"Слова, обозначающие названия предметов. Различение их по вопросам Кто? Что?"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Андреева Светлана Геннадиевна

Конспект урока по русскому языку для детей с ограничеными возможностями здоровья. Предназначен для педагогов коррекционных школ, ресурсных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova_oboznachayushchie_nazvaniya_predmetov_.docx223.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.


"Слова, обозначающие названия предметов.  

Различение их по вопросам кто? что?"

Класс 4                                                                                          Дата ____________

Учитель Андреева Светлана Геннадиевна.

ЦЕЛИ УРОКА: 

  1. формировать первоначальные представления о словах, обозначающих названия предметов, знакомить с обобщенным лексическим значением этой группы слов в языке;
  2.  учить выделять слова, обозначающие предметы, в речи; развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?» и слова, отвечающие на вопрос «что?»;
  3. воспитывать трудовые и положительные личностные качества, познавательную активность, умение работать в коллективе.

ХОД    УРОКА:

I.ОРГ.МОМЕНТ.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  НАСТРОЙ:

       Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.

       И пускай грамматика – наука очень строгая,

       Но мы с тобой грамматику осилим понемногу.

       Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!

       На уроке не зевай : слушай, думай, отвечай.

       И тогда ты в свой дневник «пять» получишь, ученик!

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:

- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в гости в удивительный сказочный город Грамотеевск, все жители которого очень любят русский язык и гордятся своими знаниями. Жители сказочного города познакомят нас со словами,  обозначающими предметы, научат правильно задавать вопросы к этим словам. Нам предстоит узнать много интересного и полезного, того, что пригодится нам в жизни.                                            

        Но стражники у ворот  пропустят вас в город лишь тогда, когда проверят, как вы научились писать и проверять безударные гласные и парные согласные. Готовы  ли вы побывать в сказочном городе Грамотеевске?

Технология коррекционно-развивающего

обучения

-Тогда  не будем терять времени и отправляемся в путь.              

III.  ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО:  

  1. Проверка домашнего задания - повторение изученных орфограмм:

(на доске записано стихотворение)

Ой, ты, зимушка-з…ма, все доро…ки зам…ла,

Все п…ля сне…ком покрыла, все овра…ки зав…лила,

льдом одела оз…ро, речку зам…розила.

- Внимательно прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы в словах, подберите к словам    

   проверочные слова.

-На правописание каких правил эти слова?

-Как проверить безударные гласные в словах?

(Если буква гласная вызвала сомнения, ты немедленно её ставь под ударение)

-Как проверить парные глухие и звонкие согласные в словах?

(Звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй)

Технология личностно-ориентированного обучения -разноуровневые задания.

  1. Индивидуальная работа по карточкам:

КАРТОЧКА №1 (2 уровень)

Списать словарные слова в алфавитном порядке, поставить ударение.

Класс, ученик, медведь, учитель, картофель, мебель, тетрадь, дневник, грамота, портфель, Москва.

КАРТОЧКА №2 (3 уровень)

Прочитай пары твёрдых и мягких согласных. Закончи ими слова:

           С-СЬ                     Л-ЛЬ                    Р-РЬ

кара…                            пена…                  врата…

ло…                                 кисе…                  ковё…

автобу…                         апре…                  суха…

голо…                             мете…                   нояб…

КАРТОЧКА №3 (1 уровень)

Вставь в словах пропущенные буквы. Подбери к словам проверочные слова:

С…ва - ______ , г…ра - ______, стр…на - ________, св…ча - ________, сл…ды -_______, гл…за -_______, ст…кло - _______, в…дро -________, зв…зда - _________, сл…за - _______.

Каким правилом правописания ты воспользовался?

  1. Подведение итогов по проверке домашнего задания и индивидуальной работе по карточкам.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием, и жители городка рады приветствовать вас. Каждый из них хочет, чтобы вы обязательно побывали у него в гостях, где вас ожидают интересные задания.   

