Урок русского языка в 3 классе, тема Падеж имен существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Педагогическая цель: Способствовать развитию умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительные в нужном падеже, сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы,; активизировать словарь обучающихся, развивать орфографическую зоркость; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.
Тип урока: Урок совершенствования способов действий (урок обобщения).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся | Формируемые УУД Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные |
Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке. | - Ребята! Мы отправляемся в путешествие в удивительный мир русского языка. Откройте тетради, запишите дату отправления: четвертое февраля. Не забывайте правила посадки при письме. - Сегодня мы продолжим исследовать наш родной язык. Что значит исследовать? - Чтобы наше путешествие-исследование было успешным, и мы уверенно шли по заданному маршруту, мы воспользуемся маршрутными картами. Они помогут нам самостоятельно работать и увидеть результаты своей работы. Каждое выполненное задание вы оцените, дорисовав смайлик. Образцы смайликов в конце маршрутной карты.
- А начнём мы наше путешествие с напутствия, которое вы видите на обложке маршрутной карты:
Учитесь с улыбкой, шутите, учась! Любая ошибка исчезнет, боясь веселой науки и радостных глаз. Учитесь без скуки. Вперёд! В добрый час! - Это не просто напутствие, а задание, которое вы получите в конце урока.
|
Работают в тетрадях. Следят за посадкой.
Высказывают своё мнение
Знакомятся с маршрутными картами
|
-самоопроеделение к деятельности - Л; -смыслообразование- Л;
- целеполагание - П;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками - К;
- эмоционально положительное восприятие учения – Л; |
Цель: актуализация используемых способов действий и подготовка к осознанию потребности в выявлении причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности
1.Минутка чистописания
2. Актуализация необходимых ЗУН
| 1 СЛАЙД
- Уважаемые исследователи! Предлагаю вам следующие слова: сорока, дорога, вокруг, горох, около, воробей, молоток, огород, ворона, молоко, солома. Разделите слова на группы. - Проверьте по эталону. 2 СЛАЙД
-сорока, дорога, горох, воробей, огород, ворона. (оло)
-молоток, молоко, около, солома. (оро)
-вокруг
- Кто скажет, какие буквосочетания мы будем прописывать? - оло, оро (ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) - Перед тем как записать буквосочетания, разогреем пальцы. - Посмотрите, как правильно написать эти буквосочетания и напишите красиво по образцу по одной строчке. - Обменяйтесь тетрадями и простым карандашом подчеркните у соседа самое красивое написание. -Оцените себя. (ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) -Какое слово не вошло ни в какую группу? Какой частью речи оно является? (Предлог) - Найдите ещё один предлог. (Около) Предлогами какого падежа они являются? (Р.п.) - Запишите эти предлоги с существительными из 2-х групп и запомните их написание. (ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) - Предлагаю найти во фразеологическом словаре предложение с новым словарным словом вокруг (стр.158) -А что такое фразеологизмы?
Обвести вокруг пальца (ловко обмануть) - Спишите этот фразеологизм. Определите падеж им. сущ. - Проверим. - Оцените себя.
(ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) 3 СЛАЙД
- Какое слово повторяется в каждом предложении? К какой части речи оно относится? Что вы можете сказать об этом существительном? - Сколько падежей в русском языке? Назовите их. - Каков алгоритм (порядок действий) определения падежа сущ.? Определите падеж сущ. в каждом предложении. - Какие затруднения испытали?
|
Читают слова.
Работают в группе. Сверяют с эталоном.
Называют буквосочетания.
Делают пальчиковую гимнастику. Прописывают буквосочетания.
Выполняют взаимопроверку. Оценивают друг друга и себя.
Называют слово. Определяют часть речи. Находят и называют ещё один предлог. Определяют падеж. Образуют сочетания предлогов с существительными из 2-х групп, записывают в тетради и запоминают их написание.
Работают с фразеологическим словарем. Находят фразеологизм.
Дают определение: -Фразеологизм - устойчивая фраза, которая употребляется в переносном смысле. Записывают фразеологизм в тетради. Определяют падеж сущ. Выполняют проверку. Оценивают себя.
Выделяют слово. Определяют часть речи. Называют известные им признаки имени существительного: -обозначает предмет -отвечает на вопрос что? - неодушевленное - ед.ч., м.р. -нарицательное - изменяется по падежам.
Называют падежи. Называют алгоритм и определяют падеж существительного. Определяют места и причины затруднений.
| -мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) - П; -извлечение необходимой информации – П; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;
-поиск и выделение необходимой информации; - установление причинно – следственной связи - П;
-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;
- осуществление действия по образцу- Р;
-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации - К.
