Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

по русскому языку 3 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова .

УМК: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, Москва «Просвещение», 2014 УМК «Школа России»

Тип урока:  Урок исследования и первичного закрепления новых знаний

Цель:  познакомить детей с правилами проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова .

Планируемые предметные результаты:

Познавательный аспект - формировать умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;  учить делать самостоятельные выводы по теме; применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе; способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;

Развивающий аспект - развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся на уроке; развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, интереса к русскому языку; орфографической зоркости;  развитие активности, внимания, мышления учащихся;

Воспитательный аспект - воспитание умения работать самостоятельно, в паре, в коллективе; воспитание культуры поведения на уроке; создание благоприятного психологического климата на уроке;  воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).

Личностные результаты:

  • Положительная мотивация к учебной деятельности;
  • Адекватная самооценка;
  • Осознание ответственности за общее дело;
  • Проявление уважительного отношения к мнению другого человека;
  • Понимание взаимосвязи между целью деятельности и её результатом;

Отношение к социальным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Постановка целей урока; контроль; самооценка и самопроверка.
  •  Развиваем умение высказывать своё предположение на основе фронтальной работы.
  •  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • Отбор и структурирование необходимой информации: постановка и решение проблемы:
  • Обобщать и классифицировать по признакам.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  •  Овладение алгоритмом действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова. 

Коммуникативные УУД:

  • Умение работать в паре, группе.
  • Умение слушать и слышать друг друга: взаимопроверка
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.

Ресурсы: Информационный материал: В.П. Канакина Русский язык. Учебник для 3 кл. нач. шк. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - 3-е изд.- М.:Просвещение, 2014.- 159с., Толковый словарь. Ожегов

Демонстрационный материал: Презентация «Непроизносимые согласные в корне слова», телевизор, компьютер, распечатки новых терминов, сигнальные карточки для рефлексии, конверты с заданиями для работы в группах.

Формы работы: индивидуальная, в парах, в группах, фронтальная.

Ход урока:

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

Мы будем на уроке думать? (Да.)

– А может, будем спать? (Нет.)

– Мы будем рассуждать? (Да.)

– А в облаках летать? (Нет.)

– Друг другу будем помогать? (Да.)

- Тихо сели. Стульчики придвинули.

- Ноги на месте? – На месте.

- Руки на месте? – На месте.

- Спинка прямая? – Прямая.

- Локти у края? – У края.

- Отлично, проверим готовность к уроку!

-  Я предлагаю вам открыть тетрадь и записать число.

(Комментированная запись числа.)                        Слайд2

-Давайте, проведём сегодня урок под девизом:

«Ужа?но интере?но всё то, что неизве??но».

- Как вы думаете, зачем я поставила эти знаки?      (Возможно, в этих словах пропущены буквы.)

- Совершенно верно! А написание этих букв мы еще не знаем. Нам предстоит это выяснить на уроке, а в конце урока мы вставим пропущенные буквы.

II. Актуализация знаний учащихся. Мозговая атака.

а) Главная часть слова. (Корень)

б) Опасное место в слове. (Орфограмма)

б) Все ли безударные гласные мы можем проверить? Какие бывают?

в) Звуки, которые могут “свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь”. (Согласные)

д) Третья буква русского алфавита. (Буква в)

е) Буква, обозначающая последний звук в слове “парад”. (Буква д)

ё) Буква, следующая за буквой “к”. (Буква л)

ж) С этой буквы начинается третий слог слова “лопата”. (Буква т)

- Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

(Варианты ответов учащихся)

- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

Сегодня эти 4 буквы будут главными гостями нашего урока. Чуть позже мы узнаем почему.

- А пока напишите эту цепочку в указанной последовательности до конца строки. -Примите правильную позицию и приступите.

пауза

- На какие 2 группы их можно разделить?   ( парные и непарные, звон.-глух.)

- Какая буква «лишняя»? Почему? (Буква Л, т.к. обозначает непарный согласный звук, убираю букву)

- Какую орфограмму помогают вспомнить они?   (Правописание парных согласных в корне слова.)

  1. Словарная работа.

- Запишите слова с изученной орфограммой с помощью изображений на экране.  Слайд

Гриб, Булавка, арбуз, лебедь, ложка, утюг, лев, медведь.

-  Как узнать написание данных слов? (Изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный или звук, чтобы согласный четко слышался.)                    Само проверка

Постановка учебной проблемы.

