Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: "Что такое однозначные и многозначные слова?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Линейцева Ольга Вадимовна

Создать условия для формирования у обучающихся понятия об однозначных и многозначных словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Дата

8 октября 2025 г.

Предмет

Русский язык

Учитель

Линейцева Ольга Вадимовна

Программа

«Школа России», преподавание ведется по учебнику «Русский язык», авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс

2

Тема

Что такое однозначные и многозначные слова?

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цель урока

Сформировать у детей представления о многозначных и однозначных словах и особенностях их лексического значения.

Задачи урока

  1. Образовательные: создать условия для формирования понятия об однозначных и многозначных словах;
  2. Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся;
  3. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания   коммуникативной культуры учащихся;

Основные понятия

Однозначные слова, многозначные слова

Оборудование

Тетради, учебники, проектор, презентация к уроку «Однозначные и многозначные слова»;  карточки.

Методы

  1. Методы организации и осуществления  учебной  – познавательной деятельности учащихся:
    а ) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, объяснение);
    б ) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса).

в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:

 а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание   ситуации успеха для каждого ребёнка);
в) волевые (предъявление учебных требований);

             г) социальные (демонстрация работы учащихся).

 3. Методы контроля и самоконтроля:

       рефлексия

4. Формы:

Индивидуальная фронтальная;

Планируемые результаты

предметные

- уточнить представление об однозначных и многозначных словах,

- учить различать эти слова в речи,

- содействовать развитию умения составлять предложения.

- анализировать, делать вывод, сравнивать;

метапредметные

Личностные УУД:

-формировать положительное  отношение к учебе;

- определять общие правила поведения;

 Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - учить планировать свою деятельность на уроке;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать правильно  выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

  - формирование умения самооценки.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать информацию;

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-  учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

момент.

Слайд 1(урок русского языка во 2 классе)

- Сегодня у нас необычный урок.

- Посмотрите сколько гостей пришли к нам. Поздороваемся глазками.

-Начинаем наш  урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Если постараться,

За работу дружно взяться.

 

Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.

- Отправимся в волшебный, старинный  город Слов.

- Как вы думаете, раз город волшебный, кто живёт в нём?

Тихо встали.

Поздоровались.

Тихо сели.

- Слова, слова, слова…

2

Актуализация знаний.

Слайд 2(число, классная работа)

Слайд 3 (ча, щу)

Слайд 4 ( часы, щавель,  щука, задача, пища)

 - Вспомните, что вы знаете о словах.

- Из чего состоит слово?

- Из чего состоят слоги?

- А что ещё мы узнали про слова?

- Что является лексическим значением слова?

-Открываем тетради и проговариваем стихотворение - помощник

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!

1.Чистописание

Ча

Щу

- Зачем мы на каждом уроке выполняем минутку чистописания?

 - Молодцы!

  1. Орфографическая минутка

- Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.

  • Прибор для измерения времени.
  • Кислое травянистое растение
  • Хищная речная рыба.
  • Задание по математике, в котором есть условие и вопрос.
  • То же самое, что еда.

- Каким правилом вы пользовались, чтобы правильно написать эти слова?

- Составьте предложение(устно)  с одним из слов.

- Что повторили, выполняя это задание?

 

- Слово состоит из слогов.

- Слоги состоят из букв и звуков.

-Каждое слово имеет лексическое значение.

- То, что обозначает слово, является его лексическим значением

1. Чистописание

прописывают элементы букв Ча и Щу

- Чтобы вспомнить,  как пишется буква. Правильно писать соединения букв.

-  часы, щавель, щука, задача, пища

ча-ща пишем с буквой А

чу-щу пишем с буквой У

3

Самоопределение к деятельности.

Определение темы урока. Постановка учебных задач.

Слайд 5 (стихотворение)

Слайд 6 (тема урока)

- Я прочитаю стихотворение Андрея Усачёва.  

- Вы подумайте, как можно его озаглавить?

 Есть носы у журавлей,

Есть носы у кораблей,

Носик есть у чайника,

Только очень маленький.

Необычный зверь – носуха,

У носухи нос до уха.

И огромный носорог

Вместо носа носит рог.

Нос у лешего сучком,

А у свинки пятачком.

Но и свинка, и матрос

Вытирать должны свой нос!

- Как озаглавить это стихотворение?

- О каких носах говорится в стихотворении?

 

- Что вы назвали у слова нос?

- Сколько вы назвали значений?

-Кто знает, как называется такое слово?

- Откройте учебник на с. 47. Прочитайте, на какой вопрос мы сегодня ответим на уроке.

- Что  мы узнаем?

- Чему научимся?

- «Разные носы», «Нос».

- Нос – клюв, нос – передняя часть корабля, нос – орган обоняния у человека и животных.

- Лексическое значение слова.

