Открытый урок по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс Школа России.
Цели урока: дать понять об изменении имён существительных по числам.
Задачи урока: -создать условия для знакомства с понятием об изменении имён существительных по числам;
-формировать умения определять число имён существительных;
- развивать орфографическую зоркость.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: «Единственное и множественное число имён существительных»
Образовательная программа по предмету | В.П.Канакина «Русский язык 2 класс». М: Просвещение. УМК «Школа России» |
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Описание урока | |
Тема | Единственное и множественное число имён существительных |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Вид урока | Комбинированный |
Цель урока | Дать понятие об изменении имён существительных по числам |
Задачи урока | создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам; формировать умения определять число имён существительных; развивать орфографическую зоркость. |
Воспитательные цели | Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки, сотрудничества |
Планируемые результаты | Предметные: научатся: определять число имён существительных; употреблять в речи формы единственного и множественного числа Метапредметные: научатся: осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию; самостоятельно формулировать выводы, исходя из наблюдения и обсуждаемого материала; оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. |
Формируемые УУД | Личностные УУД: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы; развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Регулятивные УУД: умение формулировать тему урока, наблюдать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать предстоящую работу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: умение совместно договариваться о правилах работы в паре, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Методы и формы обучения | частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная работа |
Образовательные технологии | Игровая технология, здоровьесберегающая технология, ИКТ. |
Межпредметные связи | Русский язык – развитие речи – окружающий мир |
Оборудование | Авторская презентация, мультимедийный проектор. |
Данный урок проводится в рамках темы «Части речи».
Учащиеся уже владеют понятием «имя существительное», умеют находить эту часть речи, знают, что она отвечает на вопросы кто? и что?, имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные, нарицательные. В рамках темы - это первый урок по имени существительному в единственном и множественном числе.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
1. Организационный момент Мотивация учебной деятельности Цель: Настроить на организованную и активную работу во время урока. | Эмоциональный настрой на урок. - Итак, русский язык, друзья! Нас вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! -Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте повернёмся и поздороваемся с ними. - Присаживайтесь. Начинаем урок. -Девиз нашего урока «Наша главная задача патриотами расти, только так, а не иначе, чтобы мир не подвести». -Ребята, скажите какой праздник мы отмечали недавно? - Как вы понимаете слово «Отечество»? - Кто такие защитники Отечества? - Какие примеры защитников Отечества вы можете привести? -Правильно, ребята. -Как ранее я вам говорила, наш президент России - Владимир Владимирович Путин объявил 2025 год- Годом защитника Отечества. В честь наших героев и участников специальной военной операции и в память о подвигах всех предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину: «Во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм». -Запишите сегодняшнее число и классная работа на своих листах. | Высказывают мнение по данному вопросу. Уточняют о грамотности относительно урока русского языка. Девиз: «Наша главная задача патриотами расти, только так, а не иначе, чтобы мир не подвести». -День защитника Отечества. Слово «Отечество» понимаю как страна, Родина, в котором родился человек. Защитники Отечества – это люди, которые защищают Родину, охраняют, оберегают и предупреждают об опасности. Ветераны ВОВ, солдаты СВО, Александр Суворов, Георгий Жуков, Михаил Кутузов и др. | Регулятивные: контроль - Личностные: самоопределение к деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: обобщить знания по теме, выявить затруднения. | Создаёт условия для активной деятельности учащихся на уроке при изучении нового материала. 1.Минутка чистописания. Слайд 2. Праздник смелых и сильных, с 23 февраля! 2.Словарная работаСлайд 3. Словарная работа. -Напишем словарный диктант и выделим орфограммы. Родина, пограничник, солдат, война, Россия, товарищ, победа, Москва. -Что объединяет все слова? - Что такое имя существительное? - На какие группы можно разделить эти слова? - Что вы знаете о одушевленных именах существительных? -Назовите одушевленные имена существительные. -Что вы можете сказать о неодуш. именах существительных? -Назовите неодушевленные имена существительные. - Ещё на какие группы можно разделить слова? -Что вы можете сказать о собственном имени существительном? - Назовите собственные мена существительные. - Что вы знаете о нариц имени сущест? | Записывают, проверяют. Имя существительное. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что? -одушевленные и неодушевленные -Одушевленные имена сущ. отвечают на вопрос КТО? и обозначают людей и животных? Пограничник, солдат, товарищ -Неодуш.именасущ отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают предметы, события, явления природы, чувства и состояния Родина, война, победа -собственные и нарицательные Имена собственные – это фамилии, имя, отчество людей, клички животных название стран, городов, рек, морей, улиц. Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Россия, Москва Нарицательные называют предмет, явление, событие, и пишутся со строчной буквы. | Познавательные Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение; Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. | ||
