"Слова, обозначающие названия предметов. Различение их по вопросам Кто? Что?"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку для детей с ограничеными возможностями здоровья. Предназначен для педагогов коррекционных школ, ресурсных классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 223.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
"Слова, обозначающие названия предметов.
Различение их по вопросам кто? что?"
Класс 4 Дата ____________
Учитель Андреева Светлана Геннадиевна.
ЦЕЛИ УРОКА:
- формировать первоначальные представления о словах, обозначающих названия предметов, знакомить с обобщенным лексическим значением этой группы слов в языке;
- учить выделять слова, обозначающие предметы, в речи; развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?» и слова, отвечающие на вопрос «что?»;
- воспитывать трудовые и положительные личностные качества, познавательную активность, умение работать в коллективе.
ХОД УРОКА:
I.ОРГ.МОМЕНТ.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ:
Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.
И пускай грамматика – наука очень строгая,
Но мы с тобой грамматику осилим понемногу.
Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!
На уроке не зевай : слушай, думай, отвечай.
И тогда ты в свой дневник «пять» получишь, ученик!
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:
- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в гости в удивительный сказочный город Грамотеевск, все жители которого очень любят русский язык и гордятся своими знаниями. Жители сказочного города познакомят нас со словами, обозначающими предметы, научат правильно задавать вопросы к этим словам. Нам предстоит узнать много интересного и полезного, того, что пригодится нам в жизни.
Но стражники у ворот пропустят вас в город лишь тогда, когда проверят, как вы научились писать и проверять безударные гласные и парные согласные. Готовы ли вы побывать в сказочном городе Грамотеевске?
Технология коррекционно-развивающего обучения |
-Тогда не будем терять времени и отправляемся в путь.
III. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО:
- Проверка домашнего задания - повторение изученных орфограмм:
(на доске записано стихотворение)
Ой, ты, зимушка-з…ма, все доро…ки зам…ла,
Все п…ля сне…ком покрыла, все овра…ки зав…лила,
льдом одела оз…ро, речку зам…розила.
- Внимательно прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы в словах, подберите к словам
проверочные слова.
-На правописание каких правил эти слова?
-Как проверить безударные гласные в словах?
(Если буква гласная вызвала сомнения, ты немедленно её ставь под ударение)
-Как проверить парные глухие и звонкие согласные в словах?
(Звук согласный проверяй – рядом гласный подставляй)
Технология личностно-ориентированного обучения -разноуровневые задания. |
- Индивидуальная работа по карточкам:
КАРТОЧКА №1 (2 уровень)
Списать словарные слова в алфавитном порядке, поставить ударение.
Класс, ученик, медведь, учитель, картофель, мебель, тетрадь, дневник, грамота, портфель, Москва.
КАРТОЧКА №2 (3 уровень)
Прочитай пары твёрдых и мягких согласных. Закончи ими слова:
С-СЬ Л-ЛЬ Р-РЬ
кара… пена… врата…
ло… кисе… ковё…
автобу… апре… суха…
голо… мете… нояб…
КАРТОЧКА №3 (1 уровень)
Вставь в словах пропущенные буквы. Подбери к словам проверочные слова:
С…ва - ______ , г…ра - ______, стр…на - ________, св…ча - ________, сл…ды -_______, гл…за -_______, ст…кло - _______, в…дро -________, зв…зда - _________, сл…за - _______.
Каким правилом правописания ты воспользовался?
- Подведение итогов по проверке домашнего задания и индивидуальной работе по карточкам.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием, и жители городка рады приветствовать вас. Каждый из них хочет, чтобы вы обязательно побывали у него в гостях, где вас ожидают интересные задания.
ИКТ технология |
Здоровь-есберегающая технология - соблюдение ТБ при работе с компьютером |
- РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
- Введение в тему:
-Но сначала мы заглянем к Всезнайке.
Усаживайтесь поудобнее, слушайте повнимательнее и запоминайте.
(сопровождение рассказа учителя демонстрацией на мультимедиа)
-Давным-давно ещё в глубокой древности человек, познавая природу, мир вокруг себя, дал названия предметам и явлениям, которые его окружали. Он видел небо, солнце, реку и называл их. Он ощущал холод, жару и давал им названия. Человек изобретал и использовал вещи и придумывал, как их назвать : это топор, миска, дом… Дал он названия и своим чувствам, так родились слова любовь, красота, доброта… Когда появились разные профессии, они тоже получили названия : охотник, рыболов… И страшные события нашли отражение в речи, они стали называться голод, война, болезнь…
Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, реки, горы, страны, события, качества, действия – всё названо, всё имеет своё имя.
Одни слова отвечают на вопрос КТО? Это живые предметы. Остальные слова отвечают на вопрос ЧТО?
Технология коррекционно-развивающего обучения |
2) Дидактическая игра «Угадай слово»:
К | Н | И | Г | А |
-Назовите, что нарисовано на картинках. Из начальных букв этих слов составьте новое слово.
-Что обозначает это слово? Какой вопрос можно задать к этому слову?
Почему?
( составляется опорная схема-таблица)
растения
явления природы
события
предметы
города, реки, горы, страны
К | Л | О | У | Н |
-Рассмотрите иллюстрации. Из начальных букв этих слов составьте новое слово.
-Что обозначает это слово? На какой вопрос оно отвечает? Почему?
(дети формулируют вывод, составляется схема)
люди
рыбы
животные
птицы
профессии людей
- Слов, обозначающих предметы, в русском языке очень много, и без них было бы трудно людям понимать друг друга.
- Спасибо Всезнайке. Полученные знания пригодятся нам сегодня на уроке. А теперь мы отправляемся к Чистописалкину.
Здоровье-сберегающая технология |
3) ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
Вот помощники мои: правая и левая,