- 3 значения

- Многозначное

- Узнаем: что такое однозначные и многозначные слова.

- Научимся: определять значение слов.

4

Открытие новых знаний

Слайд 7 ( упр.60)

Упр. № 60, с. 47

- Прочитайте задание про себя.

- Прочитайте задание вслух.

- Что нужно сделать в этом упражнении?

- Что изображено в верхнем ряду?

- Что объединяет все эти рисунки?

- Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать?

Такое слово называется многозначным, у него два и более лексических значения.

- Почему, словом иглы названы все эти предметы?

- Что изображено в нижнем ряду?

- Что объединяет все эти рисунки?

- Если у слова шляпка несколько значений, то, как его можно назвать?

- Почему, словом шляпа названы все эти предметы?

- Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)

- Подчеркни главные члены в этом предложении

Упр. № 60, с. 47

- Чтение про себя.

- 1 чел. читает

- рассмотреть рисунки и прочитать

- швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа

- на всех рисунках изображены иглы

- многозначным

- все они имеют схожую форму

- соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя

- на всех рисунках изображены шляпы

- многозначные

- все они имеют схожую форму

- 1 чел. у доски

-Мама купила красивую шляпку.

- У ежа есть острые иглы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 8

1 человек у доски

5

Первичное закрепление

 Слайд 9 ( схема)

Упр. № 62, с. 48

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

- Рассмотрите схему. Пользуясь схемой, задайте друг другу вопросы друг другу про однозначные и многозначные слова.

Рассмотрите схему на интерактивной доске:

                                  Слова

Однозначные       Многозначные

Например:

 - Какие бывают слова?

- Что такое ОДНОЗНАЧНЫЕ слова

- Что такое МНОГОЗНАЧНЫЕ слова?

- Где можно уточнить, какое слово- однозначное, а какое – многозначное?

6

Самостоятельная работа с самопроверкой

Слайд 10 (слова)

Слайд 11 ( проверка слов)

2) Индивидуальная работа

 На интерактивной доске записаны слова.

Раздели слова на 2 группы и запиши в два столбика:

Книга, ключ, шорты,  фломастер, язык, корень, рис.

- На какие 2 группы вы их разделили?

3) взаимопроверка

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли ваш сосед по парте выполнил задание, правильные варианты ответов написаны на доске.

- нет ошибок – красный круг

- 2 ошибки – зелёный круг

- 3 и более ошибки – синий круг

4)Приём «Тексты с хвостом»

- Я сейчас раздам вам карточки с пропущенными слова, ваша задача заполнить пропуски.

Карточка

Слова, имеющие одно лексическое значение называются _________________.

Слова, имеющие два или несколько значений называются __________________.

- индивидуальная работа в тетрадях

-однозначные и многозначные

сверяют запись с интерактивной доской

- однозначные

- многозначные

7

Итог урока

Слайд 12 ( вопросы)

Чтобы знания были впрок,

Давайте  подведём  итог!

- Что нового узнали на уроке?

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

- Где мы можем узнать значение слова? 

Чему учились?

На сегодня наше путешествие по городу слов закончилась, но завтра мы с вами обязательно продолжим и узнаем новое о многозначных словах.

- Что такое однозначные и многозначные слова?

- Слова, которые имеют одно лексическое  значение.

- Слова, которые имеют два или более значений.

-В толковом словаре.

-Учились определять значение слов.

8

Рефлексия

Слайд13  (смайлики)

Перед вами три смайлика выберите, который по вашему мнение оценит вашу работу на уроке Оцените свою работу.

Я хорошо выполнил свою работу на уроке  – используем зеленый цвет;

Я мог выполнить работу значительно лучше – используем желтый цвет

Я плохо работал на уроке –  используем красный цвет.

Домашнее задание

(чёрный ящик)

- А сейчас давайте узнаем  какое домашнее задание вас ждёт.

Стр. 49 упр. 64

Рабочая тетрадь стр. упр.

Пустой лист

  И посмотрим, что же там нам нужно будет сделать.

- запись домашней работы в дневник

Разбираем домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое глагол?" ФГОС

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" ФГОС...

Технологическая карта урока по русскому языку, 2 класс по теме "Что такое главные члены предложения?"

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию  технологическую карту урока по русскому языку "Что такое главные члены предложения?" во 2 классе. Надеюсь, вы найдете для себя что-то новен...

Открытый урок по русскому языку 4 класс по теме "Обобщение по теме "Местоимение""

Конспект урока русского языка в 4 классе с применением технологии сотрудничества.Урок по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России" к учебнику Канакиной. Урок разработан в соответстви...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Что такое синонимы?"

Открытый урок по русскому языку 2 класс на тему "Что такое синонимы?"...

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс на тему: "Что такое текст".

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс на тему: "Что такое текст"....