Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме :«Неопределенная форма глагола».
материал по русскому языку (3 класс)

Ребенок Ольга Ивановна

Технологическая карта урока русского языка 3 класс (УМК «Школа России») Ребенок Ольги Ивановны МОУ «СОШ № 4 им. академика С.П.Королева» Энгельсского района Саратовской области по теме :«Неопределенная форма глагола».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

русского языка

3 класс

(УМК «Школа России»)

Ребенок Ольги Ивановны
МОУ «СОШ № 4 им. академика С.П.Королева»
Энгельсского района
Саратовской области

2025


ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

•Русский язык, 3 класс, Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.

• Тема урока: «Неопределенная форма глагола».

• Тип урока: «открытие» нового знания

• Дидактическая цель:

создать условия для формирования умения распознавать глаголы в неопределенной форме.

• Задачи по содержанию:

Обучающие

-формировать представление о неопределенной форме глагола;

-формировать умение отличать глагол в неопределенной форме от других форм глаголов.

Развивающие

-развивать умение планировать свою деятельность, решать проблемные ситуации, оценивать результаты деятельности;

-развивать умение формулировать мысли в устной форме, развивать мышление (обобщать и классифицировать).

Воспитательные

-воспитывать интерес к изучению родного языка;

-воспитывать желание выражать свое мнение.

• Методы (технологии) обучения:

-системно – деятельностный;

-проблемное обучение.

• Формы организации познавательной деятельности учащихся[1]:

-фронтальная;

-индивидуальная;

-парная.

• Средства обучения (для учителя, для учащихся):

-учебник русского языка;

-карточки для дополнительного задания.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности

Учитель предлагает начать урок с пословицы: «Жить – Родине служить

-Как вы думаете, почему мы начинаем урок этими словами?

Диалог с учениками.

Дети высказывают своё мнение.

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)

Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

-Вернёмся к пословице. Предлагаю вам определить, в форме какого времени стоят глаголы в этой пословице.            

-Каким умением воспользуетесь для выполнения этого задания?

Учитель фиксирует затруднение в принадлежности слов «жить» и «служить» к той или иной временной форме глагола.

-Можно определить, в форме какого времени стоят глаголы?

-Умение определять  форму времени глагола.

Учащиеся испытывают затруднения.

Познавательные (умение извлекать информацию из предложенного задания)

Постановка учебной задачи

-Что вызвало затруднения?

-Какую учебную задачу поставим на уроке?

Учитель предлагает спланировать работу на уроке.

(Проверка по учебнику)

-Определить часть речи у слов, схожих с глаголами.

-Узнать, что такое неопределенная форма глагола.

-На какие вопросы отвечают.

-Отличать глаголы, отвечающие н вопрос «что делать?» и «что сделать?»

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей, планировать свою деятельность)

Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта

Учитель предлагает выполнить упражнение 181

 Первая пара глаголов разбирается совместно «говорить - поговорить».

- Какой глагол отвечает на вопрос что сделать? Что делать?

-Прочитайте правило.

-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

-Что такое неопределенная форма глагола? Почему она имеет такое название?

-На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Учитель обращает внимание на то, что глаголы неопределенной формы имеют окончания ТЬ, ЧЬ, ТИ,

Учитель сообщает, что в науке о языке эти слова называют деепричастиями. В речи основные действия субъектов называются с помощью глаголов, а добавочные действия с помощью специальных форм глаголов.

1. Образуйте от глаголов начальную форму и запишите их: гуляет, смотрит, читают, нарисую, скрепит, надует, закричишь. (фронтальная работа).

2. Найдите   в пословицах глаголы и образуйте от них неопределенную форму.

Бедный знает и друга, и недруга.

Без беды друга не узнаешь.

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

Был у друга, пил воду - показалась слаще меду.

Был Филя в силе - все други к нему валили, а пришла беда - все прочь со двора.

Не бей в чужие ворота плетью, не ударили бы в твои дубиною.

-Найти сходство и различия в значении каждой пары глаголов. Списать, вставляя пропущенные буквы.

Отвечают на вопросы учителя.

-Дети читают правило.

-Неопределенная форма глагола- начальная форма глагола.

Глаголы оканчиваются на ть, ти, чь.

Выполняют задание самостоятельно, затем – взаимопроверка.

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель предлагает выполнить упражнение 182.

-Как определить, что глагол стоит в неопределенной форме?

-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

Работа в парах.

Обсуждение с проговариванием признаков, отличающих глагол в неопределенной форме.

Коммуникативные (умение работать в паре)

Познавательные (понимание задания, извлечение необходимой информации; выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений)

Самостоятельная работа с проверкой/ самопроверкой

Найдите в стихотворении глаголы в неопределенной форме, выделите окончания.

Я учу глаголы. В.Воскобойников.

Я пришел из школы.

Я учу глаголы.

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод.

Применяется он так.

Новый метод этот:

«кричать» - кричу,

«вертеть» - верчу,

«двигать» - двигаю,

«прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал, я и двигал!

Я и топал,

Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей,

Вдруг звонок не зазвенел.

Открываю: наш сосед…(он живет под нами)

Не причесан, не одет –

В тапках и пижаме.

Он кричит:

- прошу прощенья!

Это что, землетрясение?

Или может быть слоны

Надо мной поселены?

- уважаемый сосед.

Никого в квартире нет.

Я пришел из школы.

Я учу глаголы.

Дети выбирают глаголы в НФ.

Взаимопроверка. Оценивание работы.

Коммуникативные (умение строить свои высказывания в соответствии с задачей.

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Рефлексия деятельности

-Удалось нам справиться с задачей урока?

-На все вопросы, поставленные в начале урока. Вы смогли ответить7

-Кто остался доволен своей работой на уроке? (выставление отметок).

Домашнее задание. Обязательная часть: стр. 107 упр. 183.

Дополнительное (по желанию): найти и записать пословицу о семье, в котором есть глагол в неопределенной форме.

Ответы учащихся.

Регулятивные (умение осуществлять рефлексию)

Личностные (умение выражать свои эмоции)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе на тему "Неопределенная форма глагола"

Материал содержит конспект урока русского языка в 4 классе и презентацию на тему "Неопределенная форма глагола.Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС ....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Неопределенная форма глагола"

Тема урока "Неопределенная форма глагола "( УМК "Школа России")Цель: обобщить знания о глаголе,расширять знания учащихся о неопределенной форме как начальной форме глагола, совершенствовать умение оце...

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Неопределенная форма глагола"

Урок - исследование по формированию представления учащихся о неопределенной форме глагола с использованием презентации и системы  контроля и мониторинга  качества знаний "PROСlass"...

Технологическая карта по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс по теме: "Неопределенная форма глагола"

Технологическая карта по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс по теме: "Неопределенная форма глагола"...