельной работы – 5-6 мин.
Работа с карточками
VI. Рефлексия учебной деятельности – 3 мин.
Этапы | Деятельность учителя | Предполагаемые ответы учащихся | УДД |
| Уч: Здравствуйте, ребята, я рада всех вас видеть. Начинаем урок русского языка. Сегодня нам предстоит большая кропотливая работа. Вы должны быть очень внимательными, помогать друг другу. Уч: Послушайте строки: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметов. Уч: О какой части речи это стихотворение? Уч: Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Во время путешествия вам надо быть очень внимательными. - Ребята, у вас на партах есть карточки на которых записаны слова, подчеркните имена существительные. Сорока, собираться, стакан, с, снегирь, сахар, светлый, светить, собака. Уч: С какой буквы начинаются все слова? Уч: Каким звуком обозначается? Давайте дадим характеристику этому звуку.
Открываем тетради, пишем число и классная работа. Прописываем сочетание букв – Сс ся см сл ст
Уч: Назовите одушевлённые имена существительные, (КТО?) неодушевлённые имена существительные (ЧТО?). | Д: имя существительное Д: сорока, стакан, снегирь, сахар, собака Д: С буквы «С» Д: Согласный, твердый, глухой Д: прописывают сочетание букв Д: сорока, снегирь, собака Д: стакан, сахар | Л - формирование мотивационных основ учебной деятельности Р - формирование умение контролировать свой уровень подготовки рабочего места П - развитие умения внимательно слушать учителя К - использование речи для регуляции своего действия |
| 1. Запишите под диктовку. (Один ученик пишет на доске и указывает орфограммы.) Река, Киев, солнце, пирог, животное, мыши, Волга, площадь, Алексей. 2. На какие две группы можно разделить слова? 3. Какое слово здесь лишнее? Уч: Итог, что мы откроем секрет ещё один. Уч: Ребята, теперь разделите эти существительные на три группы. Уч: Вы сможете сделать задание? - Почему? В чём затруднение? Уч: Какой возникает вопрос?
- Где мы можем об этом узнать? (В учебнике, спросить учителя). Ребята, я вам дам маленькую подсказку. Ребус. шаР + зОнт + Душ = РОД На доске: Род имён существительных. -Вот тема нашего урока. | Д: Река- «е» проверочное слово «реки»; Киев, Волга, Алексей- название городов, рек, имен пишем с заглавной буквы; пирог- «г» проверочное слово «пироги»; животные, мыши- жи/ши пиши с буквой «и»; площадь- проверочное слово «площади»; солнце- проверочное слово «солнечный». Д: собственные и нарицательные Д: мыши- мн. число Д: нет Д: Не хватает знаний Д: По какому признаку можно разделить слова | Л – формирование умения четко выявлять проблему Р – выполнение учебных действий в материализованной и умственной форме П – владение общим приемом решения задач К – адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач |
| Уч: Как вы понимаете слово «род»? Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нём значение этого слова. Уч: Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного. Уч: Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: « Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят: Уч: Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ». Уч: А вот ключ к моим словам, и говорит: « ОНА, МОЯ». Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине? Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал: « Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит: Женский род запомню я И скажу: « Она-моя». И запомню род мужской И опять скажу: « Он-мой». Средний род: « Оно-моё». Это правило – моё! Уч: Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их? Уч: Какие слова – помощники помогают определить род? Как же определить род имен существительных? Уч: Попробуем? Уч: Давайте подытожим наше открытие. Уч: В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу. Уч: Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы? Физминутка. - Я сейчас буду читать слова, а вы должны выполнять задания Если это слово относится к мужскому роду- руки вперёд, если к женскому роду –присели, если к среднему потопали. Стол, книга, карандаш, окно, ручка, пенал, тетрадь, облако, дверь, телефон, дерево. | Д: Род - это семья, родня. Д: слушаю учителя Д: женский род, мужской род, средний род Д: он/она/они Д: Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род Д: Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род Д: Учащиеся читают правило в учебнике Д: да, подтверждает Д: выполняют физкультминутку | Л – учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи Р – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане П – осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза К – построение монологических высказываний, владение диалогической формой речи |
| Уч: Открываем учебники с.25,упражнение 39. Уч: Выделите окончания. Уч: Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные ж.р.? м. р.? Ср. р.? Уч: Обратимся к учебнику стр.26. « Обратите внимание». Прочитали. | Д: выполняют задание | Л – развитие эстетических чувств – уважение мнения другого Р – различие способа и результата действия, адекватное восприятие оценки учителя П – ориентирование на разнообразие способов решения задач |
| Работа по карточкам. Уч: Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания. Игра «Кто самый внимательный?» Уч: Запишите слова в три столбика и вставьте буквы. (После выполнения учащимися задания, учитель открывает образец со словами ) -Сверьте с образцом свою работу.- Давайте подведем итоги. -У кого нет ошибок? -В каком слове допустили ошибку? | Д: записывают в тетрадях слова Д: сверяют свои работы с образцом Д: рассказывают у кого есть ошибки и разбирают их | Л – установка на правильность решения поставленной задачи Р – осуществление итогового и пошагового контроля по результату К – использование речи для регуляции своего действия |
| Уч: Кто мне скажет, что нового мы сегодня узнали? У. А чему научились? Уч: Спасибо вам всем большое, было приятно с вами работать. | Д: отвечают на вопросы | Л – формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.
Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....
Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс
урок русского языка в 3 классе программа Школа России...

Конспект урока по русскому языку "Род имени существительного" 3 класс
Конспект урока по русскому языку "Род имени существительного" по программе "21 век" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных", 3 класс.
Конспект урока по русскому языку для обучающихся с ЗПР, 3 класс....
План-конспект урока по русскому языку "Падеж имен существительных" 3 класс
Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках русского языка в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....

конспект урока по русскому языку «Числа имен существительных» (2 класс)
Конспект урока по русскому языкуТема: «Числа имен существительных»Цели деятельности учителя: формирование умения определять различия множественного и единственного числа имен существительн...
