Конспект урока русского языка для 3 класса Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка для 3 класса Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ
ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Конспект урока
Тема: Развитие орфографических умений. Обобщение знаний и умений писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму.
Цели:
– создание условий для повторения правила написания безударных падежных окончаний имён существительных, закрепить умения писать слова с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании существительного, графически её обозначать и объяснять написания с опорой на алгоритм.
Этапы урока | Ход урока | Время | Формирование УУД |
Ι. Организацион ный момент | -Здравствуйте, ребята! Сегодня, в рамках конкурса «Учитель года» я проведу у вас урок. Меня зовут Ирина Робертовна. Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Тетрадь, ручка, карандаш наши первые помощники. Запишите: Число. Классная работа. | 1 мин | Личностные УУД: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
ΙI. Актуализация знаний. | Самоопределение к учебной деятельности. Слайд 1. Записано стихотворение Б.Заходера: В лесочк…, над речк..й, Построена дачка. На дачк… живет Небольшая собачка. Собачка довольна И лес…м и дач…й, Но есть огорчения В жизн… собачьей. -Прочтите эти строки, проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока. Вслух прочитает Дима. (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа) - Вы учились на предыдущих уроках писать безударные падежные окончания имен существительных? (да) - Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (выписать имена существительные, вставив пропущенные окончания, определить грамматические признаки имен существительных, тип склонения и его падеж) Обучающиеся выполняют задание. Проверка фронтальная (по цепочке говорят, что вставили в окончания). - Как вы действовали при написании окончания? Презентация. Слайд 2. Алгоритм постепенно появляется на слайде. Имя существительное ↓ Ставлю существительное в начальную форму: ед.ч., И.п. ↓ Определяю тип склонения 1, 2, 3 скл. ↓ Определяю падеж Появляется после ответов учеников ↓ Ставлю слово-помощник в том же падеже - Все ли грамматические признаки имени существительного необходимо вспомнить, чтобы верно написать его окончание? (нет, достаточно вспомнить склонение и падеж). - Достаточно ли этой схемы, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного? (нет). - Что еще необходимо? (знать таблицу: в каком падеже какого склонения пишется то или иное безударное падежное окончание; уметь подбирать слово-помощник с ударным окончанием) - Попробуйте оценить свое умение писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе. (Показывают уровень умения на «шкале успеха», которую рисуют на полях тетради) | 2 мин 2 мин 2 мин 2 мин | Познавательные УУД: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для учебной задачи. Личностные УУД: понимают значение границ собственного знания и «незнания». Регулятивные УУД: оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | - Так какова же цель нашего урока? (совершенствовать умения без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе, действуя по алгоритму.) | Регулятивные УУД: ставят учебную задачу, на основе того, что уже известно и усвоено. | |
IV. Обобщение и систематизация знаний | Работа над решением поставленных задач (Работа по алгоритму. Слайд 2) 1. Упражнение в определении типа склонения по начальной форме. - Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного? (поставить имя существительное в начальную форму: И.п., ед.ч, для того, чтобы определить тип склонения. От типа склонения зависит какая буква будет в окончании) На партах детей карточка со словами: дождиком (2 скл) над облаками (2 скл) при дочери (3 скл) к крылечку (2 скл) за домом (2 скл) в лесу (2 скл) с новостью (3 скл) на линейке (1 скл) дружку (2 скл) до дороги у входа (2 скл) над кроватью(3 скл) По данному заданию проводится работа в парах. По очереди называйте имена существительные и определяйте тип склонения. Слова, вызывающие у вас затруднение, отмечайте. Проверка: дается эталон выполненного задания на слайде 3. - Удалось ли выполнить задание полностью? Что помешало? - Выполнили задание без ошибок? - Какие слова оказались сложновыполнимыми? (коллективное обсуждение). -Оцените своего товарища по «шкале успеха»
- Какой следующий шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного? (определить падеж). Слайд 4. У детей карточки с графиком. -Самостоятельно нарисуйте график падежей:
Дети работают самостоятельно, затем на слайде появляется график для самопроверки. -Проверьте свою работу и оцените ее по шкале самооценки. Что у кого не получилось? Почему? - Ребята, мы уделили внимание всем пунктам в нашем алгоритме? (нет, мы забыли про слова-помощники). -А что же это такое слово-помощник? (имеет в любом падеже ударное окончание, знают слова помощники, перечисляют их). -Вот у меня есть слова: двор, земля, степь, конь, рука. Выберите слова помощники 2 склонения) (1 скл. – земля, рука; 2 скл.- конь, двор; 3 скл.- степь) -Ребята, что мы должны закрепить на нашем уроке? (умение без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе, действуя по алгоритму.) -Повторили мы каждый этап алгоритма? (да) Теперь, когда мы проработали весь алгоритм предлагаю немного отдохнуть. Физминутка | 5 мин +2 мин 2 мин 3 мин | Регулятивные УУД: прогнозируют предстоящую работу (составляют план). Личностные УУД: принимают участие в работе парами, контролируют действия партнера. Регулятивные УУД: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
