Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: "Что такое однозначные и многозначные слова?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Создать условия для формирования у обучающихся понятия об однозначных и многозначных словах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Дата | 8 октября 2025 г. |
Предмет | Русский язык |
Учитель | Линейцева Ольга Вадимовна |
Программа | «Школа России», преподавание ведется по учебнику «Русский язык», авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий |
Класс | 2 |
Тема | Что такое однозначные и многозначные слова? |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Цель урока | Сформировать у детей представления о многозначных и однозначных словах и особенностях их лексического значения. |
Задачи урока |
|
Основные понятия | Однозначные слова, многозначные слова |
Оборудование | Тетради, учебники, проектор, презентация к уроку «Однозначные и многозначные слова»; карточки. |
Методы |
в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем). 2. Методы стимулирования и мотивации учащихся: а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка); г) социальные (демонстрация работы учащихся). 3. Методы контроля и самоконтроля: рефлексия 4. Формы: Индивидуальная фронтальная; |
Планируемые результаты | |
предметные | - уточнить представление об однозначных и многозначных словах, - учить различать эти слова в речи, - содействовать развитию умения составлять предложения. - анализировать, делать вывод, сравнивать; |
метапредметные | Личностные УУД: -формировать положительное отношение к учебе; - определять общие правила поведения; Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать правильно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; - формирование умения самооценки. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать информацию; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками. |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент. Слайд 1(урок русского языка во 2 классе) | - Сегодня у нас необычный урок. - Посмотрите сколько гостей пришли к нам. Поздороваемся глазками. -Начинаем наш урок. Он пойдёт ребятам впрок. Если постараться, За работу дружно взяться.
Приглашаю я вас путешествовать, - Отправимся в волшебный, старинный город Слов. - Как вы думаете, раз город волшебный, кто живёт в нём? | Тихо встали. Поздоровались. Тихо сели. - Слова, слова, слова… |
2 | Актуализация знаний. Слайд 2(число, классная работа) Слайд 3 (ча, щу) Слайд 4 ( часы, щавель, щука, задача, пища) | - Вспомните, что вы знаете о словах. - Из чего состоит слово? - Из чего состоят слоги? - А что ещё мы узнали про слова? - Что является лексическим значением слова? -Открываем тетради и проговариваем стихотворение - помощник Я тетрадь свою открою и наклонно положу, 1.Чистописание Ча Щу - Зачем мы на каждом уроке выполняем минутку чистописания? - Молодцы!
- Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.
- Каким правилом вы пользовались, чтобы правильно написать эти слова? - Составьте предложение(устно) с одним из слов. - Что повторили, выполняя это задание? |
- Слово состоит из слогов. - Слоги состоят из букв и звуков. -Каждое слово имеет лексическое значение. - То, что обозначает слово, является его лексическим значением 1. Чистописание прописывают элементы букв Ча и Щу - Чтобы вспомнить, как пишется буква. Правильно писать соединения букв. - часы, щавель, щука, задача, пища ча-ща пишем с буквой А чу-щу пишем с буквой У |
3 | Самоопределение к деятельности. Определение темы урока. Постановка учебных задач. Слайд 5 (стихотворение) Слайд 6 (тема урока) | - Я прочитаю стихотворение Андрея Усачёва. - Вы подумайте, как можно его озаглавить? Есть носы у журавлей, Есть носы у кораблей, Носик есть у чайника, Только очень маленький. Необычный зверь – носуха, У носухи нос до уха. И огромный носорог Вместо носа носит рог. Нос у лешего сучком, А у свинки пятачком. Но и свинка, и матрос Вытирать должны свой нос! - Как озаглавить это стихотворение? - О каких носах говорится в стихотворении?
- Что вы назвали у слова нос? - Сколько вы назвали значений? -Кто знает, как называется такое слово? - Откройте учебник на с. 47. Прочитайте, на какой вопрос мы сегодня ответим на уроке. - Что мы узнаем? - Чему научимся? | - «Разные носы», «Нос». - Нос – клюв, нос – передняя часть корабля, нос – орган обоняния у человека и животных. - Лексическое значение слова. - 3 значения - Многозначное - Узнаем: что такое однозначные и многозначные слова. - Научимся: определять значение слов. |
4 | Открытие новых знаний Слайд 7 ( упр.60) | Упр. № 60, с. 47 - Прочитайте задание про себя. - Прочитайте задание вслух. - Что нужно сделать в этом упражнении? - Что изображено в верхнем ряду? - Что объединяет все эти рисунки? - Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать? Такое слово называется многозначным, у него два и более лексических значения. - Почему, словом иглы названы все эти предметы? - Что изображено в нижнем ряду? - Что объединяет все эти рисунки? - Если у слова шляпка несколько значений, то, как его можно назвать? - Почему, словом шляпа названы все эти предметы? - Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски) - Подчеркни главные члены в этом предложении | Упр. № 60, с. 47 - Чтение про себя. - 1 чел. читает - рассмотреть рисунки и прочитать - швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа - на всех рисунках изображены иглы - многозначным - все они имеют схожую форму - соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя - на всех рисунках изображены шляпы - многозначные - все они имеют схожую форму - 1 чел. у доски -Мама купила красивую шляпку. - У ежа есть острые иглы. |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд 8 | 1 человек у доски | ||
5 | Первичное закрепление Слайд 9 ( схема) | Упр. № 62, с. 48 Приём «Тонкие и толстые вопросы» - Рассмотрите схему. Пользуясь схемой, задайте друг другу вопросы друг другу про однозначные и многозначные слова. Рассмотрите схему на интерактивной доске: Слова Однозначные Многозначные | Например: - Какие бывают слова? - Что такое ОДНОЗНАЧНЫЕ слова - Что такое МНОГОЗНАЧНЫЕ слова? - Где можно уточнить, какое слово- однозначное, а какое – многозначное? |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой Слайд 10 (слова) Слайд 11 ( проверка слов) | 2) Индивидуальная работа На интерактивной доске записаны слова. Раздели слова на 2 группы и запиши в два столбика: Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, рис. - На какие 2 группы вы их разделили? 3) взаимопроверка - Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли ваш сосед по парте выполнил задание, правильные варианты ответов написаны на доске. - нет ошибок – красный круг - 2 ошибки – зелёный круг - 3 и более ошибки – синий круг 4)Приём «Тексты с хвостом» - Я сейчас раздам вам карточки с пропущенными слова, ваша задача заполнить пропуски. Карточка Слова, имеющие одно лексическое значение называются _________________. Слова, имеющие два или несколько значений называются __________________. | - индивидуальная работа в тетрадях -однозначные и многозначные сверяют запись с интерактивной доской - однозначные - многозначные |
7 | Итог урока Слайд 12 ( вопросы) | Чтобы знания были впрок, Давайте подведём итог! - Что нового узнали на уроке? - Какие слова мы называем однозначными? - Какие слова мы называем многозначными? - Где мы можем узнать значение слова? Чему учились? На сегодня наше путешествие по городу слов закончилась, но завтра мы с вами обязательно продолжим и узнаем новое о многозначных словах. | - Что такое однозначные и многозначные слова? - Слова, которые имеют одно лексическое значение. - Слова, которые имеют два или более значений. -В толковом словаре. -Учились определять значение слов. |
8 | Рефлексия Слайд13 (смайлики) | Перед вами три смайлика выберите, который по вашему мнение оценит вашу работу на уроке Оцените свою работу. Я хорошо выполнил свою работу на уроке – используем зеленый цвет; Я мог выполнить работу значительно лучше – используем желтый цвет Я плохо работал на уроке – используем красный цвет. | |
Домашнее задание (чёрный ящик) | - А сейчас давайте узнаем какое домашнее задание вас ждёт. Стр. 49 упр. 64 Рабочая тетрадь стр. упр. Пустой лист И посмотрим, что же там нам нужно будет сделать. | - запись домашней работы в дневник Разбираем домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое глагол?" ФГОС
Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" ФГОС...

Технологическая карта урока по русскому языку, 2 класс по теме "Что такое главные члены предложения?"
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока по русскому языку "Что такое главные члены предложения?" во 2 классе. Надеюсь, вы найдете для себя что-то новен...

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме "Обобщение по теме "Местоимение""
Конспект урока русского языка в 4 классе с применением технологии сотрудничества.Урок по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России" к учебнику Канакиной. Урок разработан в соответстви...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".
Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....
Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Что такое синонимы?"
Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Что такое синонимы?"...
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс на тему: "Что такое текст".
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс на тему: "Что такое текст"....