3.Самоопределение к деятельности Постановка учебной задачи Цель: выявление причины затруднения. Постановка цели урока. | Создание проблемной ситуации. Ребята, посмотрите, вам необходимо выполнить следующее задание. КАРТОЧКА №1- Прочитайте слова :пограничник, танк, самолёт - Слова какой части речи даны? -Почему? -Верно. -Вставьте данные слова в следующие предложения. ____________ зорко охраняют границы нашей Родины. Российские __________ в бою неустрашимы. Военные __________ поднялись в небо. | -имя существительное -отвечают на вопрос кто? или что? | Познавательные: формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. | ||
4.Поиск решения, открытие нового знания. 5.Физминутка. | - Всё ли у вас получилось? -Какие возникли затруднения? - Как правильно написать эти слова? - Верно! - В предложении все слова должны быть связаны между собой. - Мы существительные единственного числа изменим во множественное число - Какие предложения у вас получились? - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Попробуйте сформулировать тему урока. -С понятием число мы встречаемся не только на уроках математики, но и на уроках русского языка. Именно это и является новым открытием об имени существительном. - Новое знание об имени существительном нам поможет сформулировать учебник. Откройте его на странице 61. Прочитайте правило в оранжевой рамочке. Дети читают правило про себя, затем один ребёнок читает его вслух. - Итак, что нового мы сегодня узнали об имени существительном? - Все правильно! Молодцы! - При изменении числа имени существительного изменяется его форма НАПРИМЕР: САМОЛЁТ – САМОЛЕТЫ ( выделить окончание) Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом, Левой – раз, левой – раз, посмотрите все на нас. На одной стоим ноге, Удержаться так хотим. Ручки кверху поднимаем И спокойно опускаем. Надоело всем сидеть. Нам охота повертеть Корпусом туда – обратно. И полезно и приятно! А потом и головой Всласть покрутим мы с тобой. И на месте снова сели, Принимаемся за дело. | -Мы не можем использовать существительные пограничник, танк, самолёт в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов -нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов -Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов Тема: Единственное и множественное число имён существительных. Может употребляться в единственном и во множественном числе). | |||
6. Первичное закрепление. | - А теперь давайте попробуем использовать полученные нами новые знания. - Сейчас будете работать в паре. Карточка №2 - Прочитайте задание. Что вы должны сделать? - Запишите слова в 2 столбика: в левый – имена сущ. в форме ед.ч., а в правый – в форме мн.ч. ОБРАЗЕЦ:ед.ч. мн.ч. Медаль мины Карточка №2 -Запиши слова в два столбика, в левый столбик – имена существительные в форме единственного числа, в правый столбик – имена существительные во множественном числе. Орден, самолёт, ракеты, парашют, пилотки, снаряды, каска, патроны. (Вызвать 2ученика к доске, записать слова в столбики) -Давайте проверим ребят. Вы согласны с их ответом? | правила Мудрой Совы с. 61 работа в парах Самооценка с помощью смайликов. -Да. | К:определять общую цель и пути ее достижения, взаимодействовать в паре. | ||
7.Включение новых знаний в систему знаний. | ИГРА- ЗАКРЕПЛЕНИЕ. - Сейчас поиграем со словами. Я называю слово в ед.числе и бросаю вам мяч. Вы ловите мяч, повторяете слово , употребив его во мн.числе, и возвращаете мне. Танк – танки Пушки - пушка Парашют – парашюты Моряки - моряк Ракета – ракеты Пистолеты - пистолет Винтовка – винтовки Солдаты - солдат Ружьё- ружья Бойцы – боец Ракетчик – ракетчики Вертолёты - вертолёт Герой – герои Лётчик – лётчики | Меняется его форма имена существительные изменяются по числам, при изменении числа меняется форма | |||
8. Итог. Рефлексия. | -Какие новые знания об имени существительном вы открыли? -Как изменяются имена существительные? - Ребята, давайте выполним КЛАСТЕР о имени существительном. Имена существительные Одушевленные неодушевленные Имена существительные Собственные нарицательные Имена существительные Единственного числа множественного число | -существительные могут быть в ед.ч, и мн.числе -существительные могут изменяться по числам | Познавательные классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку, вычленять лишнее) | ||
9. Оценивание | -Ребята, наш урок подошел к концу. Вы все очень хорошо работали. Меня не подвели. Оценки за урок : - у доски по столбикам; - фронтальный опрос; - проверю ваши карточки и выставлю оценки. Спасибо вам. Но я хотела бы услышать и ваше мнение. Понравился ли вам урок и кого за работу сегодня вы хотели бы похвалить? Ответы детей. В заключении я попрошу вас сделать следующее: на доске я прикрепила 2 смайлика. 1 - веселый. Он обозначает, что урок вам понравился и все было понятно. 2 - задумчивый. Он обозначает то, что в уроке остались моменты, которые вам не понятны. На краю стола у каждого приклеенстикер. Возьмите его. Запишите на нем свое имя и приклейте под тем смайликом, обозначение которого вам сегодня ближе. Дети приклеивают стикеры. | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке | |||
10.Информация о домашнем задании Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися | - Чтобы проверить себя, действительно ли хорошо мы усвоили новую тему, предлагаю дома выполнить упражнение №108 на стр 61 и выучить правила на стр.61-62. | Просматривают задание, по необходимости задают вопросы | Проверка усвоения учебного материала, построение логической цепи рассуждений; | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»
Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...

Конспект урока по русскому языку, тема: «Множественное число имен существительных» 4 класс
Представлен подробный конспект урока....
Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"
Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...
Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"
Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Открытый урок по русскому языку 4 класс "Окончания имен существительных в форме множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах"
Урок по русскому языку в рамках программы "Школа России", 4 класс....

2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России
Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Число имен прилагательных" Школа России
Технологическая карта по русскому языкуТема урока: "Число имен прилагательных".Цель урока: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила...