-Ребята, давайте представим себя журналистами. Кто знает, чем занимается журналист? (Журналист высказывает мнение, делает замечания, что-то корректирует, добывает новости, пишет очерки, ведет репортажи, дает прогнозы, обозревает, редактирует). Работа в парах -Уважаемые журналисты! Я выбрала для вас из газетных текстов предложения со словами на нашу орфограмму, но кто-то нечаянно разрезал газету, и предложения рассыпались на отдельные слова! Я предлагаю рабочим парам восстановить предложения и в словах с пропущенными буквами вставить нужную орфограмму. Надеюсь, что слова-помощники помогут вам не ошибиться в выборе буквы. Рассыпанные предложения находятся в конвертах! а)Потемневшее небо говорит о скорой метел... б)По дорог… стелется легкая поземка в) В неб… вьются хлопья снега. г) Снежинки заметают землю от стуж… д) В пол… не видно ничьих следов. е ) А ветер все кружит в воздух… снег. (дети составляют предложения и называют орфограмму, объясняя свой выбор, т.е. определяя склонение и слово-помощник, напр., стелется по дороге (1 склонение, по луне ) Предложения выставляются на доску. -Давайте еще раз прочитаем наши предложения. Что вы заметили? (получился текст) Как вы определили, что это текст? (предложения связаны и объединены темой) Как бы вы его озаглавили? (…). - Вы знаете, ребята, кто такие корректоры? (…) - Верно, корректоры - работники редакции, которые ищут и исправляют ошибки в статьях, они не должны пропустить ни одной ошибки. Я предлагаю вам попробовать себя в их роли.
Как вы думаете, какая наша задача? (записать текст, исправив ошибки). «На опушки леса снег блестит на солнце. Укутались снежком пушистые ёлочки на поляни. На самой верхней ветки высокой ели сорока трещит, гостей созывает. При ветри и метеле такой красоты не увидишь!»
Взаимопроверка по слайду. Это был маленький тест! Теперь вы можете оценить себя сами:
| |||
V. Итог урока. | Рефлексия. -Ребята! -Какая задача стола перед нами? Удалось ли нам ее решить? (закрепить умение без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе, действуя по алгоритму.) -Вы оценивали себя на протяжении всего урока. Посмотрите, на свои линеечки успеха. Что вы заметили? (осталась одна не заполненная шкала). - Как вы думаете, что сейчас нужно оценить? (справился ли с задачей). -У кого на шкале успеха низкий или средний уровень? Ты испытывал затруднения? Почему? -Поднимите руки те, у кого высокий уровень на шкале успеха? | ||
VI. Домашнее задание. | Выполнение разноуровневых домашних заданий . На слайде 4 появляются 3 текста. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты. Ребята, на основании того, как вы справились с сегодняшней задачей, приготовила вам варианты домашних заданий. 1 уровень – выполняют те, у кого низкий уровень на «шкале успеха» 2 уровень – выполнют те, у кого средний уровень на «шкале успеха» 3 уровень – выполнют те, у кого высокий уровень на «шкале успеха» 1 уровень Определи тип склонения и падеж и докажи правописание данного окончания. По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке. 2 уровень Вставь безударное падежное окончание,укажи падеж. О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек…. 3 уровень Подбери существительные с безударным падежным окончанием, верно его впиши и докажи правописание. Телеграмма для______________. Рассказ о __________________. Сидит на __________________. Сок из _____________________. Гулял в ____________________. |
Потемневшее небо |
говорит о скорой метел.. . |
По дорог.. стелется |
легкая поземка. |
В неб.. вьются |
хлопья снега. |
Снежинки заметают |
землю от стуж.. . |
В пол.. не видно |
ничьих следов. |
А ветер все кружит |
в воздух.. снег. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя существительное Ставлю существительное в начальную форму: ед.ч., И.п. Определяю тип склонения 1, 2, 3 скл. Определяю падеж
«На опушки леса снег блестит на солнце. Укутались снежком пушистые ёлочки на поляни. На самой верхней ветки высокой ели сорока трещит, гостей созывает. При ветри и метеле такой красоты не увидишь!»
«На опушк е леса снег блестит на солнце. Укутались снежком пушистые ёлочки на полян е . На самой верхней ветк е высокой ели сорока трещит, гостей созывает. При ветр е и метел и такой красоты не увидишь!»
Оцените себя сами: нет ошибок — вы в будущем можете стать классными журналистами! 1-2 ошибки — неплохо, надо только еще чуть-чуть поупражняться. 3 и более ошибок — к сожалению, журналистом быть еще рано, поднажмем-ка мы на русский язык!
Домашнее задание: 1 уровень Определи тип склонения и падеж и докажи правописание данного окончания. По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке. 2 уровень Вставь безударное падежное окончание , укажи падеж. О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек…. 3 уровень Подбери существительные с безударным падежным окончанием, верно его впиши и докажи правописание. Телеграмма для____________.Рассказ о __________________. Сидит на __________________.Сок из _____________________. Гулял в ____________________.