ИКТ

технология

Здоровь-есберегающая технология - соблюдение ТБ при работе с компьютером

  1. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
  1. Введение в тему:

-Но сначала мы заглянем к  Всезнайке.        

 Усаживайтесь поудобнее, слушайте повнимательнее и запоминайте.

(сопровождение рассказа учителя демонстрацией на мультимедиа)

-Давным-давно ещё в глубокой древности человек, познавая природу, мир вокруг себя, дал названия предметам и явлениям, которые его окружали. Он видел небо, солнце, реку и называл их. Он ощущал холод, жару и давал им названия. Человек изобретал  и использовал вещи и придумывал, как их назвать : это топор, миска, дом… Дал он названия и своим чувствам, так родились слова любовь, красота, доброта… Когда появились разные профессии, они тоже получили названия : охотник, рыболов… И страшные события нашли отражение в речи, они стали называться голод, война, болезнь…

 Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, реки, горы, страны, события, качества, действия – всё названо, всё имеет своё имя.

 Одни слова отвечают на вопрос КТО? Это живые предметы. Остальные слова отвечают на вопрос ЧТО? 

Технология коррекционно-развивающего обучения

2) Дидактическая игра     «Угадай слово»:      

К

Н

И

Г

А

-Назовите, что нарисовано на картинках. Из начальных букв этих слов составьте новое слово.

-Что обозначает это слово? Какой вопрос можно задать к этому слову?

Почему?

( составляется опорная схема-таблица)                    

     растения

     явления природы                                                                                              

     события                                                                                                      

     предметы  

     города, реки, горы, страны

 К

Л

О

У

Н

-Рассмотрите иллюстрации. Из начальных букв этих слов составьте новое слово.

-Что обозначает это слово? На какой вопрос оно отвечает? Почему?

(дети формулируют вывод, составляется схема)

люди

рыбы

животные                                          

птицы

профессии людей

                                                           

- Слов, обозначающих предметы, в русском языке очень много, и без них было бы трудно людям понимать друг друга.

- Спасибо Всезнайке. Полученные знания пригодятся нам сегодня на уроке. А теперь мы отправляемся к  Чистописалкину.

Здоровье-сберегающая технология

3) ПАЛЬЧИКОВАЯ   ГИМНАСТИКА:

Вот помощники мои: правая и левая,

Их как хочешь поверни, и они всё сделают.

Технология коррекционно-развивающего

 обучения

4) Минутка  чистописания:    

а) прописывание по образцу учителя      

    букв и буквенных соединений,

б) составление и запись с проговариванием слогов и слов,

в) комментированное письмо предложения:

Знания для ума, что теплый дождик для всходов.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Найдите в предложении слова, обозначающие предметы. Задайте к словам вопросы.

Игровая технология на основе активизации деятельности учащихся

5) Словарная работа:

-Посмотрите, нас уже ждет Словарик, он приготовил для нас свои загадки.

а) Работа с загадками:

-К словам-отгадкам поставить вопрос кто?  или   что? Объяснить, почему.

В огороде вырастаю, а когда я созреваю,

Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.(помидор)

Летом бродит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь)

Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.

Утром рано встает, детей в школу зовет.(петух)

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

Технология коррекционно-развивающего

 обучения

С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крылечком, а хвостик колечком.(собака)

б) Звуко-буквенный анализ слова:

-Ну а теперь мы идем к соседу Словарика – Почемучке. У него тоже найдётся для нас интересное задание.

-Соберите слово, правильно расставив в нем буквы

     Р   И    Н    О    А    Д  (Родина)

-На какой вопрос отвечает слово?

-Что мы называем Родиной?

-Что является нашей общей Родиной?

-Чем известна всему миру наша родная Кубань?

в) Работа с деформированным текстом.

- Составьте предложение из слов, данных в нужной форме:

   РОССИЮ, ХЛЕБ, КОРМИТ, ВСЮ, КУБАНИ.

-Запишите предложение. Вспомните правила правописания предложения.

