Урок русского языка в 4 классе на тему "Единственное и множественное число глаголов" УМК "Школа России"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Цель урока: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ed._i_mn._chislo_glagolov.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель  урока: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками; 

Планируемые результаты:

Метапредметные

·Усовершенствуют

умение задавать

вопросы,

аргументировать

свои

высказывания,

предложения,

грамотно

формулировать

мысли

·Смогут

самостоятельно

делать выводы

·Научатся давать

оценку

результату

деятельности

(осознание

качества и уровня

усвоения)

Предметные

·учащиеся научатся определять число глаголов;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·анализировать,

·делать выводы,

·сравнивать.

Личностные

·Развивать интеллектуальные качества детей; внимание, мышление, коммуникативные способности;

·Воспитывать интерес к предмету русский язык, стремление к успеху и к умению адекватно оценивать свой труд;

·Получит умения и навыки в самостоятельной деятельности, осознании личной ответственности за её результат.

1.Организационный момент

Запись даты, классной работы

2.Актуализация знаний

Минутка чистописания.

На доске прописаны соединения букв

Спишите с доски следующие буквосочетания и пропишите их до конца строчки:

Ба, бо, бра.

На следующей строчке напишите пословицу:

Без друга в жизни туго.

-Как вы понимаете смысл этой пословице?

Друзья нужны нам и в горе и в радости. Друзья всегда готовы выслушать и поддержать, они приходят на помощь в трудные минуты.

Настоящую дружбу нельзя купить за деньги. Берегите свою дружбу, она ценней всех...

-Какие  еще пословице о дружбе вы знаете? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Птица сильна крыльями, а человек - дружбой.)

3.Постановка темы урока

Словарная работа (дети по одному выходят к доске и записывают слова под диктовку)

Дев.чка , д.журит (дежурный, точно такая же безударная гласная), р.бята, уч…тель, в.село , уч.ники

Словарь: девочка, дежурит, ребята, учитель, весело, ученики.

-Ребята, что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто, что)

-Как изменяются существительные? (Существительные изменяются по числам: единственное число, множественное число)

-Найдите имена существительные и определите их число (дети называют все существительные: девочка, ребята, учитель, ученики.).

-Давайте подберем к существительному девочка, глагол.

(ответы детей: девочка играет, читает, рисует)

-Теперь, давайте к этим глаголом зададим вопрос. (Девочка  (Что делает?) играет, читает, рисует).

(Вывешиваю на доску вопрос «Что делает?»)

- Давайте подберем к существительному девочка, глагол.

(ответы детей: ребята поют, гуляют, танцуют)

-Теперь, давайте к этим глаголом зададим вопрос. (Ребята  (Что делают?) поют, гуляют, танцуют).

(Вывешиваю на доску вопрос «Что делают?»)

- Давайте узнаем, почему глаголы отвечают на разные вопросы.

Исследование  (работа в группах)

-Сейчас мы с вами проведем исследование. Вы будете работать в парах. Перед вами на парте лежат 3 карточки, найдите карточку номер 1 и положите перед собой. Давайте составим план работы.

План работы:  

 1. Прочитайте предложения.

2.В скобках запишите вопрос к глаголу. (Найдите подлежащее и задайте от него вопрос к сказуемому)

 3.Определите, сколько  человек выполняют действие

  4.Сделайте вывод (подчеркнуть нужную фразу).

Карточка №1

Дети (                              ) играют  все вместе.

Вывод: действие выполняют несколько человек или один человек (подчеркните).  

Только Толик (                            ) прячет от всех свои игрушки.

Вывод: действие выполняет несколько человек или один человек (подчеркните).

Таня (                            )   болеет.

Вывод: действие выполняет несколько человек или один человек (подчеркните).

Ребята  (                                     ) идут навестить её.

Вывод: действие выполняют несколько человек или один человек (подчеркните).

 

- Можно ли назвать детей дружными?  Почему?

- На какие вопросы отвечают глаголы в ваших предложениях? ( Что делает? Что делают?)

- Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делает? (один)

- Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос  что делают? (несколько)

Вывод: Если глагол обозначает действие одного предмета и отвечает на вопрос «Что делает?», говорят, что это глагол единственного числа, если глагол обозначает действие нескольких предметов и отвечает на вопрос «Что делают?», это глагол множественного числа. (Слайд презентации)

-Кто догадался, с какой частью речи связан глагол? (с существительным)

-Т.е, если существительное стоит в единственном числе, то и глагол будет стоять в единственном числе????