Предварительный просмотр:
Шкала успеха | |||
1. | 2. | 3. | 4. |
Шкала успеха | |||
1. | 2. | 3. | 4. |
Шкала успеха | |||
1. | 2. | 3. | 4. |
Шкала успеха | |||
1. | 2. | 3. | 4. |
Карточка 1.
дождиком над облаками
при дочери к крылечку
за домом в лесу
с новостью на линейке
дружку до дороги
у входа над кроватью
Карточка 1.
дождиком над облаками
при дочери к крылечку
за домом в лесу
с новостью на линейке
дружку до дороги
у входа над кроватью
Карточка 1.
дождиком над облаками
при дочери к крылечку
за домом в лесу
с новостью на линейке
дружку до дороги
у входа над кроватью
Карточка 1.
дождиком над облаками
при дочери к крылечку
за домом в лесу
с новостью на линейке
дружку до дороги
у входа над кроватью
Карточка 1.
дождиком над облаками
при дочери к крылечку
за домом в лесу
с новостью на линейке
дружку до дороги
у входа над кроватью
Карточка 2.
«На опушки леса снег блестит на солнце. Укутались снежком пушистые ёлочки на поляни. На самой верхней ветки высокой ели сорока трещит, гостей созывает. При ветри и метеле такой красоты не увидишь!»
Карточка 2.
«На опушки леса снег блестит на солнце. Укутались снежком пушистые ёлочки на поляни. На самой верхней ветки высокой ели сорока трещит, гостей созывает. При ветри и метеле такой красоты не увидишь!»
Карточка 2.
«На опушки леса снег блестит на солнце. Укутались снежком пушистые ёлочки на поляни. На самой верхней ветки высокой ели сорока трещит, гостей созывает. При ветри и метеле такой красоты не увидишь!»
Карточка 2.
«На опушки леса снег блестит на солнце. Укутались снежком пушистые ёлочки на поляни. На самой верхней ветки высокой ели сорока трещит, гостей созывает. При ветри и метеле такой красоты не увидишь!»
Карточка 2.
«На опушки леса снег блестит на солнце. Укутались снежком пушистые ёлочки на поляни. На самой верхней ветки высокой ели сорока трещит, гостей созывает. При ветри и метеле такой красоты не увидишь!»
Карточка 2.
«На опушки леса снег блестит на солнце. Укутались снежком пушистые ёлочки на поляни. На самой верхней ветки высокой ели сорока трещит, гостей созывает. При ветри и метеле такой красоты не увидишь!»
Карточка 2.
«На опушки леса снег блестит на солнце. Укутались снежком пушистые ёлочки на поляни. На самой верхней ветки высокой ели сорока трещит, гостей созывает. При ветри и метеле такой красоты не увидишь!»
Домашнее задание
1 уровень
Определи тип склонения и падеж и докажи правописание данного окончания.
По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.
2 уровень
Вставь безударное падежное окончание,укажи падеж.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….
3 уровень Подбери существительные с безударным падежным окончанием, верно его впиши и докажи правописание.
Телеграмма для______________. Рассказ о __________________.
Сидит на __________________. Сок из _____________________.
Гулял в ____________________.
Домашнее задание
1 уровень
Определи тип склонения и падеж и докажи правописание данного окончания.
По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.
2 уровень
Вставь безударное падежное окончание,укажи падеж.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….
3 уровень Подбери существительные с безударным падежным окончанием, верно его впиши и докажи правописание.
Телеграмма для______________. Рассказ о __________________.
Сидит на __________________. Сок из _____________________.
Гулял в ____________________
Домашнее задание
1 уровень
Определи тип склонения и падеж и докажи правописание данного окончания.
По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.
2 уровень
Вставь безударное падежное окончание,укажи падеж.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….
3 уровень Подбери существительные с безударным падежным окончанием, верно его впиши и докажи правописание.
Телеграмма для______________. Рассказ о __________________.
Сидит на __________________. Сок из _____________________.
Гулял в ____________________.
| |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Урок открытия новых знаний. Через проблемную ситуацию, исследуя языковой материал, ученики делают вывод о способе проверке безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....

Урок русского языка: Тема "Закрепление. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"
ЧУсш. в честь прп. С. РадонежскогоУчитель начальных классов Матерова Ю.В. Дисциплина: Русский язык...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ
Данная презентация была составлена к уроку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ...

Урок русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе»
Цель: формирование умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,...

Конспект урока русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
Автор работы: Сагилян Анаид ВасильевнаПредмет: русский языкКласс: 4Автор учебника: Т.Г. РамзаеваТема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»Тип урока: урок – игр...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"
Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"...

конспект урока русского языка 4 кл.: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»
-Наш девиз: «Умение учиться- мое личное достижение». (Вместе, дружно, помогать, слушать друг друга, не ссориться, уметь договарива...
