Конспект урока по русскому языку «Род имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Юлия Сергеевна Чеснокова

Формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 05b822647a23cbae0fdd10cb6928c71e.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

«Род имен существительных»

Нижний Новгород

Тема урока: Род имен существительных

Класс: 3 А

Цель: формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке.

Задачи:

Предметные: актуализировать знания об общем грамматическом значении имени существительного (значение предмета, вопрос, собст,нариц.,одуш, неодуш.);

Метапредметные: развивать мыслительные операции: внимание, мышление, анализ, синтез; орфографическую зоркость;

Личностные: формировать умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий (изучение нового материала)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы и приемы: наглядный, игровой

Средства обучения: тетрадь, учебник, наглядный материал ( карточки)

Оборудования: доска, магниты

План проведения урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности – 3-5 мин.

Орг. момент – 1 мин.

Мотивация – 3 мин.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы – 7-10 мин.

Написание слов – 6 мин.

III. Решение проблемы – 5-7 мин.

Работа с учебником

IV. Первичное закрепление – 5-7 мин.

V. Организация самостоятельной работы – 5-6 мин.

Работа с карточками

VI. Рефлексия учебной деятельности – 3 мин.

Этапы

Деятельность учителя

Предполагаемые ответы учащихся

УДД

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности- 3-5 мин.

Уч: Здравствуйте, ребята, я рада всех вас видеть. Начинаем урок русского языка. Сегодня нам предстоит большая кропотливая работа. Вы должны быть очень внимательными, помогать друг другу.

Уч: Послушайте строки:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметов.

Уч: О какой части речи это стихотворение?

Уч: Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Во время путешествия вам надо быть очень внимательными.

- Ребята, у вас на партах есть карточки на которых записаны слова, подчеркните имена существительные.

Сорока, собираться, стакан, с, снегирь, сахар, светлый, светить, собака.

Уч: С какой буквы начинаются все слова?

Уч: Каким звуком обозначается? Давайте дадим характеристику этому звуку.

  1. Минутка каллиграфии

Открываем тетради, пишем число и классная работа. Прописываем сочетание букв

Сс ся см сл ст

  1. Выпишите имена существительные в тетрадь, подчеркните орфограмму в этих словах.

Уч: Назовите одушевлённые имена существительные, (КТО?)

неодушевлённые имена существительные (ЧТО?).

Д: имя существительное

Д: сорока, стакан, снегирь, сахар, собака

Д: С буквы «С»

Д: Согласный, твердый, глухой

Д: прописывают сочетание букв

Д: сорока, снегирь, собака

Д: стакан, сахар

Л - формирование мотивационных основ учебной деятельности

Р - формирование умение контролировать свой уровень подготовки рабочего места

П - развитие умения внимательно слушать учителя

К - использование речи для регуляции своего действия

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы- 7-10 мин.

1. Запишите под диктовку. (Один ученик пишет на доске и указывает орфограммы.)

Река, Киев, солнце, пирог, животное, мыши, Волга, площадь, Алексей.

2. На какие две группы можно разделить слова?

3. Какое слово здесь лишнее?

Уч: Итог, что мы откроем секрет ещё один.

Уч: Ребята, теперь разделите эти существительные на три группы.

Уч: Вы сможете сделать задание?

- Почему? В чём затруднение?

Уч: Какой возникает вопрос?

- Где мы можем об этом узнать? (В учебнике, спросить учителя). Ребята, я вам дам маленькую подсказку. Ребус.

шаР + зОнт + Душ = РОД

На доске: Род имён существительных.

-Вот тема нашего урока.

Д: Река- «е» проверочное слово «реки»; Киев, Волга, Алексей- название городов, рек, имен пишем с заглавной буквы; пирог- «г» проверочное слово «пироги»; животные, мыши- жи/ши пиши с буквой «и»; площадь- проверочное слово «площади»; солнце- проверочное слово «солнечный».

Д: собственные и нарицательные

Д: мыши- мн. число

Д: нет

Д: Не хватает знаний

Д: По какому признаку можно разделить слова

Л – формирование умения четко выявлять проблему

Р – выполнение учебных действий в материализованной и умственной форме

П – владение общим приемом решения задач К – адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач

  1. Решение проблемы-5-7 мин.

Уч: Как вы понимаете слово «род»? Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нём значение этого слова.

Уч: Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного.

Уч: Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: « Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:

Уч: Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».

Уч: А вот ключ к моим словам, и говорит: « ОНА, МОЯ».

Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине?

Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:

« Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит:

Женский род запомню я

И скажу: « Она-моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: « Он-мой».

Средний род: « Оно-моё».

Это правило – моё!

Уч: Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их?

Уч: Какие слова – помощники помогают определить род?

Как же определить род имен существительных?

Уч: Попробуем?

Уч: Давайте подытожим наше открытие.

Уч: В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу.

Уч: Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы?

Физминутка.

- Я сейчас буду читать слова, а вы должны выполнять задания

Если это слово относится к мужскому роду- руки вперёд, если к женскому роду –присели, если к среднему потопали.

Стол, книга, карандаш, окно, ручка, пенал, тетрадь, облако, дверь, телефон, дерево.

Д: Род - это семья, родня.

Д: слушаю учителя

Д: женский род, мужской род, средний род

Д: он/она/они

Д: Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род

Д: Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род

Д: Учащиеся читают правило в учебнике

Д: да, подтверждает

Д: выполняют физкультминутку

Л – учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи

Р – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

П – осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза К – построение монологических высказываний, владение диалогической формой речи

  1. Первичное закрепление – 5-7 мин.

Уч: Открываем учебники с.25,упражнение 39.

Уч: Выделите окончания.

Уч: Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные ж.р.? м. р.? Ср. р.?

Уч: Обратимся к учебнику стр.26. « Обратите внимание». Прочитали.

Д: выполняют задание

Л – развитие эстетических чувств – уважение мнения другого Р – различие способа и результата действия, адекватное восприятие оценки учителя

П – ориентирование на разнообразие способов решения задач

  1. Организация самостоятельной работы – 5-6 мин.

Работа по карточкам.

Уч: Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания. Игра «Кто самый внимательный?»

Уч: Запишите слова в три столбика и вставьте буквы.

(После выполнения учащимися задания, учитель открывает образец со словами )

-Сверьте с образцом свою работу.- Давайте подведем итоги.

-У кого нет ошибок?

-В каком слове допустили ошибку?

Д: записывают в тетрадях слова

Д: сверяют свои работы с образцом

Д: рассказывают у кого есть ошибки и разбирают их

Л – установка на правильность решения поставленной задачи

Р – осуществление итогового и пошагового контроля по результату

К – использование речи для регуляции своего действия

  1. Рефлексия учебной деятельности – 3 мин.

Уч: Кто мне скажет, что нового мы сегодня узнали? У. А чему научились?

Уч: Спасибо вам всем большое, было приятно с вами работать.

Д: отвечают на вопросы

Л – формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс

урок русского языка в 3 классе программа Школа России...

Конспект урока по русскому языку "Род имени существительного" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Род имени существительного" по программе "21 век" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся с ЗПР, 3 класс....

План-конспект урока по русскому языку "Падеж имен существительных" 3 класс

Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках русского языка в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....

конспект урока по русскому языку «Числа имен существительных» (2 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема: «Числа имен существительных»Цели деятельности учителя: формирование умения определять различия множественного и единственного числа имен существительн...