- поиск необходимой информации в словаре – П;
-адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач - К;
- извлечение из предметного текста необходимой информации - П; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности .-Р; -осознанное и произвольное речевые высказывание – К;
-фиксирование индив.затруднений в пробном учебном действии - Р;
-волевая саморегуляция в затруднении – Р;
|
Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока. | - Как вы думаете, какова тема нашего урока? 4 СЛАЙД - Давайте определим задачи урока. (Научиться определять падежи существительных, распознавать имена существительные в разных падежных формах, обобщить знания о падежах) (ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)
|
Определяют тему. Называют задачи урока.
| - смыслообразование – Л;
- стимулирование к выражению собственного мнения – К;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; |
Цель: выбор метода разрешения проблемной ситуации | -Для работы нам будет нужна табличка -помощник. Она деформировалась. Помогите её восстановить. (ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) 5 СЛАЙД
Сравни работу с эталоном. Оцени себя Раздать распечатанные таблички-эталоны детям. -Эта таблица будет вам помощником в определении падежей и склонении существительных. Запомните! Им. падеж единственного числа - это начальная форма им. сущ.
| Самостоятельно работают в маршрутных картах. Вписывают слова-помощники и падежные вопросы
Сверяют с эталоном. Оценивают себя. |
- использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др.) - П;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;
|
Цель: формирование у обучающихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности
1.Словарная работа. | Работа с учебником 1. –Давайте поупражняемся над определением падежей имён существительных. Упр.71 с.41 2. Дополните мои предложения: - Им. падеж единственного числа - это …
-Отгадайте загадку: В сенокос –горька, А в мороз-сладка. Что за ягодка? -Запишите слово рябина в тетрадь. Обозначьте орфограмму. -Запомните написание этого слова.
(ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА)
Физминутка (электронный ресурс) (ЗАКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) |
Дети работают самостоятельно над составлением предложений. Работают по цепочке: определяют падеж сущ. Дети дополняют предложения учителя.
-Рябина.
Выполняют гимнастику для глаз и динамические движения за мультгероем. | - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;
|
Цель: самопроверка усвоения способов действий на воспроизведение полученного результата, индивидуальная рефлексия достижения цели. | 1. Самостоятельная работа по вариантам - Прочитайте следующее задание. Просклонять существительные (собака, сосна). - Поменяйтесь маршрутными картами, проверьте работу соседа (работа в парах) 6 СЛАЙД (ОТКРЫТЬ ОБЪЕКТИВ ПРОЕКТОРА) - Сравните работу своего соседа с эталоном. Оцените.
2. Выполнение заданий интерактивного тренажёра - Определить падеж существительных. Размышлять о счастье __________ Скучать по товарищу___________ Выглянул из-за камня __________ Лежать под цветком____________
Проверка по эталону 7 СЛАЙД
Сравни работу с эталоном. Оцени себя. *(дополнительно для сильных обучающихся) 8 СЛАЙД Подарок для сестры________________ Пели песенку _____________________ Зазвучала мелодия ________________ Бежали по лесенке ________________
|
Выполняют самостоятельную работу в маршрутных картах по вариантам. Выполняют взаимопроверку.
Сравнивают работу соседа с эталоном. Оценивают друг друга.
Самостоятельно работают в маршрутных картах.
Сверяют с эталоном. Оценивают себя. Сильные обучающиеся могут выполнить дополнительное задание. Сверяют с эталоном. Оценивают себя.
| -рефлексия способов и условий действий – П; - планирование успешного сотрудничества – К;
- следование моральным нормам и этическим требованиям – Л; - культура поведения в учебном диалоге – Л; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;
|
Цель: включение способа действия в систему знаний и применение на практике | Работа с деформированным предложением. - Прочитайте следующее задание 9 СЛАЙД Муравей, от, муравейнике, спрятался, воробья, в - Напишите предложение в тетрадях. Определите падеж имён существительных. - Прочитайте, какие предложения у вас получились. Сравните с эталоном. 10 СЛАЙД
- Даже если слова в предложении стоят не в том же порядке, падеж существительных не изменится. - Оцени себя. |
Работают с деформированным предложением. Записывают составленное предложение в тетради. Определяют падеж существительных.
Читают составленные предложения.
Сверяют с эталоном.
Делают вывод.
Оценивают себя.
|
-мыслительные операции – П;
-контроль и оценка способов своей деятельности -Р;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном – Р;
|
Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия | - Понравилось путешествие?
-Оцените результаты своей работы.
-Мне было приятно сегодня с вами работать на уроке. Я говорю вам-спасибо и надеюсь, сто те знания, которые вы получили сегодня на уроке, пригодятся вам на последующих уроках и в дальнейшем обучении.
Оценка работы детей учителем.
