Урок русского языка в 4 классе на тему "Единственное и множественное число глаголов" УМК "Школа России"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Цель урока: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками;
Планируемые результаты:
Метапредметные ·Усовершенствуют умение задавать вопросы, аргументировать свои высказывания, предложения, грамотно формулировать мысли ·Смогут самостоятельно делать выводы ·Научатся давать оценку результату деятельности (осознание качества и уровня усвоения) | Предметные ·учащиеся научатся определять число глаголов; ·строить сообщения в устной и письменной форме; ·анализировать, ·делать выводы, ·сравнивать. | Личностные ·Развивать интеллектуальные качества детей; внимание, мышление, коммуникативные способности; ·Воспитывать интерес к предмету русский язык, стремление к успеху и к умению адекватно оценивать свой труд; ·Получит умения и навыки в самостоятельной деятельности, осознании личной ответственности за её результат. |
1.Организационный момент
Запись даты, классной работы
2.Актуализация знаний
Минутка чистописания.
На доске прописаны соединения букв
Спишите с доски следующие буквосочетания и пропишите их до конца строчки:
Ба, бо, бра.
На следующей строчке напишите пословицу:
Без друга в жизни туго.
-Как вы понимаете смысл этой пословице?
Друзья нужны нам и в горе и в радости. Друзья всегда готовы выслушать и поддержать, они приходят на помощь в трудные минуты.
Настоящую дружбу нельзя купить за деньги. Берегите свою дружбу, она ценней всех...
-Какие еще пословице о дружбе вы знаете? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Птица сильна крыльями, а человек - дружбой.)
3.Постановка темы урока
Словарная работа (дети по одному выходят к доске и записывают слова под диктовку)
Дев.чка , д.журит (дежурный, точно такая же безударная гласная), р.бята, уч…тель, в.село , уч.ники
Словарь: девочка, дежурит, ребята, учитель, весело, ученики.
-Ребята, что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто, что)
-Как изменяются существительные? (Существительные изменяются по числам: единственное число, множественное число)
-Найдите имена существительные и определите их число (дети называют все существительные: девочка, ребята, учитель, ученики.).
-Давайте подберем к существительному девочка, глагол.
(ответы детей: девочка играет, читает, рисует)
-Теперь, давайте к этим глаголом зададим вопрос. (Девочка (Что делает?) играет, читает, рисует).
(Вывешиваю на доску вопрос «Что делает?»)
- Давайте подберем к существительному девочка, глагол.
(ответы детей: ребята поют, гуляют, танцуют)
-Теперь, давайте к этим глаголом зададим вопрос. (Ребята (Что делают?) поют, гуляют, танцуют).
(Вывешиваю на доску вопрос «Что делают?»)
- Давайте узнаем, почему глаголы отвечают на разные вопросы.
Исследование (работа в группах)
-Сейчас мы с вами проведем исследование. Вы будете работать в парах. Перед вами на парте лежат 3 карточки, найдите карточку номер 1 и положите перед собой. Давайте составим план работы.
План работы:
1. Прочитайте предложения.
2.В скобках запишите вопрос к глаголу. (Найдите подлежащее и задайте от него вопрос к сказуемому)
3.Определите, сколько человек выполняют действие
4.Сделайте вывод (подчеркнуть нужную фразу).
Карточка №1 Дети ( ) играют все вместе. Вывод: действие выполняют несколько человек или один человек (подчеркните). Только Толик ( ) прячет от всех свои игрушки. Вывод: действие выполняет несколько человек или один человек (подчеркните). |
Таня ( ) болеет. Вывод: действие выполняет несколько человек или один человек (подчеркните). Ребята ( ) идут навестить её. Вывод: действие выполняют несколько человек или один человек (подчеркните). |
- Можно ли назвать детей дружными? Почему?
- На какие вопросы отвечают глаголы в ваших предложениях? ( Что делает? Что делают?)
- Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делает? (один)
- Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делают? (несколько)
Вывод: Если глагол обозначает действие одного предмета и отвечает на вопрос «Что делает?», говорят, что это глагол единственного числа, если глагол обозначает действие нескольких предметов и отвечает на вопрос «Что делают?», это глагол множественного числа. (Слайд презентации)
-Кто догадался, с какой частью речи связан глагол? (с существительным)
-Т.е, если существительное стоит в единственном числе, то и глагол будет стоять в единственном числе????
