Статья "Формирование и развитие языковых и речеведческих понятий русского языка у младшеклассников"
статья по русскому языку

Семенова Альбина Бальжинимаевна

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития языковых и речеведческих понятий младшеклассников. Использование коммуникативного, системно-структурного и функционально- семантическогоподхода в обучении русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semenova_a.b._statya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.881.161.1

Семенова Альбина Бальжинимаевна,

учитель начальных классов,

школа 1371 «Крылатское», г. Москва, Россия.

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВЫХ И РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА У МЛАДШЕКЛАССНИКОВ

FORMATION AND DEVELOPMENT OF LINGUISTIC AND SPEECH CONCEPTS OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и развития языковых и речеведческих понятий младшеклассников. Автор рекомендует использовать коммуникативный, системно-структурный и функционально-сематический подходы в обучении и предлагает вводить языковые дефиниции в три этапа: наблюдение, введение теории, углубление понятия.

Ключевые слова.  Младшеклассники, языковые понятия, этапы, подходы.

Annotation. The article examines the issues of forming and developing linguistic and speech concepts in primary school students. The author recommends using communicative, system-structural, and functional-semantic approaches in teaching and suggests introducing linguistic definitions in three stages: observation, introduction of theory, and deepening of the concept.

Keywords: Primary school students, linguistic concepts, stages, approaches.

Русский язык, как любая другая наука, имеет ряд научно обусловленных закономерностей и правил. Система русского языка, безусловно, постоянно развивается и обогащается инновационными научными достижениями и новейшими научными результатами. Усвоение научной терминологии учениками начальных классов серьёзный и достаточно трудоемкий процесс, поскольку младшеклассники только начинают свой образовательный путь.  Научить учеников мыслить, работать, формировать у них необходимые компетенции, воспитывать, развивать личность ребенка – вот задачи, стоящие перед школой. Формировать и развивать компетенции ученика – вот задача отдельного урока и учителя.

Урок русского языка, как и любой другой урок в школе, невозможен без определения научной терминологии. Младшекласснику зачастую сложно ориентироваться в огромном потоке информации, получаемой на занятиях по разным предметам. Бесспорно, без научной основы невозможно преподавание и обучение в школе. Поэтому для более осознанного и глубокого понимания системы русского языка, мы считаем, что у ученика должны быть сформированы языковые и речеведческие компетенции. Существует множество понятий и терминов, которые должен знать ученик, и что самое важное, уметь применять их на практике. Например, в программе русского языка начальной школы языковых дефиниций наблюдается порядка 120. К ним относятся и речеведческие, языковые, общеязыковые и т.д. Усвоить такой объем научных знаний за курс начальной школы действительно сложно. Для повышения успеваемости и формирования у учеников языковых понятий, по нашему мнению, необходимо в учебном процессе применять сознательный подход, который условно можно разделить на сознательно-индуктивный и сознательно-практический. Как известно, учебный материал подается индуктивно-дедуктивным способом, то есть от простого к сложному, от легкого к трудному. Практический аспект сознательного подхода обусловлен прежде всего безусловным внедрением теории на практике. Иными словами, только применяя теоретический аспект в практической деятельности можно усвоить теорию и сформировать необходимые компетенции.

Таким образом, усвоение языковых понятий из теоретической плоскости в практическое поле деятельности должно происходить осознанно и осмысленно.

Механизм формирования языковых и речеведческих понятий определен тем, что любое понятие формируется достаточно длительное время, в связи с чем оно проходит через определённые этапы развития.

Итак, первым этапом можно назвать этап наблюдения, исследования явлений, выделение каких-либо признаков, выявление закономерностей, классификации по признакам и т.д. Этот этап называется эмпирический.

Например, ученики, читая текст, могут группировать слова по их значению и форме. Они называют предметы, ставят вопросы, классифицируют их по определённым признакам и свойствам (мама, бабушка – слова женского рода; папа, друг – слова мужского рода). Ученики наблюдают за изменением формы слова (стол-столы), сочетают слова (холодная зима) и другое [4, с. 255].  

Таким образом, наблюдение для учеников начальной школы – необходимый и важный этап в понимании системы языка. Следует отметить, что работа по эмпирическому этапу должна вестись систематически, поскольку такая работа во взаимодействии системности и повторяемости влечет за собой привыкаемость восприятия обучающегося. Ученик уже привыкает к логической, систематической связи между словами, используя их в речи неосознанно, автоматически. Как правило, носители языка чувствуют язык, не задумываясь о его правилах и закономерностях, так как обобщения являются для них неосознанными, воспринятыми на уровне формы и значения.   Такого рода автоматизм необходимо выработать и при обучении иностранных детей. По нашему мнению, только систематическая и постоянная работа по усвоению научной терминологии предмета «Русский язык» на регулярной основе поспособствует формированию и развитию языковых и речеведческих компетенций не только у носителей языка, но и у иностранных учащихся.

