Главные вкладки

    Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе,
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Сасиновская  (Мажейкайте) Ирина Витауто

    Закрепить понятие о синонимах. Учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.Развивать умение находить синонимы в тексте,пословицах и поговорках.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1____.-_4_..doc453.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                    МОУ  СОШ  п. Нивенское  Багратионовского  района

                                    Калининградской  области

                                    КОНСПЕКТ

                    открытого  урока  по  русскому  языку  в  4  классе

                                    

                                    тема: «Синонимы».

                    составитель  учитель  начальных  классов

                    МОУ СОШ  п. Нивенское Багратионовского района

                                    Калининградской  области

                                    Сасиновская  Ирина Витауто.

    УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  4  КЛАССЕ.

    Тип  урока  : закрепление  знаний.

    Тема  урока : «Синонимы».

    Цели :

    1. Закрепить  понятие  о  синонимах. Учить  подбирать  синонимы, составлять синонимический  ряд.

    1. Развивать  умение  находить  синонимы  в  тексте, в  пословицах  и поговорках. Развивать  речь, обогащать  словарный  запас, повышать уровень  языкового  развития. Способствовать  более  прочному  и сознательному  усвоению  изученного  материала, точному  употреблению слов  речи.

    1. Воспитывать  чувство  коллективизма, взаимопомощи, интерес  к  предмету.

         Оборудование:

    Емеля  на  печи, марья – царевна, болото с Водяным, 3 кочки  со  стихами, таблицы  со  словами, лес, замок  злого  волшебника, карточки- шторки  со  словами, поляна  «Зри  в  корень»  с  картинками; рисунки  бегемота, стола, стула, резинки, луны, карандаша, собаки; река, мост; брёвна  с  пословицами, слёзы  с  буквами, карточки  с  пословицами.

    1. Организационный  момент.

    Я  тетрадь  свою  открою

    И  наклонно  положу.

    Я, друзья, от вас  не  скрою

    Ручку  я  вот  так  держу.

    Сяду  прямо, не  согнусь

    За  работу  я  возьмусь.

    1. Какое  сегодня  число ?
    2. Давайте  прочитаем  орфографически  запишем  в  тетрадь. (Дети  записывают  число  в  тетрадях, пишут  классная  работа. )

    2.Сообщение  темы  и  цели .

    1. Сегодня  на  уроке  мы  отправимся  в  путешествие  вместе  с  героем  сказки. А с кем  мы  будем  путешествовать, вы  узнаете, если  отгадаете, из  какой сказки этот  отрывок  и  как  зовут  главного  героя  сказки. (Звучит  отрывок  из русской народной  сказки  «По  щучьему  велению»).

    1. Да, наш  герой  -  Емеля. А  путешествовать  мы  будем  на  печи. И  отправимся мы  к  Марье- царевне. На  пути  нас  ждут  разные  преграды,  препятствия. М ы их  все  преодолеем, используя  наши  знания. Вы  готовы ?  Но  мы  не  можем отправиться  в  путь, т. к.  не  знаем, по  какой  теме  мы  будем  путешествовать. Чтобы  узнать  тему  нам  нужно  разгадать  кроссворд.
    2. Если  вы  правильно  его  разгадаете, то  в  первом  столбике  вы  прочитаете тему  урока.

      1

      2

      3

      4

      5

     6

      7

      8

    1. Часть  речи, которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопрос : кто ? что ? (существительное).
    2. Место  где  начинается  река ? (исток ).
    3. Дом  диких  животных в  земле ? ( нора ).
    4. Приставка  в  слове  отъезд ? ( от ).
    5. Суффикс  прилагательного  осенний ? ( н).
    6. И  не  снег, и  не  лёд,

    А  серебром  деревья  уберёт ? ( иней ).

    1. Антоним  к  слову  «война» ? ( мир ).
    2. Окончание  в  слове  «помидоры» ? ( ы ).

    1. Итак, какая  же  тема  нашего  путешествия ? (синонимы ).
    2. Что  же  такое  синонимы ? ( ответы  детей).