Чтение правила по учебнику (стр. 23)
-Откройте учебники на странице 23, найдите правило. Кто может нам его прочитать? Прочитайте его еще раз про себя. Кто попробует рассказать нам это правило?
Закрепление
-Найдите карточку номер 2. Прочитайте задание. Кто может повторить задание? Всем понятно, что делаем?
-Работать будем вместе
(Выпишите глаголы и измените их по числам.
Мальчик накопал червяков, взял удочку и пошёл на речку.)
-Какие глаголы вы нашли? (накопал, взял, пошёл)
-Записываем. Кто хочет выйти к доске и записать первый глагол?
(Запись на доске: накопал – накопали)
-Кто накопал? (Мальчик)
-В каком числе стоит слово мальчик? (В ед. числе)
-Значит и глагол будет… (в ед. числе).
-Кто запишет следующий глагол?
(Запись на доске взял-взяли)
-Кто запишет следующий глагол?
(Запись на доске: пошёл – пошли)
-Что сделал – пошёл, а мы все вместе, что сделали – пошли.
-Теперь усложним задачу.
-Разделите тетрадь на две части. У нас получилось два столбика. Мы будем записывать глаголы в два столбика. Как вы думаете как будет называться первый столбик, второй столбик? ( ед. число, мн. число). Давайте подпишем их.
-Работать будем вместе.
-Чтобы у глагола определить число, что надо сделать? (задать к нему вопрос)
-На кокой вопрос отвечает глагол в ед. числе?
-На какой вопрос отвечает глагол во мн. числе?
(Диктую глагол: поёт)
-Какая орфограмма в слове поёт? (безударная гласна)
-Давайте подберём проверочное слово (пой).
-Задаем вопрос. Что делает? Если глагол отвечает на вопрос «Что делает?», то это глагол ед. числа. Записываем в столбик ед. числа.
(Так работаю с каждым словом)
(Диктую слова: идёт, строили, читаю, плавают, бегают)
Физминутку
Я банан…
-Ребята, а вам понравилась наша физминутка?
-А какие глаголы были в нашей физминутке? Давайте определим их число. (ед. число, мн. число,
-Вы все любите смотреть мультфильмы. Герои учат нас быть добрыми и справедливыми, помогать друг другу.
-Мальчик из другой школы сказал, что он составил предложения про героев ваших любимых мультфильмов.
-Давайте прочитаем их
-Найдите последнюю, третью карточку с заданием и положите перед собой.
-Прочитайте слова в первой строчке.
-Можно ли сказать, что вы прочитали предложение (Нет)
-Почему это не предложение?
- Предложение — это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.
-Что надо сделать, что бы у нас получилось предложение? (Правильно поставить слова. Что бы они выражали законченную мысль)
вкусным, Малыш, вареньем, Карлсона, кормит
поют, Пятачок, весёлую, и, Винни Пух, песенку
(Дети конструируют предложения и записывают на доске и в тетради, задают вопрос к глаголу и определяют его число.)
-Можно ли героев этих мультфильмов назвать дружными?
Работа по учебнику. Выполнение упр.
Поведение итогов урока
-Что нового узнали на уроке? (глагол бывает единственного и множественного числа)
- Какие глаголы называем глаголами единственного числа? Множественного числа?
- Чему еще учились на уроке?
- Кого можно назвать настоящим другом?
- Можно ли назвать наш класс дружным?
Рефлексия
У детей на парте лежит 2 кружка (красный и зеленый).
-Если сегодня вы старательно работали и смогли выполнить все задания, то поднимите зеленый кружок. Если вы испытывали сегодня с чем-то затруднение, и у вас не все получалось, то поднимите красный кружок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Склонение имён прилагательных множественного числа", 4 класс.
Конспект урока русского языка в 4 классе.Тема урока: «Склонение имён прилагательных во множественном числе. Употребление имён прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные синонимы...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в Р.п"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в Р.п.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы Р.п. мн.ч. существительных; усвоить новую орфограмм...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах(Д.п., Т.п., П.п)"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах; ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Закрепление"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: учить правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах...

Русский язык. 2 класс. Тема "Единственное и множественное число имён существительных". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число имён существительных". Фрагмент этапа изучения нового материала в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. УМК "Школа России"
Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных.»Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Планируемы...
Конспект урока русского языка «Варианты окончаний имен существительных во множественном числе» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать: как...