После этапа наблюдения наступает этап введения теории, определения понятия, дефиниции. Например, термин «имя существительное» вводится, как правило, и как термин и как определение. Мы считаем, что нужно обращать внимание на названия самих терминов, то есть, на то, почему так или иначе называется то или иное понятие. Так, «существительное» обозначает существующие предметы. Например, дать устное задание ученикам перечислить существующие предметы в классе, в школе, затем при подведении итогов, назвать эти предметы, проговорив, что эти предметы существуют. Так, к примеру, «местоимение» - вместо имени существительного, «союз» - соединяет слова и предложения, «окончание» - конец слова конечная морфема слова и так далее. Такое объяснение понятий простым, обыденным языком поможет обучающимся ознакомиться с научной терминологией языковой системы. Понятие и его определение так такового может быть введено разными способами с обязательным введением примеров: описательным (однокоренные слова с одним корнем); функциональным (функции союза соединять); структурно-логическим (объяснение структуры логическим путем, например, имя существительное – часть речи, способное обозначать предметы, отвечать на вопросы «кто?» «что?», изменяться по родам, числам, падежам).

Следующий, третий этап - углубление понятия.  На данном этапе языковое или речеведческое понятие обогащается и усложняется. Объем знаний по понятию расширяется, приобретая все новые признаки. Так, «имя существительное» обрастает сложными терминами, например, как «склонение», «предложное управление» и т.п. Обязательным на данном этапе, по нашему мнению, является практика, применение теории в практической деятельности формирует и развивает необходимые компетенции у школьников. Следует помнить, что практика не формирует само понятие, поскольку практика конкретна, а понятие абстрактно, значит, понятие формируется на основе обобщения конкретного факта.  

Таким образом, можно проследить такую логическую взаимосвязь: теория стоится из слов и всегда абстрактна к практике, то есть к реальной действительности, что, в свою очередь, затрудняет понимание школьников, тем самым усложняя усвоение языковых понятий учащимися.

Выделяя характеристики обозначенных этапов, мы пришли к выводу о том, что эти три этапа являются единым механизмом по формированию и усвоению языковых, речеведческих понятий. Однако, следует обратить внимание на то, что не все языковые понятия проходят через все три этапа, некоторые понятия так и остаются в эмпирическом поле, в процессе наблюдения младшеклассников. Например, «вид глагола». Эту тему не освещают в программе начальной школы, но ученики знакомятся, наблюдают и делают выводы о том, что у глагола может быть видовая пара, один и тот же глагол может менять форму в зависимости от речевой ситуации, от соотношения временных форм с инфинитивом и употребления вида глагола в речи.

Если младшеклассникам языковые знания даются в системе знаний, то у них с момента обучения в начальной школе будет складываться прочное научное представление о системности и структурной иерархии любой науки/изучаемого предмета. Ученики должны чётко понимать и осознанно принимать правила и закономерности системы языка, ее функционирование, взаимосвязи и другое.

Анализ структуры языка (произносительный, морфемный, морфологический и т.д.) показал, что успешность усвоения этих уровней будет зависеть от практического взаимодействия всех структур языка, а также функциональности единиц и конструкций системы, каждая категория языка несет какую-либо функцию, следовательно, применение функционального подхода при обучении младшеклассников является логичным и целесообразным. Так, знание морфем нужно для словообразования, а падежи для склонения и многое другое.

Например, при чтении текста ученики могут заменить существительное местоимением: «Мальчики пошли в лес. Грибов мальчики не нашли, зато видели зайца и белочку». Ученики читают текст, затем анализируя его, наблюдают (эмпирический этап), что повторяется слово «мальчики». Устранение повтора в тексте данного слова производится с помощью местоимения (второй этап – введение понятия), вместо имени существительного «мальчики» ученики заменяют на слово «они». Таким образом ученики познают простейшую функцию понятия «местоимение». Подобным образом на этапе наблюдения ученики понимают и другие функции категорий числа, рода, частей речи, падежной системы и т.п. более того, все функции объясняются с точки зрения практичности и рациональности понятий. Поэтому функциональный подход целесообразно рассматривать с точки зрения семантики, значения дефиниций и их определений.    

Таким образом, системно-структурный и функциональный (функционально-семантический) подходы способствуют формированию научных понятий в системе подачи учебного материала в определённой структуре, последовательности, порядке изложения с объяснением применения функций языка.  Однозначно, без знания фонетики невозможно усвоить графику и орфографию, без знаний морфемики не понять словообразование и т.д., а это значит, все уровни языка усваиваются параллельно друг другу. Это подтверждает, соответственно, что преподавание языка будет эффективным в единой уровневой системе последовательно-параллельного изложения материала.    

