Конспект урока "Слово. Словосочетание. Предложение" по русскому языку для обучающихся 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Представлется конспект урока, который разработан с соблюдением всех этапов современного урока. Включает приложения с раздаточными материалами и наглядными пособиями для дифференцированной работы. Четко прописаны планируемые результаты, соответствующие требованиям ФГОС, а также система оценивания достижений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo._slovosochetanie._predlozhenie.docx109.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Слово. Словосочетание. Предложение.  

Цель урока (для учителя): научить выделять отличительные признаки слова и словосочетания, словосочетания и предложения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить признаки словосочетания и предложения на основе их сравнения;
  • закрепить умение находить и выписывать словосочетания из предложения;
  • способствовать обогащению словарного запаса, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала.

Развивающие: 

  • развивать зрительное внимание, коммуникативные способности;
  • развивать умение сравнивать между собой предложение и словосочетание, слово;
  • развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

  • приобщать к красоте народной речи;
  • воспитывать любовь к русскому языку;
  • развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умеют перечислять признаки словосочетания и предложения на основе их сравнения;
  • умеют находить и выписывать словосочетания из предложения;
  • обогащение словарного запаса, более прочное и сознательное усвоение изученного на уроке материала.

Метапредметные:

  • развитое зрительное внимание, коммуникативные способности;
  • умеют сравнивать между собой предложение и словосочетание, слово;
  • развитое критическое мышление, умеют ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развитые устная и письменная речь учащихся.

Личностные: 

  • приобщение к красоте народной речи;
  • проявляют любовь к русскому языку;
  • проявляют творческие способности.

Тип урока: урок комбинированного характера

Методы и приемы: словесные, практические, фронтальная работа, работа у доски.

Понятия, формируемые на уроке: слово, словосочетание, предложение.

Оборудование урока для учителя: презентация, проектор, классная доска.

Оборудование урока для учащихся: презентация, классная доска, тетрадь, карточки (рефлексия, для практических работ).

Оформление классной доски

  1. С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.
  2. Падали с неба, падали изредка, одинокие снежинки, с пасмурного неба.

Шестнадцатое апреля

Классная работа

План урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока

ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)

Настрой на продуктивную работу.

Определение темы урока

 - Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть. Начинаем урок русского языка. Проверьте ваше рабочее место. На столах у Вас должен лежать учебник и пенал. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает
много интересных заданий, новых открытий.

- А сейчас внимание на экран. Поиграем в игру «Что лишнее?»


Душистая сирень, ранняя весна, весёлая песня, дерево

Спустя рукава, зарубить на носу, бить баклуши, сверкает на солнце

Пришла весна, сильный дождь, растёт в саду


- На основе выполненного задания сформулируйте тему урока, о чём пойдёт речь?


- Вы уже в целом знаете, знакомы со словом, словосочетаниями и предложениями. Как вы думаете, какая цель урока?

- Какие учебные задачи поставим перед собой, чему будем учиться?


- Верно. Продолжим работу над словосочетанием и узнаем в чём отличие слова от словосочетания и словосочетания от предложения.

 

Приветствуют учителя

- дерево – это слово

- сверкает на солнце – это словосочетание

- пришла весна – это предложение

- слово, словосочетание, предложение

- повторить и обобщить всё, что мы знаем о словосочетании и предложении.

- находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания

Концентрированное внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересованность

Самостоятельное определение обучающимися темы и цели урока

Презентация

Актуализации (5 минут)

Актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока.

Подготовка учащихся к работе на уроке

- Но сначала давайте вспомним что мы знаем о словосочетании.

- А какие сочетания не являются словосочетаниями? 

- Какие фразеологизмы вы знаете? Что такое фразеологизм?

- Хорошо, отлично.

- Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.  

- На минутке чистописания ребят мы с вами будем работать с фразеологизмами

 

- Соотнести фразеологизмы с объяснением.

  1. Баклуши бить – бездельничать
  2. Воды в рот набрал -молчать
  3. Толочь в ступе воду - заниматься бесполезным делом.
  4. Бурчать под нос - ворчать, ворчливо, невнятно бормотать.
  5. Каша во рту - человек невнятно говорит.
  6. Чужими руками жар загребать - пользоваться плодами чужой работы
  7. Мало помалу – не торопясь, понемногу.