(разбор предложения, составление схемы).

-Найдите в предложении слова, обозначающие название предметов. На какие вопросы отвечают эти слова?

Здоровье-сберегающая технология

6) Ф И З М И Н У Т К А

Мы живем в родном краю,

Я вас всех приветствую:

  - Здравствуй, солнце золотое!

- Здравствуй, небо голубое!

   - Здравствуй, легкий ветерок!

  - Здравствуй, хлебный колосок!

7) Работа с наглядным материалом. Выделение слов которые отвечают на вопрос кто? что?

Технология коррекционно-развивающего

 обучения

-У  художника Кисточкина тоже есть для нас задание.

-Рассмотрите картинку.

-Запишите, кто живет в лесу, потом, что растет в лесу.

Кто? :_________________________________________________.

- Объясните, почему к этим словам мы задаем вопрос КТО?

Что?: _________________________________________________.

-Почему к этим словам  надо ставить вопрос ЧТО?

(формулирование вывода с опорой на схему-таблицу)

Здоровье-сберегающая технология

8)  ГИМНАСТИКА  ДЛЯ  ГЛАЗ С ПАЛЬМИНГОМ

Проведём, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз.

Под ладошками глаза открыли, поморгали-поморгали-поморгали.

 Подняли глазки вверх, вниз, вверх, вниз, вверх, вниз. Поморгали-поморгали-поморгали. Скосили глазки вправо, влево, вправо, влево, вправо, влево. Поморгали-поморгали-поморгали-поморгали.

Технология коррекционно-развивающего

обучения

9) Упражнение в различении слов, обозначающих названия предметов по

вопросам

- У малыша Любознайки нас ждёт еще одно интересное упражнение.

(самостоятельная работа – Упражнение 1 стр. 88)

-Прочитайте стихотворение.

-Выпишите выделенные слова в два столбика.

               КТО?                                              ЧТО?

-Объясните, почему для одних животных ещё ночь, для других – уже утро.

Технология личностно-ориентированного обучения- создание ситуации успеха.

10) Обобщение изученного по теме урока  

-Молодцы, ребята. Все  жители сказочного города Грамотеевска очень довольны вами. Вы очень старались, и поэтому они приглашают вас немного поиграть в свою любимую игру «Четвёртый лишний».

Игровая технология на основе упражнения на классификацию

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

-Из каждой группы слов исключите одно лишнее. Объясните свой выбор:

*тетрадь, ученик, пенал, ручка

* врач, бинт, вата, зелёнка

*телёнок, лошадь, овца, коровник

*марка, почтальон, газета, конверт

Технология проблемного обучения - развитие  умения анализировать информацию, делать обобщения, выводы

*сестра, брат, дом, родители

-Какие слова отвечают на вопрос КТО?

-Какие слова отвечают на  вопрос ЧТО?

  1. ИТОГ  УРОКА    

-К сожалению, урок подходит к концу, и нам пора возвращаться к себе в школу. Но мы ещё не раз побываем в городе, где все жители любят и знают русский язык.

     -С какой темой познакомились на уроке?

-Что нового узнали сегодня на уроке?

-Чему учились на уроке?

  1. ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ  Упражнение 4, стр.90.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. Урок 1.

Русский язык2 классНаблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. Урок 1.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеев, О.В.Пронина.Урок с использованием ЭОР...

Согласование слов, обозначающих названия предметов, и слов – действий.

Методическая разработка урока по русскому языку...

Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»   Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопросы “Кто?”, “Что?”

Урок по русскому языку в 3 классе специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...

Урок письма и развития речи в 3 классе «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»

Урок письма и развития речи для обучающихся 3 класса с ОВЗ.Раздел: «Слово».Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»Цель: закрепить...

Логопедическое занятие по теме "Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета" (4 класс)

Закрепление представлений о словах, обозначающих названия предметов, действий и признаков предмета, навыка их практического употребления, различения, а также активизация словаря по теме "Зима&quo...