Значит, и системный и функциональный подходы обеспечивают развитие мышления школьника (Л.В. Щерба, В.А. Добросмыслов).

Также популярным и продуктивным в современной педагогике является коммуникативный подход. На сегодняшний день коммуникативный подход используется на всех уровнях обучения, независимо от формы и содержания программы, возраста обучающихся, уровня их подготовки. По мнению многих ученых-методистов изучение языкового явления следует рассматривать, помимо системно-структурного и функционального подходов, в контексте коммуникативного подхода [2. с. 22]. Это означает, что любое языковое явление изучается не только внутри языковой структуры, но и в различных ситуациях общения, то есть система языка усваивается в собственной речи говорящего. Сравнить свою речь, а именно языковое оформление в речи, с другими участниками коммуникации, проанализировать верное/неверное, правильное/неправильное употребление соответствующей языковой формы позволяет скорректировать речь, запомнить и закрепить в сознании. Таким образом возникает обратная связь в общении и понимание результата применения этой формы в интонационном и выразительном аспекте речи.  

Итак, формирование и развитие языковых и речеведческих понятий младшеклассников рассмотрим более конкретно в таблице 1.

Таблица 1. Формирование и развитие языковых и речеведческих понятий у младшеклассников.

Этапы

Значение этапов

Подходы

1

Эмпирический

Наблюдение и исследования явлений, выделение каких-либо признаков, выявление закономерностей, классификации по признакам.

Системно-структурный; Коммуникативный.

2

Этап введения теории, определения понятия, дефиниции

Может быть введено разными способами с обязательными примерами: описательным (однокоренные слова с одним корнем); функциональным (функции союза соединять); структурно-логическим (объяснение структуры логическим путем)

Функциональный; Системно-структурный.

3

Углубление понятия

Понятие обогащается новыми признаками и начинает применяться на практике

Системно-структурный;  Функционально-семантический; Коммуникативный.

Итак, следует помнить, что формирование языковых понятий по русскому языку должно происходить постепенно, систематически на любом этапе обучения в школе. Научную терминологию, языковые и предметные понятия в начальной школе, по нашему мнению, необходимо вводить, основываясь на принципах коммуникативного, системно-структурного и функционально-сематического подходов.

 

Список литературы:

  1. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С.Ан то нова, С.В.Боброва. — 3-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 464 с.

  1. Базарова Т. С., Хинзеева Н. П. Роль и значение коммуникативной компетентности в поведении личности // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-kommunikativnoy-kompetentnosti-v-povedenii-lichnosti (дата обращения: 31.01.2025).

  1. Банарцева А. В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2017. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnyy-podhod-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-1 (дата обращения: 31.01.2025).

  1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие

для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. –

3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

  1. Ивкина Ю. М. Формирование речевой деятельности младшего школьника в процессе работы над речеведческими понятиями // JSRP. 2014. №10 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-rechevoy-deyatelnosti-mladshego-shkolnika-v-protsesse-raboty-nad-rechevedcheskimi-ponyatiyami (дата обращения: 03.02.2025).

  1. Пед. соч.: в 6 т. М, 1988. Т. 2. С. 111.

  1. Плотникова С. В. Методика начального языкового образования : учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / С. В. Плотникова, А. А. Краева ; Уральский государственный педагогический университет. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2019. – 1 CD-ROM. – Текст : электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Языковая разминка к урокам русского языка. 4 класс.

Цель этой работы– обеспечить регулярное повторение и отработку основных учебно - языковых, правописных и речевых  умений и навыков.Языковая разминка может занимать от 7 до 10 минут.  В...

языковая разминка на урок русского языка

тема"Слова отвечающие на вопросы кто? и что?. Задание:записать то,что вы видите на картинках в два столбика...

Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....

Проектные задачи как средство развития языковой компетенции на уроках английского языка в начальной школе.

Проектные задачи как средство развития языковой компетенции на уроках английского языка в начальной школе....

Тема «Знакомство с различными видами лингвистических словарей. Слово как языковый знак» . Урок по русскому языку 4 класс УМК "Перспектива"

Цель: помочь детям понять необходимость лингвистических словарей.Задачи:- познакомить с особенностями лингвистических словарей; понять их сходство и различие.-способствовать формированию умения ...

Использование приемов языковой игры на уроках русского языка как развитие языковой компетенции

В статье содержится описание значимости использования языковых игр  на уроках русского языка в начальной школе, приводятся конкретные примеры языковых игр....