1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

-Запишите отгадку

7. Мишка был большой проказник

У него сегодня ….(праздник)

  1. Деревянная дорога –

Вверх идёт она отлого, -

Что ни шаг, то овраг…. (лестница)

- Зажигаем фонарики, под орфограммами. (Ребёнок на доске, а дети в тетрадях выделяют орфограммы )

- Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании. Если нет, то спрашиваю у детей, кто написал иначе).

Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по-разному, ведь я диктовала для всех одинаково.

2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога.

- Сколько мнений в нашем классе? (два)

- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать)

Выясняем, кто не написал согласную. Почему не написал? ( Не слышим ее при произношении)

- А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).

- Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.


  1. Изучение нового материала, работа в группах

Работа в группах.

а) Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

– Как вы приветствуете друг друга? (Ответы детей)

- Слово “здравствуй” очень старое. Оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося слово “здравствуйте”, желали друг другу быть крепкими и могучими, как дерево. Мы и теперь, когда говорим это слово, желаем людям здоровья.

- Произнесите это слово. Запишите его в транскрипции. [З др а с т в у й]

- Сколько звуков вы выделили? (9)

- Подберите однокоренные слова. (Здороваться, здоровье, здравие, здравствовать и др.)

- Понаблюдайте, как написан корень. Что интересного вы заметили?

Справка. В первых двух словах полногласное сочетание –оро-, в двух последних – сочетание –ра-. Сочетание -оро- является современным, а сочетание -ра- является признаком старославянского языка. Например: город – град, берег – брег.

- Значит, какой корень в слове “здравствуй”?

- Что вас удивило? Произносится ли в этом слове звук [в]? (Не произносится)

- А буква вэ пишется: “здравствуй”. (Показ таблички со словом)

- Сколько в слове букв? (10)

- Сколько согласных букв в данном слове стоит рядом? (4)

- Давайте ещё раз произнесём это слово. Что вы заметили при произношении? (Один звук не произносится). - Как можно назвать звук, который не произносится? (Непроизносимый согласный звук).

б) Работа в группах. Мини-исследования слов.

- Прочитайте предложения. Что вы прочитали? Объясните, почему так говорят? (Ответы детей)

Слайд 12

  • I группа – Зимой …… светит, но не греет. (Со…це)
  • II группа – В большом …… и далёкое близко. (Се….це)
  • III группа – Тот, кто …….. , приносит счастье другим. (Сча…лив)

- Исследуйте выделенное слово по следующему алгоритму: Слайд13

1. Обсудите транскрипцию слова.

2. Подберите однокоренные слова.

3. Выделите корень.

4. Сделайте вывод.

в) Защита мини-исследований слов.

(Каждая группа представляет своё мини-исследование по алгоритму и озвучивает вывод).

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Сколько всего непроизносимых согласных звуков мы выделили? (4)

- Какими буквами на письме они обозначаются

Слайд14

  Слова, в которых  встречаются несколько согласных звуков- Есть стечение согласных

- В какой части слова встречаются непроизносимые согласные? (В корне слова)

- Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой? Почему?

- Кто сформулирует тему урока? (Варианты ответов учащихся)

– Тема урока: “Непроизносимые согласные в корне слова”. (Появление названия темы на слайде).

 Цели нашего  урока  ( На доске)

У – учиться правописанию слов с непроизносимыми согласными;

Р – развивать навык грамотного письма;

О – объяснять правописание слов;

К – контролировать свою работу.

- Итак, что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными звуками? (Ответы учащихся). Давайте проверим свои знания с учебником.

Откройте учебник на с. 118. (чтение правила).

– Посмотрите на экран. Докажите правописание данных слов путём подбора проверочных слов:

(После устного объяснения правописания слова – появление проверочного слова на экранеСлайд15

Здравствуй - здравие

солнце - солнышко

сердце - сердечко

счастлив – счастье.

Посмотрите внимательно на слова с непроизносимым согласным в корне слова и скажите:

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные?

(Когда есть сочетание трех, четырех согласных и один из них не произносится)

Ребята, это отличительные признаки этой орфограммы!

Учитель выставляет на доску карточки буквосочетаниями 

ЗДН [зн], СТЛ [сл]ВСТВ [ств], РДЦ [рц]ЛНЦ [нц], СТН [сн]                   СЛАЙД

- В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т.

- А почему он теряется?

- Ребята, я скажу вам по секрету, что слова, о которых мы говорим, называют «хитрыми». Звук не произносится, а буква пишется.