- Сейчас ваша задача придумать предложение с одним фразеологизмом и записать его в тетрадь. Пишем аккуратно и разборчиво.

- Если закончили, то идем дальше. Давайте послушаем, у кого что получилось.

- Теперь нам предстоит вспомнить, как на письме распознать словосочетания. Что такое главное и второстепенное слово в словосочетании?

- Верно. Итак, сейчас ваша задача определить в словосочетаниях главные и зависимые слова, вставить пропущенные орфограммы. Есть желающие выйти и записать первое словосочетание.


Радос_ное настроение, р_шать задачу, готовит_ся к праз_нику, поз_но встать, вкус_но поесть.

- Все верно!

- Словосочетание – это такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью, от одного слова к другому можно задать вопрос. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его.

- Фразеологизмы, однородные

члены, грамматическая основа предложения.

- бить баклуши… устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле.

- да, нет.

- Главное слово в словосочетании то, от которого мы задаем вопрос к зависимому слову и обозначается знаком «крестик».

Актуализация знаний о словосочетании, типах сочетаний, предложении

Выполнение минутки чистописания

Развитое критическое мышление, умеют ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развитые устная и письменная речь учащихся.

Презентация

Закрепления (15 минут)

Повышение уровня осмысления изученного материала и глубины его понимания, выработать соответствующие навыки и умения

- Посмотрите на рисунки.  Можно ли, одним словом, назвать все эти предметы? Каким? 

- А сейчас выйдите и покажите мне стол.

- Ни этот.

-  Выйди и покажи мне стол. 

- Ни этот.

- Что же мне нужно сказать, чтобы вы точно показали тот стол, который мне нужен?

- Назовите точное название каждого стола.

- Стол – это слово.

- Сравните, что точнее, конкретнее называет предмет – слово или словосочетание.

- Хорошо. Идем дальше. Работаем с теми же «столами». Перед вами карточки (приложение 1), на этих карточках записано задание: нужно составить словосочетания со словом «стол» по размеру, форме, материалу и по назначению. В итоге образуется 4 столбика со словосочетаниями. 1 столбик – словосочетания со словом стол по размеру, 2 - словосочетания со словом стол по форме и т.д.

- Четыре человека будут работать у доски. Есть желающие выйти к доске?

- Давайте теперь проверим. Первый столбик образует словосочетания со словом «стол» по размеру. Стол (какой?), давайте обозначим главное слово (стол), большой (зависимое слово)

- Отлично! Какой вывод можем сделать опять? Слово – единица языка, которая называет предмет, действие, признак. Словосочетание – два слова, которые связаны по смыслу подчинительной связью, называет предмет, действие, признак, но только точнее, конкретнее.

- Сейчас обратите внимание на левую часть доски, а именно на рамочку сверху.

- Прочитайте записи под цифрой 1 и 2.

- Чем отличаются эти строчки? 

- Давайте вспомним что такое предложение и что мы о нем знаем? 

- А давайте попробуем дать характеристику этому предложению. Какое оно?

- Отлично. Правильно, а теперь попробуйте дать характеристику словосочетаниям.

- Почему?

- Верно. Может ли словосочетание входить в состав предложения? Если входит, то какую функцию выполняет?

- Хорошо, давайте мы в этом убедимся. Убедимся в том, что словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли. Для этого обратимся к учебнику. Страница 114, самый первый абзац, первое правило. Зачитайте его про себя, теперь кто-то зачитает вслух.

- Ребята, правильно ли мы думали? Наши рассуждения совпадают с правилом, данным авторами учебника.

- Отлично, идем дальше.

- Стол

- сказать точнее, конкретнее

- журнальный стол,

письменный стол,

обеденный стол,

теннисный стол      

- Словосочетание

- словосочетания со словом «стол» по размеру и форме

Слова для справок: большой, маленький, круглый, прямоугольный, низкий, высокий, широкий, резной, овальный, квадратный;

Словосочетания со словом «стол» по материалу

Слова для справок: деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический, полированный, пластиковый;

Составить словосочетания со словом «стол» по назначению

Слова для справок: журнальный, письменный, обеденный, теннисный, учительский, ученический

  1. С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.
  2. Падали с неба, падали изредка, одинокие снежинки, с пасмурного неба.