Д/з:
|
Дети работают с маршрутной картой. Дети оценивают себя с помощью смайликов в маршрутных картах. Затем выбирают соответствующие смайлики-магнитики на доске. |
- контроль своей деятельности по результату - Р;
-самооценка на основе критерия успешности -Л;
- адекватное понимание успешности или неуспешности - Л;
- объективная оценка результатов деятельности – Р;
- адекватное понимание оценки взрослого и сверстника - Р |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Раздели слова на группы Сорока, дорога, вокруг, горох, около, воробей , молоток, огород , ворона, молоко, солома.
Раздели слова на группы С оро ка, д оро га, г оро х, в оро бей, ог оро д, в оро на оло оро не входит ни в одну группу м оло ток, м оло ко, с оло ма, в о кру г ок оло
1. Зимой город стал белым. 2. Окраины города замело снегом. 3. В зимнее время городу не хватает освещения. 4. Не каждый видел такой красивый город. 5. Жители гордятся своим городом. 6. Многие поэты пишут стихи о нашем городе . Какое слово повторяется в каждом предложении?
1. Зимой город стал белым. 2. Окраины города замело снегом. 3. В зимнее время городу не хватает освещения. 4. Не каждый видел такой красивый город . 5. Жители гордятся своим городом . 6. Многие поэты пишут стихи о нашем городе . Каким членом предложения является?
Тема урока: «Падежи имён существительных»
КТО? ЧТО? В.п. И.п. Р.п. Д.п. Т.п. П.п. КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? от, до, из, без, у, для, около, после, вокруг, из-за, с к, по за, на, под, про, в, во, через, о над, под, перед, за, с, со, между на, о, об, при, в, во Нет предлогов это нет даю вижу доволен думаю
1 вариант. И. п. ( это кто?) собака Р.п. (нет кого?) собаки Д.п. (даю кому?) собаке В.п. (вижу кого?) собаку Т.п. (доволен кем?) собакой П.п. (думаю о ком?) о собаке 2 вариант. И.п. (это что?) сосна Р.п. (нет чего?) сосны Д.п. (даю чему?) сосне В.п. (вижу что?) сосну Т.п. (доволен чем?) сосной П.п. (думаю о чём?) о сосне Сравни работу с эталоном
1 вариант. И. п. ( это кто?) собака Р.п. (нет кого?) собаки Д.п. (даю кому?) собаке В.п. (вижу кого?) собаку Т.п. (доволен кем?) собакой П.п. (думаю о ком?) о собаке 2 вариант. И.п. (это что?) сосна Р.п. (нет чего?) сосны Д.п. (даю чему?) сосне В.п. (вижу что?) сосну Т.п. (доволен чем?) сосной П.п. (думаю о чём?) о сосне Сравни работу с эталоном
Размышлять о счастье Скучать по товарищу Выглянул из-за камня Лежать под цветком В.п. И.п. Р.п. Д.п. Т.п. П.п. П.п. Д.п. Р.п. Т.п. Проверка Подсказка
Подарок для сестры Пели песенку Зазвучала мелодия Бежали по лесенке В.п. И.п. Р.п. Д.п. Т.п. П.п. Р.п. В.п. И.п. Д.п. Проверка Подсказка
Составь предложение, определи падеж имён существительных. . Муравей воробья от спрятался в муравейнике И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
. Муравей воробья от спрятался в муравейнике И.п. Р.п. П.п.
Бросила хозяйка Остался под дождём Убрать игрушки Сидеть на скамейке В.п. И.п. Р.п. Д.п. Т.п. П.п. И.п. Т.п. В.п. П.п. Проверка Подсказка
Несклоняемые имена существительные Колибри, кенгуру, шоссе, Фламинго, пони, шимпанзе, Какао, кофе, домино, Алоэ, радио, кино, Такси, метро, купе, пальто, Кашне, кафе, трюмо, манто, И какаду, драже, пари, И интервью, рагу, жюри, И пианино, и фойе, Пюре, бюро и ателье. Ты все слова запоминай, Но никогда их не склоняй!
дд Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".
Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...

Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."
В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация....

карточки по русскому языку для закрепления темы "Падеж имени существительного и прилагательного"
Тренировочные упражнения на нахождения падежа имён существительных и прилагательных....
план к уроку русского языка 3кл на тему изменение имен существительных по падежам
склонение имен сущ...

Разработка урока по русскому языку 4 класс Дательный падеж имени существительного
Разработка урока по русскому языку 4 класс Дательный падеж имени существительного...
Урок русского языка. Обобщение по теме: Падежи имен существительных.
Цель: - обобщить знания о падежах имён существительных; - совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам; - воспитывать интерес к предмету....