    1. Сегодня  мы  будем  подбирать  синонимы, составлять  синонимический  ряд, правильно  употреблять  синонимы  в  пословицах. Итак, тема  известна, Емеля на  печи. Пора  в  путь.

    Осталось  только  произнести  волшебные  слова : по  щучьему  велению, по  моему  хотению  хочу, чтобы  мы  с  ребятами  благополучно  добрались  до  Марьи – царевны.

    1. Упражнение : нахождение  синонимов  в  стихотворениях (работа в группах).

    Выполнение  индивидуальных заданий на карточках.

    1. Где  мы ? Отгадайте.

    Не  море, не земля,

    Пароходы  не  плавают

    И ходить  нельзя. ( Болото ).

                            

                            РИСУНОК  НА  ПЛАКАТЕ.

    1. На  пути  топкое  болото. На  болоте  плавают  одинокие  кувшинки, а  на  них припрятаны  задания, которые выполнят (... ).

    Карточка 1.

    Подобрать  синонимы  к  слову  дом.

    Карточка 2.

    Подберите  синонимы  с  удвоенными  согласными.

    асфальтированная  дорога  - ...

    популярная  игра  на  льду  -  ...

    помещение  в  школе  -  ...

    один  из  самых  уроков  в  школе  - ...

    обучение  животных  -  ...

    1. Сидит  водяной. Он покажет нам путь  через  болото, если  вы  правильно  найдёте  синонимы  в  стихотворениях (стихотворения записаны  на  кочках ). (Выходят  учащиеся  от  каждой  группы  и  берут  кочки).

    1-я  кочка  (1-я группа )

    Бураны, вьюги и метели,

    Как  много  с  ними  канители,

    Как  много  шума, толкотни,

    Как  надоели  мне  они! -

    Так  проворчал  мороз  угрюмый

    И  речку  в  лёд  сковал  без  шума.

    2-я  кочка (2-я  группа ).

    Зябнет  осинка,

    Дрожит  на  ветру,

    Стынет  на  солнышке,

    Мёрзнет  в  жару.

    3-я  кочка  ( 3-я группа ).

    Дуб  дождя  и  ветра  вовсе  не  боится.

    Кто  сказал , что  дубу  страшно  простудиться

    Ведь  до  осени  дуб  стоит  зелёный,

    Значит, дуб  выносливый, значит  закалённый.

    (Посоветовавшись, каждая  команда  отвечает  и  защищает  свой  ответ ).

    1. Почему  вы  решили, что  это  синонимы ? (это  близкие  по  значению  слова. которые  по – разному  называют  одно  и  то  же , являются  одной  и  той  же частью  речи ).
    2. Какой  частью  речи  являются  синонимы  в  1-й  группе? Во  второй ? В третьей ? (существительные, глаголы, прилагательные).
    3. Что  сильнее  -  метель  или  буран ?
    4. Чем  отличаются  метель , буран  и  вьюга  как  явление  природы ? (силою ветра ).
    5. Какое  слово  ещё  можно  поставить  в  этом  синонимическом  ряду ? ( пурга ).

    Итог:  Итак, какими  частями  речи  могут  быть  синонимы ?

            (существительными, прилагательными, глаголами ).

    1. Формирование  навыков  подбирать  синонимы.

    1. Отгадайте  загадку.

    На  горе  шумит,

    Под  горой  молчит. ( Лес ).

                                    

                                    РИСУНОК  НА  ПЛАКАТЕ.

    1. Мы  в  дремучем  лесу. Его  охраняет  старичок – лесовичок. Он  пропустит  нас через  лес  если  мы  найдём  синонимы  в  первом  и  втором  столбиках  и соединим  их  стрелкой. А  полученные  пары  слов  запишем  в  тетрадь.

    На  доске:                огонь                        скакать

                            шалун                аккуратный

                            чистый                скакун

                            конница                азбука

                            прыгать                пламя

                            конь                        кавалерия

                            алфавит                озорник

    1. Итак, мы  справились  с  этим  заданием  и  продолжаем  путь  дальше.

