Открытый урок по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чонгаева Ольга Владимировна

Конспект открытого урока по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс  Школа России.

Цели урока: дать понять об изменении имён существительных по числам.

Задачи урока: -создать условия для знакомства с понятием об изменении имён существительных по числам;

                        -формировать умения определять число имён существительных;

                        - развивать орфографическую зоркость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Единственное и множественное число имён существительных»

Образовательная программа по предмету

В.П.Канакина «Русский язык 2 класс». М: Просвещение. УМК «Школа России»

Предмет

Русский язык

Класс

2

Описание урока

Тема

Единственное и множественное число имён существительных

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Вид урока

Комбинированный

Цель урока

Дать понятие об изменении имён существительных по числам

Задачи урока

создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам;

формировать умения определять число имён существительных;

развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные цели

Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки, сотрудничества

Планируемые результаты

Предметные:

научатся:

определять число имён существительных;

употреблять в речи формы единственного и множественного числа

Метапредметные:

научатся:

осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию;

самостоятельно формулировать выводы, исходя из наблюдения и обсуждаемого материала;

оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Формируемые УУД

Личностные УУД: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы; развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные УУД: умение формулировать тему урока, наблюдать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать предстоящую работу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах работы в паре, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы и формы обучения

частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная работа

Образовательные технологии

Игровая технология, здоровьесберегающая технология, ИКТ.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – окружающий мир

Оборудование

Авторская презентация, мультимедийный проектор.

Данный урок проводится в рамках темы «Части речи».

Учащиеся уже владеют понятием «имя существительное», умеют находить эту часть речи, знают, что она отвечает на вопросы кто? и что?, имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные, нарицательные. В рамках темы - это первый урок по имени существительному в единственном и множественном числе.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Мотивация учебной деятельности

Цель: Настроить на организованную и активную работу во время урока.

Эмоциональный настрой на урок.

- Итак, русский язык, друзья!

  Нас вас надеюсь, как всегда!

  Мы хороший, дружный класс,

  Всё получится у нас!

-Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте повернёмся и поздороваемся с ними.

- Присаживайтесь.

Начинаем урок.

-Девиз нашего урока «Наша главная задача патриотами расти, только так, а не иначе, чтобы мир не подвести».

-Ребята, скажите какой праздник мы отмечали недавно?

- Как вы понимаете слово «Отечество»?

- Кто такие защитники Отечества?

- Какие примеры защитников Отечества вы можете привести?

-Правильно, ребята.

-Как ранее я вам говорила, наш президент России - Владимир Владимирович Путин объявил 2025 год- Годом защитника Отечества. В честь наших героев и участников специальной военной операции и в память о подвигах всех предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину: «Во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм».

-Запишите сегодняшнее число и классная работа на своих листах.

Высказывают мнение по данному вопросу. Уточняют о грамотности относительно урока русского языка.

 Девиз:

«Наша главная задача патриотами расти, только так, а не иначе, чтобы мир не подвести».

-День защитника Отечества.

Слово «Отечество» понимаю как страна, Родина, в котором родился человек.

Защитники Отечества – это люди, которые защищают Родину, охраняют, оберегают и предупреждают об опасности.

Ветераны ВОВ, солдаты СВО, Александр Суворов, Георгий Жуков, Михаил Кутузов и др.

Регулятивные:

контроль

- Личностные:

самоопределение к деятельности

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: обобщить знания по теме, выявить затруднения.

Создаёт условия для активной деятельности учащихся на уроке при изучении нового материала.

1.Минутка чистописания. Слайд 2.

Праздник смелых и сильных, с 23 февраля!

2.Словарная работаСлайд 3.

Словарная работа.

-Напишем словарный диктант и выделим орфограммы.

Родина, пограничник, солдат, война, Россия, товарищ, победа, Москва.

-Что объединяет все слова?

- Что такое имя существительное?

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Что вы знаете о одушевленных именах существительных?

-Назовите одушевленные имена существительные.

-Что вы можете сказать о неодуш. именах существительных?

-Назовите неодушевленные имена существительные.

- Ещё на какие группы можно разделить слова?

-Что вы можете сказать о собственном имени существительном?

- Назовите собственные мена существительные.

- Что вы знаете о нариц имени сущест?

Записывают, проверяют.

Имя существительное.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?

 -одушевленные и неодушевленные

-Одушевленные имена сущ. отвечают на вопрос КТО? и обозначают людей и животных?

Пограничник, солдат, товарищ

-Неодуш.именасущ отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают предметы, события, явления природы, чувства и состояния

Родина, война, победа

-собственные и нарицательные

Имена собственные – это фамилии, имя, отчество людей, клички животных название стран, городов, рек, морей, улиц. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Россия, Москва

Нарицательные называют предмет, явление, событие, и пишутся со строчной буквы.

Познавательные

Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение; Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

3.Самоопределение к деятельности Постановка учебной задачи

Цель: выявление причины затруднения. Постановка цели урока.

Создание проблемной ситуации.

Ребята, посмотрите, вам необходимо выполнить следующее задание.

КАРТОЧКА №1- Прочитайте слова :пограничник, танк, самолёт

- Слова какой части речи даны?

 -Почему?

 -Верно.

-Вставьте данные слова в следующие предложения.

