Технологическая карта урока русского языка 3 кл "Приставка"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Фролова Ксения Алексеевна

Технологическая карта урока русского языка 3 кл "Приставка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_pristavka.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента: Фролова К.А.

Тема урока: «Что такое приставка?»

Класс: 3

Цель урока: создание условий для формирования знаний о приставке как значимой частью слова и умений находить ее среди других частей слова.

Задачи урока:

  1. Образовательные: продолжать формировать умение определять однокоренные слова, находить в слове корень;

познакомить учащихся со словообразовательной ролью приставок.

  1. Развивающие: формировать у обучающихся навыки определения и выделения приставок в словах;
  2. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение при работе в сотрудничестве с одноклассниками.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф.ИН. Г. П.)

Дидактические средства, ИКТ-оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

(расписать конкретно что формируете)

Предметные

Метапредмет

ные

П-познавательные,

Р-регулятивные,

К –коммуникативные

Личностные

Оргмомент

Настроить учащихся на познавательную активность. Создать благоприятную психологическую атмосферу.

Словесный (беседа)

Приветствует детей, мотивирует их на активную деятельность. Проверка готовности к уроку. Мотивация на дальнейшую учебную деятельность при помощи стихотворения(приложение 1).

Приветствуют учителя, следуют его указаниям.

Фронтальная

-

Контроль учителя, самоконтроль

-

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Выдвижение гипотез и их обоснование

К: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р: целеполагание,

планирование

Л: учебно познавательный интерес к учебному мат ериалу.

Актуализация знаний

Применить свои знания, которые уже усвоены.

Словесный(беседа, диалог).

Практический(работа с тетрадях)

Организует работу в тетрадях:минутка чистописания.(приложение 2).

Организует подведение к теме урока.

Повторяют действия за учителем, проводят письменную работу в тетрадях. Отвечают на вопросы учителя, подводят к изучению новой темы.

Фронтальная

Презентация, учебник

Контроль учителя, взаимоконтроль(учитель-ученик).

Повторение и осознание того, что уже усвоено.

П

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами;

- анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

Р

самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

К

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения.

Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.

Открытие новых знаний

Изучить новый материал. Достигнуть цели урока.

Пракические

( работа с раздаточным материалом и интерактивной панелью).

Словесные(беседа, диалог).

1. Организация работы по изучению новой темы. Работа с материалом учебника (правиломи упражнениями).

2. Организует работу обучающихся в группах. Предалагает выполнение ряда дидактических заданий на составление алгоритма выделения приставки, на образование новых глагольных форм с использованием приставок (приложение 3).

Работают с новым материалом прдставленным учителем. Организуют работу в группах. Составляют слова с приставками и объясняют правила написания.

Организуют взаимопроверку

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебник, презентация, раздаточный материал.

Самоконтроль, взаимоконтроль(учитель-ученик, ученик-ученик).

Выделять в словах орфограммы, подбирать проверочные слова . Выделять различия между приставкой и другими морфемами.

П:формировать умение видеть орфограмму;

развивать орфографическую зоркость;

  использовать приобретенные умения при выполнении заданий.

Р: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы в группе;

развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,  

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Первичное закрепление

Закрепить полученные новые знания и узнать как дети усвоили тему.

Пракические

( работа с учебником).

Словесные(беседа, диалог).

Предлагает и организует  выполнение дидатических заданий из учебника.

Работают совместно с учителем с материалом, представленным в учебнике. Участвуют диалоге.

Фронтальная, индивидуальная.

учебник

Контроль учителем, самоконтроль

Прогнозировать учебную ситуацию;обобщать полученную информацию.

Р:

 осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы.

П:   умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству.

Уважительное отношение к чужому мнению.

Динамическая пауза

Снять физическую и эмоциональную усталость у обучающихся.

-

Проведение динамической паузы(физкультминутки).

Выполняют движение совместно с учителем.

фронтальная

-

Самоконтроль

-

Повторять действия в заданном порядке.

Сохранять интерес к изучнию темы.

Итоговое закрепление

Выяснить, как обучающиеся усвоили связь между изученными компонентами темы.

Словесный (беседа)

Практический (выполняют практическую работу).

Организует самостоятельную работу учащихся с последующей взаимопроверкой на раздаточном материале.

Работают по заданиям, делают записи в тетради, рассуждают, развивают логическое мышление.

Индивидуальная, фронтальная.

Раздаточный материал, учебник.

Самоконтроль, взаимоконтроль(ученик-ученик)

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  

Регулятивные:

предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные:  делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.

Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание.

Готовность к решению моральных проблем, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.

Домашнее задание

Дать понятный инструктаж

Словесный (беседа, диалог).

Комментирует упражнения представленные для домашнего задания.

Слушают рекомендации учителя. Задают вопросы про выполнение.

Фронтальная

-

Контроль учителя

-

Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать  при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме,

Личностное самоопределение

Итог урока

Систематизировать и проанализировать деятельность на уроке

Словесный (беседа)

С помощью эвристической беседы совместно с детьми подводит итоги урока.

Отвечают на вопросы и подводят итог урока.

-

Фронтальная

Контроль учителя.

Выделяют основные признаки присущие части речи приставки.Озвучивают алгоритм выделения приставок.

Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать  при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме,

Личностное самоопределение

Рефлексия

Учить адекватно оценивать свою учебную деятельность.

Практический (работа с карточками)

Предлагает оценить работу на уроке с помощью приема «Смайлы».

Показывают с помощью карточек результат восприятия полученной информации.

Раздаточный материал.

Индивидуальная

самоконтроль

-

Регулятивные:

определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностное самоопределение

Приложение 1:

Приложение 2:

Повторение ранее изученного

- Чтобы сделать открытие, нужно вспомнить пройденный материал. Проведём «Разминку для ума».

- Назовите части слова, с которыми мы уже познакомились. (Корень, окончание)

- Без какой части слово не может существовать? (Без корня)

- Что такое корень? Вспомните определение из учебника. (Это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

- Как найти в слове корень? (Надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть)

- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении)

Подведение: Сегодня на урок к нам пришел Вопросик. Что это означает? (Урок открытия новых знаний).

Давайте вспомним этапы такого урока, составим план работы.

Восстановите, пожалуйста,  последовательность работы из перемешанных условных знаков, назовите ее.

1)        Вспоминаем то, что знаем.

2)        Определяем основной вопрос урока (учебную задачу), сталкиваясь с проблемой.

3)        Решаем проблему, открываем новые знания.

4)        Применяем новые знания на практике (закрепление), оцениваем результат.(можно интерактивно)

Откройте тетради, запишите число, вид работы.

В течение всего урока будем следовать плану.

Минутка чистописания. Буквы и буквосочетания  О, У, С, ДО, ПРИ

Приложение 3:

Задание на подбор однокоренных слов к слову бег.

Выполняется индивидуально  (Бег - бегун, бежать, беговая)

(Кто-то может назвать слова с приставками: прибежал, забегал, убежал, пробежка  и т.п.)

Все варианты записываются на доску.

Посмотрите, у вас получились различные варианты. Сколько людей, столько может быть и мнений. Прием «Поспорим или согласимся?» (с доказательством). Вопросик  сталкивает нас с проблемой.

(Если дети не приведут примеры слов с приставкой, тогда их приводит Вопросик и предлагает записать слово бежать, приставив перед ним те буквосочетания, которые дети прописывали на чистописании.)

Получились слова прибегать, убегать, сбегать, добегать, обежать.

Это родственные слова? А можем ли мы их назвать однокоренными? Выделите корень. А что за часть слова стоит вначале? Можете ли вы ее выделить?  (Мы не знаем этого.)

Какую учебную задачу поставим перед собой на сегодняшний урок?

Узнать, как называется часть слова перед корнем, являются ли глаголы с приставкой однокоренными. Научиться, как находить в слове приставку.

 А как вы можете узнать, как называется часть слова перед корнем? (Из учебника, из объяснений учителя…)

Да, действительно. Но мы с Вопросиком предлагаем вам сначала самим поразмышлять и выбрать названия из предложенных. (Голосование)

Заставка, примыкание, приставка,  предкорень, суффикс.

На что опирались при выборе? Почему выбрали именно это название? (Эту часть слова прибавили, приставили к корню.)

Сверка с образцом (учебник, с.73). Каким значком будем обозначать эту морфему? (Прямым уголком).

Групповая работа (исследование значения приставки).

Каждая группа получает слова и приставку, при помощи которой нужно образовать новые глаголы. Постарайтесь определить, какое смысловое значение вносит приставка в слово. (По желанию предложить выбор из предложенных вариантов.)

1.        От-    (вязать, вести, ломать, лететь, мыть)

2.        Про-  (лететь, читать, звенеть, шить, вязать)

3.        До-  (писать, делать, смотреть, нести, лететь)

4.        За-  (думать, бросить, плакать, цвести, лететь)

5.        При-  (лететь, гнуть, ехать, лечь, колоть)

6.        У- (стоять, лететь, беречь, нести, говорить)

Вернемся к нашим словам: прибегать, убегать, сбегать, добегать, обежать. Одинаковое у них значение или приставка вносит новое смысловое значение? Можем ли мы эти слова назвать однокоренными? Выделите приставки.

А как найти в слове приставку? Давайте вместе составим алгоритм нахождения приставки. Допустим, надо разобрать слово подходит.

Интерактив(составляют правильную последовательность алгоритма)

  1. Подобрать однокоренные слова. Например, к слову «закладка» можно подобрать слова: клад, складной, подкладка, складывать.
  2. Выделить корень.
  3. Отметить часть слова перед корнем — приставку.
  4. Назвать приставку.

Другой вариант интерактива:

Игра «Замени одним словом».

Нужно заменить высказывание одним словом -  глаголом с приставкой. Записать глаголы, выделить приставки.

1)        Прикрепить гвоздём дощечку - … (прибить)

2)        Перестать говорить - … (замолчать)

3)        Отделить ножом кусок хлеба - … (отрезать)

4)        Удержать что – то в памяти - … (запомнить)

То что в скобках будут слова для справки , нужно будет соотнести.

Подведение итога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...

Технологическая карта урока русского языка "Какие знаки препинания ставятся в конце предложения" УМК: «Школа России» учебник русского языка 2 класс 1 часть.

Цель урока: формирование понятий о предложениях по цели высказывания; умений правильно оформлять предложение в письменной речи.Планируемые результаты: Предметные:1)учиться распознавать предложени...