    1. Закрепление  умения  подбирать  синонимы  из  4  букв.

    Замок  злого  волшебника.

                                    РИСУНОК  НА  ПЛАКАТЕ.

    1. Мы  подъехали  к  старинному  замку. В  этом  замке  живёт  людоед. Он сейчас спит, но  если  проснётся, то  всех  нас  съест. Нужно  быстро  закрыть окна шторками – синонимами  из  4  букв. Подберите  такие  слова, и , занавесьте окна, и  тогда  мы  сможем  пройти  мимо  замка.

    1. приятель – друг

    2. противник – враг

    3. солдат – воин, боец

    4. шагать – идти

    5. красный – алый

    6. родник – ключ

    1. доктор – врач

    Полученные  пары  синонимов  запишем  в  тетрадь.

    Мы  благополучно  миновали  замок  людоеда.

    1. Словарная  работа.

    Наше  путешествие  продолжается. Мы  на  поляне «Зри  в  корень».

     Побывав  на  этой  поляне, вы  узнаете  происхождение  некоторых  слов  и  много  интересного  о  словах. Мы  сможем  проехать  по  этой  поляне, если  назовём  лишь  те  предметы, к  которым  можно  подобрать  подписи (синонимы).

    -Что  значит  «зри» ?  (смотри ).

    (Картинки  со  словами: резинка, стол, дерево, карандаш, бегемот, собака, месяц).

    Луна – месяц, собака – пёс, бегемот – гиппопотам, резинка – ластик, стол, дерево, карандаш.

    1. Если  вы  не  смогли  подобрать  синоним  к  слову  бегемот, то  послушайте стихотворение, и  вы  обязательно  догадаетесь (рассказывает  ученик )

    Уговорились  я  и  мама

    Дождаться  выходного  дня.

    И  посмотреть  ги – ги – потама...

    Нет, ги – попо – тото – потама...

    Нет, ги – тото – попо – потама...

    Пусть  мама  скажет  за  меня !

    Вошли  в  открытые  ворота

    И  побежали  мы  вдвоём

    Взглянуть  на  ги...  на  бегемота,

    Мы  чаще  так  его  зовём.

    (Вывешивается  табличка  со  словом  гиппопотам  под  рисунком  бегемота)

    1. А  знаете  ли  вы, почему  резинку  называют  ластиком?

    Послушайте : (рассказывает  подготовленный  ученик ).

    У  резинки, обычной  школьной  резинки  есть  ещё  одно  название : ластик.

    Почему  резинка – понятно : делается  из  резины. А  из  чего  делается  резина ? Из  каучука. Ну, а  каучук  по – латыни  называется  «гумми  эластикум». Отсюда – ластик, что  значит  упругий, хорошо  растягивающийся.

    Итог:

    Ко  всем  ли  словам  можно  подобрать  синонимы ?  Ответы  и  обобщения  детей).

    1. Физминутка.

    Игра  в  мяч.(Учитель  бросает  мяч  одному  из  ребят и  называет  слово, ученик  называет  антоним).

    - Хотя  мы  с  вами  на  печи, но  устали. Сейчас  мы  отдохнём  и  поиграем в  игру  «лови – назови». А  назвать  нужно  будет  антонимы  к  словам :

    шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость, доброта, потеря, ложь, горе, внизу, чёрный, маленький, юг, медленно, влево, темно, лето, близко, ругать, сытый, начало, тёплый, опустить.

    1. Работа  по  восстановлению  авторского  текста.

    РЕКА.

    Отгадайте  загадку.

    В  неё  льётся,

    Из  неё  льётся,

    Сама  по  земле  плетётся. (Речка).

                                    РИСУНОК  НА  ПЛАКАТЕ.

