Конспект урока "Форма слова. Окончание".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Форма слова. Окончание.

Цель:  организовать деятельность обучающихся на формирование понятий об окончании слова, дать определённые знания для дальнейшей  практической работы.

Планируемые результаты:

 Личностные

  •  осознавать значимость учения;
  • Уметь  определять свою позицию;
  •  выделять моральное содержание действий и ситуаций.

Метапредметные (УУД):

 Регулятивные:

  •  осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  •  осуществлять целеполагание с помощью учителя;
  •  контролировать свою деятельность по результату;
  •  адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные:

  • уметь сформулировать проблему;
  •  самостоятельно создавать алгоритм деятельности;
  •  осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • уметь находить наиболее эффективные способы решения задач, проблемы;
  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  •  строить логические цепи рассуждений;

 Коммуникативные:

  •  учитывать позиции собеседника;
  •  полно и точно передавать информацию собеседникам;

Предметные:

Уметь: - обозначать окончания и находить его.

Знать: - Основные понятия:

- имя существительное (без определения);

- правильный порядок разбора слова по составу (корень, окончание)

Учебно-методическое обеспечение (средства):

Конспект урока ,учебник по русскому языку, раздаточный материал – карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Литература:

       1.Русский язык, 3 класс, Поурочные планы к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г.

  2.Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Ход урока.

I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний.

1.Фронтальный опрос.

-С какой темой познакомились на прошлом уроке?(чередование согласных в корне слова) Сейчас мы поиграем и проверим, как вы ее усвоили.

Игра « Четвертый лишний»(необходимо  в каждой строке найти лишнее слово.)

1) Час, часок, часовщик, часть.

2) Морозный, холодный, мороз, морозить.

3) Вода, водный, водить, водичка.

4)Улететь, полет, летучий, летний.

5)Соринка, сор, сорвал, насорил.

2.Минутка чистописания.

Подобрать к словам однокоренные и записать в тетрадь.

Медведь-

Волк-

Заяц-

-Выделите корень в словах. Какое правило вспомнили? Подчеркните чередование согласных.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

-Посмотрите на доску, прочитайте слова.

Улица, на улице, перед улицей, улицу.

-Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

-Это однокоренные слова? Почему?

-Корень-неизменяемая часть слова, а что меняется у слов?

-Вы знаете, как называется эта часть? (ответы детей)

-Эта часть слова называется окончанием.

-Сформулируйте тему урока. Какие цели мы поставим?

IV. Открытие нового знания.

1. Понятие об окончании.

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача)!

-Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы предложения стали понятны? (Изменить форму слова «дача». Стираю скобки и ввожу термин «окончание»)

-Выпишите словосочетания со словом дача, выделите окончания.( с комментированием)

-Ребята, обратите внимание!

В русском языке не все слова изменяют окончание. Например: пальто, кино, радио, кафе, такси. Не имеют окончание предлоги (на, в, по, для и т.д. , союзы и, а, но, или).

Окончание может быть нулевым. Например, пенал, ученик, трамвай.

-Подберите слова с нулевым окончанием.

2. Работа по учебнику.

Упр.142 с.79- прочитать, выписать выделенные слова, выделяя окончание( по одному у доски с комментированием)

Упр.143 с.79 – списать, выполнить задание к тексту. (проверка 5 тетрадей)

Дополнительное задание: выделить грамматическую основу в последнем предложении.

Проверка: Зачитывает ученик, все остальные делают самопроверку.

-Какая пословица вам понравилась больше всего? Объясните ее значение.

V.Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили

Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали 

И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали!

(Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок!

VI.Первичное закрепление.

1.Работа у доски.

Упр.144 с.80

-Является ли каждая пара слов словосочетанием? Что нужно сделать? Давайте поработаем у доски с объяснением, выделяя окончание и объясняя встретившиеся в словах орфограммы.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

1.Самостоятельная работа ( лист с заданием  каждому ученику)

 

1 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ .

2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

 

диван - _____________________________

 

собака - _____________________________

 

чёрное - _____________________________

 

первая - _____________________________

 

лестница - _____________________________

 

2 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ .

2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

 

стакан - _____________________________

 

дедушка - _____________________________

 

большая - _____________________________

 

четвёртое - _____________________________

 

мечтал - _____________________________

VIII.  Рефлексия деятельности (итог урока)

Подведем итоги урока. Закончите фразы:

1.Окончание- это…

2. Окончание служит для…

3. Чтобы найти окончание надо…

4. С помощью окончания образуются…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие  умения находить в слове основу и окончание"...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Основа слова. Окончание"

Урок русского языка по учебнику Зелениной Л.М. 3 класс...

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

Конспект открытого урока по теме "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"

Цели урока:введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;формирование...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование понятий об окончании слова.Планируемые результатыПредметные:-знать что такое окончание.-уметь находить окончание в слове; приводить примеры слов с ра...

Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?" 3 класс...

Конспект урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России» Тема урока: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Цель урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; учить выделять окончание в словах.Тип урока: урок усвоения новых знаний....