____________   зорко охраняют границы нашей Родины.

Российские   __________   в бою неустрашимы.

Военные __________ поднялись в небо.

-имя существительное

-отвечают на вопрос кто? или что?

Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

4.Поиск решения, открытие нового знания.

5.Физминутка.

- Всё ли у вас получилось?

-Какие возникли затруднения?

- Как правильно написать эти слова?

- Верно!

-  В предложении все слова должны быть связаны между собой.

- Мы  существительные единственного числа изменим во множественное число

- Какие предложения у вас получились?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

-С понятием число мы встречаемся не только на уроках математики, но и на уроках русского языка. Именно это и является новым открытием об имени существительном.

- Новое знание об имени существительном нам поможет сформулировать учебник. Откройте его на странице 61. Прочитайте правило в оранжевой рамочке.

Дети читают правило про себя, затем один ребёнок читает его вслух.

- Итак, что нового мы сегодня узнали об имени существительном?

- Все правильно! Молодцы!

- При изменении числа имени существительного изменяется его  форма

НАПРИМЕР: САМОЛЁТ – САМОЛЕТЫ

( выделить окончание)

Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом,

Левой – раз, левой – раз, посмотрите все на нас.

На одной стоим ноге,

Удержаться так хотим.

Ручки кверху поднимаем

И спокойно опускаем.

Надоело всем сидеть.

Нам охота повертеть

Корпусом туда – обратно.

И полезно и приятно!

А потом и головой

Всласть покрутим мы с тобой.

И на месте снова сели,

Принимаемся за дело.

-Мы не можем использовать существительные пограничник, танк, самолёт в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов

-нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов

-Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов

Тема: Единственное и множественное число имён существительных.

Может употребляться в единственном и во множественном числе).

6. Первичное закрепление.

- А теперь давайте попробуем использовать полученные нами новые знания.

- Сейчас будете работать в паре.

Карточка №2

- Прочитайте задание. Что вы должны сделать?

- Запишите слова в 2 столбика: в левый – имена сущ. в форме ед.ч., а в правый – в форме мн.ч.

ОБРАЗЕЦ:ед.ч.                        мн.ч.

                      Медаль                   мины

Карточка №2

-Запиши слова в два столбика, в левый столбик – имена существительные в форме единственного числа, в правый столбик – имена существительные во множественном числе.

Орден,  самолёт,  ракеты,  парашют, пилотки, снаряды, каска, патроны.

(Вызвать 2ученика к доске, записать слова в столбики)

-Давайте проверим ребят. Вы согласны с их ответом?

правила Мудрой Совы с. 61

работа в парах

Самооценка с помощью смайликов.

-Да.

К:определять общую цель и пути ее достижения, взаимодействовать в паре.

7.Включение новых знаний  в систему знаний.

ИГРА- ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- Сейчас поиграем  со словами. Я называю слово в ед.числе и бросаю вам мяч. Вы ловите мяч, повторяете слово , употребив его во мн.числе, и возвращаете мне.

Танк – танки                            Пушки - пушка

Парашют – парашюты            Моряки - моряк

Ракета – ракеты                      Пистолеты - пистолет

Винтовка – винтовки              Солдаты - солдат

Ружьё- ружья                           Бойцы – боец

Ракетчик – ракетчики             Вертолёты - вертолёт

Герой – герои

Лётчик – лётчики

Меняется его форма

имена существительные изменяются по числам, при изменении числа меняется форма

8. Итог. Рефлексия.

-Какие новые знания об имени существительном вы открыли?

-Как изменяются имена существительные?

 - Ребята, давайте выполним КЛАСТЕР о имени существительном.

               Имена существительные

Одушевленные    неодушевленные

Имена существительные

Собственные        нарицательные

Имена существительные

Единственного числа       множественного число

-существительные могут быть в ед.ч, и мн.числе

-существительные могут изменяться по числам

Познавательные

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку, вычленять лишнее)

9. Оценивание

-Ребята, наш урок подошел к концу. Вы все очень хорошо работали. Меня не подвели.

Оценки за урок : - у доски по столбикам;

                                 - фронтальный опрос;

                                  - проверю ваши карточки и выставлю оценки.

 Спасибо вам. Но я хотела бы услышать и ваше мнение. Понравился ли вам урок и кого за работу сегодня вы хотели бы похвалить?

Ответы детей.

В заключении я попрошу вас сделать следующее: на доске я прикрепила 2 смайлика.

1 - веселый. Он обозначает, что урок вам понравился и все было понятно.

2 - задумчивый. Он обозначает то, что в уроке остались моменты, которые вам не понятны.

На краю стола у каждого приклеенстикер. Возьмите его. Запишите на нем свое имя и приклейте под тем смайликом, обозначение которого вам сегодня ближе.

Дети приклеивают стикеры.

Регулятивные УУД

Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке

10.Информация о домашнем задании

Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися

- Чтобы проверить себя, действительно ли хорошо мы усвоили новую тему, предлагаю дома выполнить упражнение №108 на стр 61 и выучить правила на стр.61-62.

Просматривают задание, по необходимости задают вопросы

 Проверка усвоения учебного материала, построение логической цепи рассуждений;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России

Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Число имен прилагательных" Школа России

Технологическая карта по русскому языкуТема урока: "Число имен прилагательных".Цель урока: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила...