Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Изменение имён прилагательных по родам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Стрельцова Алёна Сергеевна

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Изменение имён прилагательных по родам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Стрельцова Алёна Сергеевна

Класс: 3

УМК «Школа России»

Образовательная технология: проблемное обучение

Предмет: Русский язык

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель и задачи урока: 

Цель: формировать представление обучающихся о грамматическом признаке имён прилагательных – роде и изменении имён прилагательных по родам.

Задачи: 

Образовательные: познакомить с особенностями изменения прилагательных по родам, указать на зависимость грамматического признака имени прилагательного (рода) от имени существительного, формировать правописание родовых окончаний имён прилагательных

Развивающие: формировать умение доказывать свою точку зрения, формулировать вывод на каждом этапе урока, развивать способность сравнивать ответы отдельного ученика с классом, сопоставлять выдвинутые гипотезы с эталоном.

Воспитательные: развивать познавательный интерес к изучению русского языка, толерантность и умение работать в паре; формировать способность оценивать свои знания и трудности. 

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Знакомится с грамматическим признаком имени прилагательного такого, как род; соотносит род имён прилагательных с родом имени существительных; наблюдает за именем прилагательным, при его изменении; распознаёт имена прилагательные, относящиеся к определенному роду.

Распознает цель и тему урока;

Принимает и сохраняет цель и задачи учебной деятельности;

 оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

Строит логические высказывания, опираясь на ранее полученные знания, использует знаково-символические средства представления информации

Активно использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Вступает в диалог и поддерживает беседу. Задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, уточняет непонятное. Учитывает позиции одноклассников и находит сходства и различия во мнениях. 

Проявляет интерес к совместной деятельности.

Находит пути решения учебной задачи.

Формирует предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач.

Уважает мнения сверстников

Ход урока

Название

этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия обучающихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Актуализа-

ция знаний

Вспомнить изученные грамматические признаки имени прилагательного

Парная

Учитель предлагает найти лишнее слово, чтобы дети догадались о какой части речи пойдёт речь на уроке.

Учитель. Найдите лишнее слово:

Зелёный, лампа, красивый, добрый.

Дети. Лампа.

Учитель. Какую часть речи мы с вами продолжим изучать?

Дети. Имя прилагательное.

Обучающиеся называют лишнее слово

Предметные.

Вспоминают грамматические признаки имён прилагательных, воспроизводят знания об имени прилагательном

Познавательные.

По признакам определяют лишнее слово, определяют, о какой части речи пойдёт речь

Определяют, с какой частью речи будут работать на уроке

Сверяют ответы по ходу обсуждения

2

Открытие новых знаний

Знакомство с грамматическим признаком-род имён прилагательных, определение родовых окончаний имён прилагательных

Индиви

дуальная, парная, фронтальная

Учитель. Про имя прилагательное мы узнаем что-то новое. А что узнаем, если поиграем в игру «Объяснялки». Прочитайте словосочетания:

Верная друг

Лесной озеро

Голубое небо

Хорошее книга.

Что скажете?

(Дети делают умозаключения о том, что словосочетания записаны неверно)

Если вы увидели что что – то необходимо изменить в именах прилагательных, то измените и запишите новый вариант. Изменять имена существительные нельзя. После этого посовещайтесь и если нужно, научите своего товарища, если вы увидели, что у него возникают трудности. На доске представлены словосочетания:

(После выполнения задания происходит взаимопроверка и рефлексия, дети ставят отметку на шкале успеха для данного этапа урока.

Что повлияло на то, чтобы имя прилагательное изменилось?

Дети. Стоящее рядом имя существительное.

Учитель. Какой грамматический признак повлиял на изменение формы имени прилагательного?

Дети. Род.

Учитель. Какой род у имени прилагательного в первом словосочетании? Во втором словосочетании? В третьем словосочетании?

Мы сейчас определяли …

Дети. Род

Учитель. У какой части речи?

Дети. У имени прилагательного.

Учитель. Какая тема урока?

Дети. Изменение имён прилагательных по родам.

Учитель. Как вы думаете, что повлияло на изменение рода имени прилагательного? От чего зависит род имени прилагательного?

Дети. От стоящего рядом существительного.

Учитель. А сейчас мы с вами узнаем еще кое-что про имя прилагательное.

На доске картинки карандаша, платья и ручки. Рядом написано слово «синий».

Составьте словосочетания и запишите их в столбик. Что произошло с именем прилагательным?

Дети. Оно изменяется.

Учитель. По какому грамматическому признаку?

Дети. По роду.

Дети. Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам.

Учитель. Выделите окончания у имён прилагательных. Сделайте вывод, какие окончания бывают в мужском, среднем, женском роде? Составьте кластер

(Дети фиксируют выводы в тетрадь.)

Учитель. 

Обобщите все, что вы сегодня узнали об имени прилагательном.

Дети. Род имени прилагательного зависит от существительного, которое с ним взаимосвязано. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

Вы сейчас открыли ещё одно правило русского языка. Давайте сверим наши высказывания с правилом на стр. 72. (Дети читают, убеждаются в правильности своих высказываний.

Обучающиеся определяют, что на уроке они будут изучать грамматический признак имени прилагательного - род

Предметные.

Изменяют имена прилагательные по родам

Познавательные.

Анализируют полученную информацию, сравнивают языковой материал со своими умозаключениями

Регулятивные

Определяют тему, цель урока

Имена прилагательные изменяются по родам

Сверяют свои выводы с языковым материалом учебника

Взаимопроверка составленных кластеров

3.

Этап включения в систему знаний и повторения

Фронтальная, индивидуальная

Ребята, давайте соберём урожай для кроша. Он очень любит морковку. Он съест её только тогда, когда вы справитесь с заданием!

(На морковках задания:

Составь словосочетания, определи род имён существительных:

Земн… шар, дождлив… погода, колнн… спорт, водян… растение.)

Дети выполняют задания, происходит взаимопроверка.

Учитель. К нам сегодня пришло в гости солнышко. Выберете каждый свой лучик и выполните задание, тогда наше солнышко вам улыбнётся.

(На лучиках записаны оценки и соответствующее к ней задание.

На 3:

Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных.

Д…ждливая погода, жареный картофель, белый лебедь, вкусное какао, молодое дерево,  летучая мыш…, горячая в…да.

На 4:

Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен прилагательных, выдели окончания имён прилагательных

Детск… комната, золот… кольцо, весен… утро, смел… поступок, весенн… погода, смел… решение, добр… утро, дальн… поле.)

На 5:

Составь словосочетания из групп слов. Запиши полученные словосочетания по группам

Золотое,  ранн…, горяч…, любим…, син…, молод…, жарен…

Кольцо, дерево, лента, шоколад, картофель, вода,  утро.

Обобщают полученные знания,

применяют их на практике

Предметные.

Определяют род имён прилагательных, выделяют окончания имён прилагательных

Познавательные.

Анализируют полученную информацию,  делают умозаключения,применяют свои знания на практике

Регулятивные

Удерживают учебную задачу

Сформулированные выводы ребят, на основе которых рождается продукт индивидуальной деятельности.

Обучающиеся сверяют свою работу со слайдом, который показывает учитель. Происходит совместное обсуждение, анализ работ.

4.

Рефлексия

Оценивание своей работы на уроке

Коллективное обсуждение

Учитель. На шкале успеха поставьте отметку, которая будет показывать как вы поработали сегодня на уроке, как поняли тему, и поняли ли вы, какую работу над ошибками нужно сделать, чтобы отметка на вашей шкале стояла выше, если это необходимо.

Регулятивные.

Находит ошибки в своей работе, оценивает свою деятельность

Оценка своей деятельности, рефлексия проделанной работы

Шкала успеха

Итоги и самоанализ урока/ обоснование выбранных действий педагогом, форм организации деятельности *****

На данном уроке предусмотрены формы работы:

 • фронтальная – используется на уроке для активизации деятельности и настрой на дальнейшую работу;

• индивидуальная формирует у обучающихся самостоятельно анализировать языковые единицы, исправлять ошибки в заданных учителем словосочетании;

•  парная работа направлена на то, чтобы обучающиеся могли сопоставить свои работы друг с другом, высказать свою точку зрения, учатся договариваться, исправляют свои работы, если это необходимо.

     При поставленном учителем вопросе «Какой грамматический признак повлиял на изменение формы имени прилагательного?» требует формулировки умозаключения, где обучающиеся учатся выстраивать ответ логически верно. Использованный прием «Кластер» позволяет увидеть взаимосвязи между языковыми явлениями, тем самым, обобщить материал с помощью схемы.

     Игровые приёмы, использованные на уроке, помогают повысить мотивацию к обучению, создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Разноуровневые карточки применяемые для индивидуальной работы позволяют закрепить материал в соответствии со способностями обучающихся, также достигать цели и создать ситуацию успеха.

     Рефлексия направлена на то, чтобы проанализировать свои действия, определить слабые и сильные стороны, и что очень важно - скорректировать дальнейшую деятельность.

       Используемые методы и приёмы на уроке способствуют развитию аналитического и творческого мышления, формированию навыков самостоятельного поиска и решения проблем, а также более прочному усвоению знаний. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание окончаний имен прилагательных" 3 класс

Тема«Правописание  окончаний имен прилагательных»Класс3ЦельОтработка умений и навыков грамотного написания   окончаний имен прилагательных .Задачи Актуализировать знания об имени п...

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных "

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен прилагательных в мужском, женском и среднем родах", согласование с именами существительными....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное", 3 класс

Цели деятельности: развитие умений находить в словах орфограмму-букву непроизносимого согласного в корне слова, писать слова с этой орфограммой и объяснять написание, опираясь на алгоритм:Планируемые ...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Род имён существительных»

Учащиеся знакомятся с приемами распознавания рода имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу. Тип урока: изучение нового материала Задачи: Обучающая: формировать умение опр...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс "Имя прилагательное как часть речи".

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделе...

Технологическая карта урока по русскому языку «Предложный падеж имён существительных» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о предложном падеже имён существительных.Задачи урокаДидактические:совершенствовать знания о характерных признаках предло...

Конспект урока по русскому языку Тема: Склонение имён прилагательных женского рода

Конспект урока по русскому языкуТема: Склонение имён прилагательных женского рода...