- Дело в том, что три или даже 4 согласные подряд бывает очень трудно произнести, и мы упрощаем таким образом их произношение.

– В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся.

- Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т.

- Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверять непроизносимые согласные в, д, л, т, надо подобрать однокоренные проверочные слова, в которых эти звуки произносятся отчётливо.

  1. Физкультурная минутка. ( С использованием ИКТ)

VI. Закрепление знаний учащихся.                        (Слайд 16)

а) Самостоятельная работа. (Развитие зрительной памяти учащихся)

- Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. (1 мин.).

У каждого словосочетания я убираю первое слово. Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания по памяти. Подчеркните непроизносимые согласные.

  • честный ответ
  • радостный взгляд
  • поздний час
  • известный спортсмен
  • устный рассказ

– Какое из написанных слов можно назвать “лишним”?

– Слово “поздний” - в нём непроизносимая согласная «д», а в остальных словах – «т».

- А что объединяет записанные вами слова? (Слова-признаки, они отвечают на вопрос -  какой?)

(Слайд 17)

б) Работа над орфограммой с применением сигнальных карточек.

– Прочитайте слово. Подберите проверочное слово и покажите мне карточку с выбранной буквой.

Свис…нул, грус…но, ненас…ный, хрус…нула, окрес…ность.

- Что общего у этих слов? (Непроизносимый согласный звук [т])

Слайд 18

в)  . – А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке. Найди проверочное слово и соедини стрелкой. (Слайд 8)

Солнце
Яростный
Участник
Лестница
Чудесная
Прекрасное
Чувство
Праздник
Честная
Устный

чудесен
яростная
прекрасен
честные
солнышко
участие
яростно
устная
честь
ярость
уста
частник
честное
часть

– К каждому ли проверяемому слову нашлось проверочное? (Не подобрали проверочных слов к словам лестница, чувство, праздник) Почему? (Не записаны в столбике проверочных слов) Подберите сами. (Слайд 9)

Вывод: нет проверочных слов.

– Открываем орфографические словари и находим эти слова: лестница, праздник, чувство.


– Что нужно знать и помнить, чтобы писать слова с изучаемой орфограммой без ошибок? (Слайд 10)

1. Знать правило.
2. Правильно подбирать проверочные слова, чтобы ясно слышать есть ли непроизносимый согласный или нет.
3. Уметь обращаться со словарём.

 Игра “Хлопай-топай”.

Слайд 20

- Если в слове, которое видите на экране, есть изучаемая орфограмма – вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимых согласных звуков – вы топаете. Не торопитесь, будьте внимательны!

Счас…ливый, вкус…ный, капус…ный, парус…ник, звёз…ный.

- Какое слово “лишнее”? (Парусник – обозначает предмет)

VII. Итог урока.

- Что сегодня нового узнали на уроке?

- Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком в корне?

- Теперь мы сможем вставить пропущенные буквы в наш девиз урока?

( Да. «Ужасно интересно всё то, что неизвестно!»

Слайд 21

Кластер. Наборы слов надо распределить по орфограммам:

  1. Безударная гласная (лиса, нора, зима);
  2. Парные согласные (мышка, травка, лапка);
  3. Непроизносимые согласные (солнце, грустный, известный).

VIII. Рефлексия деятельности.

- Ребята, я в конце урока приготовила вам пожелание. Давайте послушаем его и проверим, как вы поняли сегодняшнюю тему:

Будьте, ребята, красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!

- В этом пожелании есть слова на наше правило? Подберите проверочные слова.

IX. Домашнее задание. В словаре найти 10 слов с непроизносимыми согласными, записать их рядом вместе с проверочными словами; правило написания непроизносимых согласных в корне выучить.

Самооценка детей.

Поставьте себе отметку за урок.

Комментирование оценок.

Рефлексия «Фейерверк».

Ребята, у вас партах лежат звёздочки с вашими именами. Ваша задача

Оценить, на какой ступеньке продуктивности работы на уроке вы стоите.

- -Урок полезен, всё понятно!

- Лишь кое-что, чуть-чуть не ясно!

- Еще придётся потрудиться!

- Да, трудно всё-таки учиться!

Посмотрите, наши звёздочки расположились почти все вверху. Что у нас получился? Правильно, салют! А когда запускают салют? (на праздник) Значит и у нас на уроке праздник, потому что вы узнали много интересного и полезного.

- Спасибо, дети, за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....