    1. Мы  у  реки. Но  нет  моста. Нужно  построить  из  брёвен  мост. Бревно  можно положить, если  выполнить  задание – восстановить  авторский  текст (подобрать синонимы ). Стихи  записаны  на  обратной  стороне  бревна).

    1 – е бревно. (1 -я группа ).

    Золотистые  копны  соломы

    На  токах  на  колхозных  лежат.

    И ребята  дорогой  знакомой

    На  занятия  в  школу  ( торопятся).

    (Исаковский).

    2 – е  бревно. ( 2-я  группа).

    Я  трудилась  не  напрасно

    И  запомню  навсегда,

    Хлеб  вкуснее  не  от  масла,

    Хлеб  вкуснее  от  (работы ).

    (Демьянова).

    3 – е  бревно . ( 3 – я группа).

    Листья  в  поле  пожелтели,

    И  кружатся, и  летят,

    Лишь  в  бору  поникши  ели

    Зелень  мрачную  (берегут).

    (Лермонтов).

    1. Работа  с  пословицами  (  работа  в  группах ).

    «Охота»  за  синонимами.

    1. Мы  с  вами  на  охотничьем  острове. Но  охотиться  мы  будем  за синонимами. Вам  нужно  метко  стрельнуть  в  цель, правильно  найти синонимы  в пословицах  и  фразеологизмах (устойчивых  словосочетаниях). Объяснить смысл  пословиц.

    1. Переливать  из  пустого  в  порожнее.
    2. Спеши, не  спеши, а  поторапливайся.
    3. Приятелей  много, а  друга  нет.

    (Каждая  команда  объясняет  смысл  пословиц, находит  синонимы)

    1. Настоящая  охота  только  начинается. Каждая  команда  получает  карточки  с пословицами.

    Читаете , объясняете  смысл  пословиц.

    Дерево  держится  корнями, а  человек  друзьями. ( 1 команда ).

    Без  труда  не  вытянешь  и  рыбку  из  пруда. ( 2 команда).

    Делу  время, потехе  час. ( 3 команда ).

    1. я  буду  читать  пословицы, а  вам  нужно  найти  среди  них  синонимичную вашей  и  поднять  руку.

    Учитель  читает  пословицы:

    1. Ученье  свет, а  неученье  тьма.
    2. Не  потопаешь, не  полопаешь.
    3. Без  друга  на  сердце  вьюга.
    4. Откладывай  безделье, да  не  откладывай  дело.

    1. Какая  из  пословиц  «лишняя», т. е. не  имеет  синонимичной ?

    Давайте  запишем вашу пословицу, а  через  тире  запишем  к  ней  синонимичную, которую мы с вами  подобрали.

    1. Итог   урока.

    Мы  благополучно  добрались  до  Марьи – царевны, но  она  сидит  в темнице. Её  не  пускает  Баба – Яга, она  хочет чтобы  мы  сделали  вывод  о  синонимах : для  чего  же  нам  нужны  синонимы  в  речи ? ( обобщения  детей ).

                                            ПЛАКАТ

    Марья  - царевна  благодарит  вас  и  хочет  чтобы  каждый   оценили  свою  работу. Что  мы  с  вами  будем  оценивать ? (аккуратность  и  правильность ).

    1. Кто  написал  без  ошибок  и  сделал  1 – 2 исправления  поместит  свою бабочку  в  середину  цветка;
    2. Кто сделал  2 – 3 исправления  +  1  ошибку  - бабочку  на  лепестки;
    3. 4 исправления  ,  неровные  буквы – на  стебель;
    4. кто  не  старался  совсем – на  нижний  листок .

    Посмотрите  на  нашу  ромашку. Сделайте  вывод, что  нужно  сделать  чтобы  результат  был  лучше ?

    1. Домашнее  задание. Написать  по  5  пар  синонимов  и  с  одной  парой составить  предложение.

    1. Оценки  за  урок....

                                                    УРОК  ОКОНЧЕН.

    ВСЕМ  СПАСИБО!

                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

    Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

    конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

    Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

    В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

    План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

    Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

    Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

    Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...