Чтение правила по учебнику (стр. 23)

-Откройте учебники на странице 23, найдите правило. Кто может нам его прочитать? Прочитайте его еще раз про себя. Кто попробует рассказать нам это правило?

Закрепление

-Найдите карточку номер 2. Прочитайте задание. Кто может повторить задание? Всем понятно, что делаем?

-Работать будем вместе

(Выпишите глаголы и измените их по числам.

Мальчик накопал червяков, взял удочку и пошёл на речку.)

-Какие глаголы вы нашли? (накопал, взял, пошёл)

-Записываем. Кто хочет выйти к доске и записать первый глагол?

(Запись на доске: накопал – накопали)

-Кто накопал? (Мальчик)

-В каком числе стоит слово мальчик? (В ед. числе)

-Значит и глагол будет… (в ед. числе).

-Кто запишет следующий глагол?

(Запись на доске взял-взяли)

-Кто запишет следующий глагол?

(Запись на доске: пошёл – пошли)

-Что сделал – пошёл, а мы все вместе, что сделали – пошли.

-Теперь усложним задачу.

-Разделите тетрадь на две части. У нас получилось два столбика. Мы будем записывать глаголы в два столбика. Как вы думаете как будет называться первый столбик, второй столбик? ( ед. число, мн. число). Давайте подпишем их.

-Работать будем вместе.

-Чтобы у глагола определить число, что надо сделать? (задать к нему вопрос)

-На кокой вопрос отвечает глагол в ед. числе?

-На какой вопрос отвечает глагол во мн. числе?

(Диктую глагол: поёт)

-Какая орфограмма в слове поёт? (безударная гласна)

-Давайте подберём проверочное слово (пой).

-Задаем вопрос. Что делает? Если глагол отвечает на вопрос «Что делает?», то это глагол ед. числа. Записываем в столбик ед. числа.

(Так работаю с каждым словом)

(Диктую слова: идёт, строили, читаю, плавают, бегают)

Физминутку

Я банан…

-Ребята, а вам понравилась наша физминутка?

-А какие глаголы были в нашей физминутке? Давайте определим их число. (ед. число, мн. число,

-Вы все любите смотреть мультфильмы.  Герои  учат нас  быть добрыми   и справедливыми, помогать друг другу.

-Мальчик из другой школы сказал, что он составил предложения про героев ваших любимых мультфильмов.

-Давайте прочитаем их

-Найдите последнюю, третью карточку с заданием и положите перед собой.

-Прочитайте слова  в первой строчке.

-Можно ли сказать, что вы прочитали предложение (Нет)

-Почему это не предложение?

- Предложение — это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

-Что надо сделать, что бы у нас получилось предложение? (Правильно поставить слова. Что бы они выражали законченную мысль)  

вкусным, Малыш,   вареньем,  Карлсона,  кормит

поют, Пятачок, весёлую,   и,  Винни Пух, песенку

(Дети конструируют предложения и записывают на доске и в тетради, задают вопрос к глаголу и определяют его число.)

-Можно ли героев этих мультфильмов назвать дружными?

Работа по учебнику. Выполнение упр.

Поведение итогов урока

-Что нового узнали на уроке? (глагол бывает единственного и множественного числа)

- Какие глаголы называем глаголами единственного числа? Множественного числа?

- Чему еще учились на уроке?

- Кого можно назвать настоящим другом?

- Можно ли назвать наш класс дружным?

Рефлексия

У детей на парте лежит 2 кружка (красный и зеленый).

-Если сегодня вы старательно работали и смогли выполнить все задания, то поднимите зеленый кружок. Если вы испытывали сегодня с чем-то затруднение, и у вас не все получалось, то поднимите красный кружок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Склонение имён прилагательных множественного числа", 4 класс.

Конспект урока русского языка в 4 классе.Тема урока: «Склонение имён прилагательных во множественном числе. Употребление имён прилагательных в прямом и переносном смысле.  Прилагательные синонимы...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в Р.п"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в Р.п.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы Р.п. мн.ч. существительных; усвоить новую орфограмм...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах(Д.п., Т.п., П.п)"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах; ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Закрепление"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: учить  правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах...

Русский язык. 2 класс. Тема "Единственное и множественное число имён существительных". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число имён существительных".  Фрагмент этапа изучения нового материала в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. УМК "Школа России"

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных.»Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Планируемы...

Конспект урока русского языка «Варианты окончаний имен существительных во множественном числе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать: как...