Проектная работа "Фразеологизмы в профессии"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
Проект, изучающий взаимосвязь фразеологизмов с профессиями"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Влияние профессий на формирование фразеологизмов Профессиональный лексикон Фразеологизмы, связанные с профессиями, часто возникают из профессионального лексикона. Культурные традиции Фразеологизмы несут в себе культурные традиции и ценности, связанные с определенными профессиями .
АНАЛИЗ ВИДОВ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НА ОСНОВЕ ИХ СООТНОШЕНИЯ С ПРОФЕССИЯМИ ПЕРВАЯ ГРУППА СВЯЗАНА С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОДАВЦОВ, С ТОРГОВЛЕЙ . БАШ НА БАШ – «Вещь на вещь, без придачи, без доплаты (менять, обменивать». С тюркского языка баш переводится как голова, в буквальном смысле этот фразеологизм обозначает обмен скотом или рыбой при торговле. ВЛЕТЕТЬ В КОПЕЕЧКУ – «Потребовать очень больших затрат, стоить дорого». Речь идёт о покупке чего-либо за полную стоимость. ГРЕСТИ ЛОПАТОЙ ДЕНЬГИ – «Много получать, зарабатывать, наживать и т.п.». Происхождение этого фразеологизма не изучено до конца, но можно предположить, что оно является профессиональным у торговцев, так как связано с доходом и прибылью от удачных продаж. НИ НА ГРОШ, НИ ГРОША – «Нисколько, ничуть, ни на самую малость». Грош – мелкая монета в дореволюционной России.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОФЕССИЕЙ ВОЕННЫХ 1.БРЯЦАТЬ ОРУЖИЕМ – «Грозить войной, вооружённым нападением. Раньше войска громыхали оружием, если приветствовали своего военачальника или принимали приказ о нападении. Оружие было тяжелым, поэтому звон был внушительным. 2.НЕ ИЗ ТРУСЛИВОГО/РОБКОГО ДЕСЯТКА – «Смелый, храбрый, небоязливый». Десятком в старину называли наименьшее военное подразделение, отсюда берёт начало это выражение. 3.ТЯЖЁЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ – «1. Неповоротливые, медлительные люди. 2. То, что придерживается на самый крайний случай как самое надёжное, действенное средство для достижения чего-либо». В прямом значении тяжёлой называется артиллерия, которая предназначена для разрушения преград, находящихся за укрытиями. 4.БРАТЬ ПОД ОБСТРЕЛ – «Подвергать резкой критике. Выражение называет военное действие, синоним – атака».
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ПРИШЕДШИЕ ИЗ РЕЧИ МАСТЕРОВ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ОБРАБОТКОЙ КАКОГО-ЛИБО МАТЕРИАЛА (ПЛОТНИК, СТОЛЯР, КУЗНЕЦ) 1.БИТЬ БАКЛУШИ – «Праздно проводить время, бездельничать». Образ данного фразеологизма складывается из занятия – бревна раскалывали на несколько частей, затем очищали их от коры и закругляли с одной стороны. Получались ложки. 2.СНИМАТЬ СТРУЖКУ – «Отчитывать, ругать, пробирать». Плотник в своей работе часто выполняет действие, которое называет этот фразеологизм. Но значение выражения основывается на переосмыслении по линии характера отношений между людьми. 3.РАЗДЕЛЫВАТЬ ПОД ОРЕХ – «1. Сильно ругать, распекать, разносить; беспощадно критиковать за что-либо. 2. Одерживать полную победу в драке, сражении и т.п.
В СЛЕДУЮЩУЮ ГРУППУ ВКЛЮЧЕНЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, СВЯЗАННЫЕ С МЕДИЦИНОЙ 1.ПРОГЛОТИТЬ ПИЛЮЛЮ – «Молча, терпеливо, без всякой внешней реакции снести обиду, оскорбление, выслушать неприятное; оставить обиду безответной». Слово пилюля употребляется как синоним слова таблетка. 2.КАК В АПТЕКЕ – «Совершенно точно». В основу значения данного выражения легли нормы, соблюдаемые в аптеке, – чистота, стерильность, точное следование рецепту (многие лекарства состоят из взвешивающихся компонентов, так что нужна особая точность) 3.В ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ – «Понемногу и нечасто; очень медленно». Изначально выражение связано с порядком приёма лекарств, который был написан аптекарем на бутылке с сиропом или упаковке таблеток. 4.ПОДСЛАСТИТЬ ПИЛЮЛЮ – «Смягчить какую-либо неприятность, обиду, огорчения, причиняемое кому-либо». Аптекари иногда покрывали пилюли сладким веществом, надеясь обмануть таким образом в первую очередь детей.
Заключение ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ НАМ НУЖНЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫРАЗИТЬ СВОИ МЫСЛИ И ЭМОЦИИ С НАИБОЛЬШЕЙ ТОЧНОСТЬЮ УКРАСИТЬ НАШУ РЕЧЬ, СДЕЛАТЬ ЕЕ ОБРАЗНЕЕ УЗНАТЬ ИСТОРИЮ ЯЗЫКА НАРОДА Анализ фразеологизмов позволил нам выявить связи с профессиями, которые нашли отражение в нашей речи. Большинство фразеологизмов связаны с человеком и его деятельностью. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, многие фразеологизмы образовались в результате профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по теме "Мир профессий". Проектная деятельность.
Конспект урока - презентации по проектной деятельности в 4классе по теме: "Мир профессий" Тема.«Все профессии нужны, все профессии важны». Цели. Познакомить детей с многообразием професси...

Проектная работа на тему: "Интересная профессия - мультипликатор"
ГБОУ СОШ № 601Тема проектаИнтересная профессия – мультипликатор.Возможно ли самому снять мультфильм?Автор проекта Угарова СандраРуководитель проекта Гомонова Н.В.Консультант мама Прибылова...

Проектная творческая работа с использованием ИКТ на уроке технологии по теме:"Пряжа и ткани" знакомство с профессией дизайнер-модельер.
Проектная работа по теме "Пряжа и ткани"...

Проектная деятельность на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». (Профессия – ветеринар)
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями...

Технологическая карта занятия по проектной деятельности "Калейдоскоп профессий"
В ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы, ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют рисунки, информацию, участвуют в обсуждении про...

Проектная работа по истории "Развитие дипломатии в России, как профессии"
Историки считают, что за время своего существования человечество пережило 14 тысяч войн, речь идёт о войнах, упоминаемых во всякого рода летописях, легендах и сказаниях и архивных документах....