- В первой строке написано предложение, во второй – словосочетание.

- Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу, выражающие законченную мысль. Предложение по интонации бывает восклицательное и невосклицательное.

- Повествовательное, невосклицательное, распространенное, грамматическая основа «снежинки падали», однородных членов нет.

- Нельзя

- потому что не выражает законченную мысль. Не можем определить вид словосочетания по цели высказывания. Не можем произнести словосочетание с восклицательной или невосклицательной интонацией

- Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его.

- да, совпадают. Значит правильно думали.

Умеют перечислять признаки словосочетания и предложения на основе их сравнения

Умеют находить и выписывать словосочетания из предложения;

обогащение словарного запаса, более прочное и сознательное усвоение изученного на уроке материала

Презентация

Физминутка (1 мин)

Обеспечить физическую активность

-Встали из-за парт, отдохнём немного. Называю словосочетания – хлопок и руки вверх, если не словосочетания – хлопок с приседанием. 

Машина едет, младшая сестра, спустя рукава, работать в саду, спать крепко, сидеть на диване, водить за нос, водить в садик, шарики и мячики, яркие шарики, звонко и радостно, озеро в лесу.

Слушают учителя, выполняют поручения

Повышение интереса к физическим упражнениям и спорту, к здоровому образу жизни

Определение словосочетаний по их признакам

-

Включения в систему знаний и повторения (6 минут)

Зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного

- А сейчас поработаем устно. Я буду называть слова или иногда словосочетания, ваша задача устно придумать словосочетание, если назову слово, если назову словосочетание, то предложение.

Примеры: окно, хороший класс, летний дом, мел……

Придумывают словосочетания и предложения с ними

Развитие коммуникативных умений, выражать свои мысли, слушать остальных

-

        Рефлексии учебной деятельности (10 минут)

Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности

Зафиксировать новое содержание

- В заключении урока я хочу, чтобы мы еще раз вспомнили над какой темой мы

сегодня работали.

- Ребята, чем словосочетание отличается от предложения?

- А что точнее конкретнее называет предмет, признак, действие слово или словосочетание?

- Хорошо, а сейчас давайте с вами убедимся в том, что вы действительно разобрались в теме. Будем составлять синквейн. Знаете, что это такое?

Picture background

- Давайте послушаем 2-3 синквейна. Остальные я потом почитаю.

-Молодцы, спасибо за урок. Записывайте домашнее задание: Используя различные словосочетания, напишите дома мини сочинение о весне. Выделите в них словосочетания, подчеркните

Отвечают на вопросы рефлексии

- Словосочетание не употребляется в речи вне предложения.

- Словосочетание.

- Да, нет

Проявление навыков самооценивания

Развитие умения соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности

Умеют находить и выписывать словосочетания из предложения

Приобщение к красоте народной речи

Проявляют любовь к русскому языку

Проявляют творческие способности.

Презентация


Приложение 1

ЗАДАНИЕ: В 4 столбика составить словосочетания со словом «стол» по размеру, форме, материалу и по назначению.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: большой, маленький, круглый, прямоугольный, низкий, высокий, широкий, резной, овальный, квадратный, деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический, полированный, пластиковый, журнальный, письменный, обеденный, теннисный, учительский, ученический.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие  умения находить в слове основу и окончание"...

Конспект интегрированного урока по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок. Зима в природе»

Данный конспект подходит для интегрированного урока русского языка в 3 классе...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по программе v вида.

Тема: Предлог - это слово и пишется раздельно с другими словами в предложении. Цель:Формировать представления о предлоге как слове и его роли в предложении Формирование навыков правописания предл...

конспект и презентация урока русского языка во 2 классе "Слова с безударной гласной в корне"

Урок русского языка разработан по развивающей системе Л.В.Занкова.  Учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают, делают самостоятельные выводы.  Идёт развитие творческих способностей детей, к...

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе,

Закрепить понятие о синонимах. Учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.Развивать умение находить синонимы в тексте,пословицах и поговорках....

Слово и словосочетание. Урок русского языка в 3 классе.

План -конспект урока русского языка по теие "Слово и словосочетание". Данный урок ориентирован на учебник "Русский язык",3 класс, авторы  Л.Я. Желтовская , О.Б.Калинина, УМК "Планета Знаний", но ...