Их как хочешь поверни, и они всё сделают.
Технология коррекционно-развивающего обучения |
4) Минутка чистописания:
а) прописывание по образцу учителя
букв и буквенных соединений,
б) составление и запись с проговариванием слогов и слов,
в) комментированное письмо предложения:
Знания для ума, что теплый дождик для всходов.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Найдите в предложении слова, обозначающие предметы. Задайте к словам вопросы.
Игровая технология на основе активизации деятельности учащихся |
5) Словарная работа:
-Посмотрите, нас уже ждет Словарик, он приготовил для нас свои загадки.
а) Работа с загадками:
-К словам-отгадкам поставить вопрос кто? или что? Объяснить, почему.
В огороде вырастаю, а когда я созреваю,
Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.(помидор)
Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (медведь)
Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.
Утром рано встает, детей в школу зовет.(петух)
Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картофель)
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
Технология коррекционно-развивающего обучения |
С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, а хвостик колечком.(собака)
б) Звуко-буквенный анализ слова:
-Ну а теперь мы идем к соседу Словарика – Почемучке. У него тоже найдётся для нас интересное задание.
-Соберите слово, правильно расставив в нем буквы
Р И Н О А Д (Родина)
-На какой вопрос отвечает слово?
-Что мы называем Родиной?
-Что является нашей общей Родиной?
-Чем известна всему миру наша родная Кубань?
в) Работа с деформированным текстом.
- Составьте предложение из слов, данных в нужной форме:
РОССИЮ, ХЛЕБ, КОРМИТ, ВСЮ, КУБАНИ.
-Запишите предложение. Вспомните правила правописания предложения.
(разбор предложения, составление схемы).
-Найдите в предложении слова, обозначающие название предметов. На какие вопросы отвечают эти слова?
Здоровье-сберегающая технология |
6) Ф И З М И Н У Т К А
Мы живем в родном краю,
Я вас всех приветствую:
- Здравствуй, солнце золотое!
- Здравствуй, небо голубое!
- Здравствуй, легкий ветерок!
- Здравствуй, хлебный колосок!
7) Работа с наглядным материалом. Выделение слов которые отвечают на вопрос кто? что?
Технология коррекционно-развивающего обучения |
-У художника Кисточкина тоже есть для нас задание.
-Рассмотрите картинку.
-Запишите, кто живет в лесу, потом, что растет в лесу.
Кто? :_________________________________________________.
- Объясните, почему к этим словам мы задаем вопрос КТО?
Что?: _________________________________________________.
-Почему к этим словам надо ставить вопрос ЧТО?
(формулирование вывода с опорой на схему-таблицу)
Здоровье-сберегающая технология |
8) ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ С ПАЛЬМИНГОМ
Проведём, друзья, сейчас мы гимнастику для глаз.
Под ладошками глаза открыли, поморгали-поморгали-поморгали.
Подняли глазки вверх, вниз, вверх, вниз, вверх, вниз. Поморгали-поморгали-поморгали. Скосили глазки вправо, влево, вправо, влево, вправо, влево. Поморгали-поморгали-поморгали-поморгали.
Технология коррекционно-развивающего обучения |
9) Упражнение в различении слов, обозначающих названия предметов по
вопросам
- У малыша Любознайки нас ждёт еще одно интересное упражнение.
(самостоятельная работа – Упражнение 1 стр. 88)
-Прочитайте стихотворение.
-Выпишите выделенные слова в два столбика.
КТО? ЧТО?
-Объясните, почему для одних животных ещё ночь, для других – уже утро.
Технология личностно-ориентированного обучения- создание ситуации успеха. |
10) Обобщение изученного по теме урока
-Молодцы, ребята. Все жители сказочного города Грамотеевска очень довольны вами. Вы очень старались, и поэтому они приглашают вас немного поиграть в свою любимую игру «Четвёртый лишний».
Игровая технология на основе упражнения на классификацию |
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
-Из каждой группы слов исключите одно лишнее. Объясните свой выбор:
*тетрадь, ученик, пенал, ручка
* врач, бинт, вата, зелёнка
*телёнок, лошадь, овца, коровник
*марка, почтальон, газета, конверт
Технология проблемного обучения - развитие умения анализировать информацию, делать обобщения, выводы |
*сестра, брат, дом, родители
-Какие слова отвечают на вопрос КТО?
-Какие слова отвечают на вопрос ЧТО?
- ИТОГ УРОКА
-К сожалению, урок подходит к концу, и нам пора возвращаться к себе в школу. Но мы ещё не раз побываем в городе, где все жители любят и знают русский язык.
-С какой темой познакомились на уроке?
-Что нового узнали сегодня на уроке?
-Чему учились на уроке?
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Упражнение 4, стр.90.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к словам"
Разработка урока русского языка во 2 классе по ОС "Школа 2100"...

Наблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. Урок 1.
Русский язык2 классНаблюдения над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам. Урок 1.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеев, О.В.Пронина.Урок с использованием ЭОР...

Согласование слов, обозначающих названия предметов, и слов – действий.
Методическая разработка урока по русскому языку...

Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»
ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопросы “Кто?”, “Что?”
Урок по русскому языку в 3 классе специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...

Урок письма и развития речи в 3 классе «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»
Урок письма и развития речи для обучающихся 3 класса с ОВЗ.Раздел: «Слово».Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»Цель: закрепить...
Логопедическое занятие по теме "Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета" (4 класс)
Закрепление представлений о словах, обозначающих названия предметов, действий и признаков предмета, навыка их практического употребления, различения, а также активизация словаря по теме "Зима&quo...



















