Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме «Изменение имен существительных по числам» УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Онюшкина Елена Александровна

Определение ед.ч. и мн.ч. имен существительных; изменение имен существительные по числам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 2 класса

по теме «Изменение имен существительных по числам»

УМК «Школа России»

Тип: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формировать умения определять число имен существительных, изменять по числам.

Планируемые результаты.

Предметные: совершенствовать умение определять число имен существительных; развитие словарного запаса обучающихся.

Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос. Умение слушать и вступить в диалог, участвовать в обсуждении проблем.

Личностные: формировать положительное отношение к учебе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, практические упражнения.

Ход урока.

  1. Мотивация.

– Какие бы слова вы выбрали в формулу нашего урока?

      +            +             =      успех.

Слова: лень, внимание, смекалка, разговоры, старание.

Желаю вам использовать данную формулу на протяжение всего урока.

  1. Актуализация знаний.

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Ф…милия, …тец, ул…цы, гор…да, Р…ссия, т…варищ, М…сква.

– Что объединяет все эти слова? (это словарные слова)

– К какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)

– Что вы знаете об имени существительном?

– Назовите собственные имена существительные.

– На какие еще группы можно разделить эти слова?

(одушевленные и неодушевленные).

– Назовите одушевленные имена существительные.

– Поставьте ударения и подчеркните орфограммы.

  1. Выявление места и причины затруднения.

– На какие еще 2 группы можно разделить данные слова?

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

– Прочитайте слова: Конфета, альбомы, книга, конфеты, альбом, книги.

– Что общего между этими словами?

– Разделите данные слова на 2 группы. Посоветуйтесь с соседом. Запишите в тетрадь.

– Как разделили?

– Какие имена существительные вы отнесли к первой группе, какие ко второй?

(1 группа – имена существительные обозначают один предмет;

2 группа – имена существительные обозначают несколько предметов)

– Как можно назвать данные группы?

– Сформулируйте тему нашего урока. Какие цели мы перед собой поставим?

Тема: Изменение имен существительных по числам.

Цели: Научимся определять ед.ч. и мн.ч. имен существительных; изменять имена существительные по числам.

– Давайте обратимся к учебнику. Откроем учебник на стр. 87 и прочитаем правило.

– Какие существительные употребляются в единственном числе? (если они называют один предмет)

– Приведите пример.

– Какие существительные употребляются во множественном числе? (которые называют несколько предметов)

– Приведите пример.

Правильно ли мы назвали группы в начале урока?

– А теперь посмотрите на примеры из правила: карандаш – карандаши.

– Что изменилось в словах? (форма, окончание)

– Значит, какой еще вывод мы можем сделать? (при изменении числа имени существительного изменяется его форма)

Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Закончите высказывания.

Имена существительные в единственном числе обозначают ________________ предмет. (имена существительные в единственном числе обозначают один предмет)

Имена существительные во множественном числе обозначают ________________ предметов. (имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)

Игра «Наоборот».

– А теперь поиграем. Я кидаю вам мячик и называю слово. Вы его ловите и возвращаете его мне в другом числе.

Сугроб – сугробы, воробьи – воробей, дорога – дороги, капуста – капусты, лопаты – лопаты, осина – осины, петухи – петух, тетрадь – тетради, снегирь – снегири, ученики – ученик.

Сделайте вывод. (имена существительные могут изменяться по числам)

– Ребята, а теперь мы поработаем с орфоэпическим словарем. Откройте учебник на стр. 133.

– Скажите, чему учит орфоэпический словарь? Найдите пары слов имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе, и правильно произнесите их.

Арбуз, арбузы; бант, банты; герб, гербы; директор, директора; инженер, инженеры; километр, километры; кран, краны; облако, облака; простыня, простыни; сантиметр, сантиметры; стакан, стаканы; столяр, столяры; туфля, туфли; шарф, шарфы; шофер, шоферы.

С какой целью мы выполняли это упражнение?

  1. Повторение. Работа в парах.

– Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Можно советоваться друг с другом, помогать друг другу.

– В словах спрятаны еще слова. Найдите их и запишите. В первый столбик запишите имена существительные в единственном числе, а во второй столбик – имена существительные во множественном числе.

Задание.
косы        уточки

столб      удочки

хлев         зубр

улица      щель

Самопроверка.

ед.ч.      мн.ч.

стол      осы

лев         точки

зуб         дочки

ель        лица

– А теперь, ребята, проверьте себя. (слайд  с правильными ответами)

  1. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа.

– Выпиши одушевленные имена существительные во множественном числе.

Слова: дом, дети, песня, лошадка, цветы, утята, спортсмены, дождь, кони, снег, белочки, учебники.

Взаимопроверка по экрану.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какую цель мы  перед собой поставили на уроке? Цель достигнута? Можем мы теперь сказать, по какому еще принципу можно разделить имена существительные?

– Оцените себя, как вы работали на уроке используя фразеологизмы. (засучив рукава; в поте лица; кое как; не покладая рук; …)

Мы сегодня не ленились,

И успеха мы добились!

Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников (учебных, художественных текстов, стихотворных строк, таблиц) преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"

Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...

Конспект урока по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных", УМК Начальная школа 21 века

План- конспект по русскому языку, 3 класс, по теме "Род имен существительных".Цель: создать условия для развития умения определять род имен существительных....

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Изменение глаголов по временам"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам»Цели деятельности учителя: закрепление знаний о глаголе, как части речи; формирование умений различать глаголы по врем...