Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний.
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Учитель: Амбросова Наталья Владимировна
Урок русского языка в 3 классе (Перспективная начальная школа)
Тема урока: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний.
Цель урока: Совершенствование знаний, умений навыков, полученных при изучении темы «Склонение имен существительных».
Задачи урока:
Формировать умения :
– различать несклоняемые существительные от склоняемых по II типу склонения
существительных среднего рода;
– определять склонение и падеж существительного;
– правописания падежных окончаний существительных среднего рода на основе знания, что ударные и безударные падежные окончания существительных одного склонения пишутся одинаково.
Личностные УУД: любознательность, интерес к приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей.
Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль/самопроверку и самооценку.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: формирование умения применять алгоритм, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Образовательные ресурсы: Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./ М.Л. Каленчук.-М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч 1, 2, - стр. 137-142; учебная презентация.
Ключевые слова: склонение, падеж, мужской род, средний род, окончание, несклоняемые существительные.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Ход урока
1. Орг.момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.
Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )
Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.
Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.
2. Актуализация знаний.
- Словарная работа.
- Отгадайте слова:
(магазин)
- Что такое магазин?
В толковом словаре магазин означает:
- Торговое предприятие, продающее товары в розницу, а также помещение, приспособленное для такой продажи.
- Устар. Склад, помещение для хранения каких-либо запасов.
- Спец. Приспособление (трубка, коробка и т.п.), служащее вместилищем для чего-либо однородного в приборах, аппаратах, оружии.
- Тех. Вспомогательный прибор для электротехнических измерений.
- Пчел. Запасное помещение в пчелином улье.
- Что вы можете сказать про это слово? (многозначное, употребляется в прямом значении)
- Какие орфограммы в этом слове? (безударные гласные А, ударная гласная И)
- Запишите это слово, подчеркните безударные гласные, поставьте ударение.
- Отгадайте загадку.
Все мы знаем, у него
Двадцать восемь дней всего!
Високосный год идёт -
Лишний день ему несет! (февраль)
- Февраль – это второй месяц календарного года.
- Какие орфограммы в этом слове? (безударная гласная Е, мягкий знак-показатель мягкости согласного на конце слова)
- Запишите слово, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.
- Составьте предложение с этими новыми словарными словами. (В феврале открылся новый магазин.)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- К какому склонению относятся эти существительные? Докажите. (2 склонение, м.р. с нулевым окончанием)
- Знание какого алгоритма помогло вам определить склонение? Расскажите, как вы пошагово определяли склонение.
Алгоритм:
- Поставить существительное в начальную форму.
- Определить род.
- Выделить окончание.
- По роду и окончанию определить тип склонения.
- Какие еще существительные относятся ко 2 склонению? (ср.р. с окончаниями –о, -е).
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
4. Первичное закрепление
- Просклоняйте эти слова, поставьте ударение, выделите окончания.
И.п. что? магазин февраль
Р.п. чего? магазина февраля
Д.п. чему? магазину февралю
В.п. что? магазин февраль
Т.п. чем? магазином февралем
П.п. о чем? о магазине о феврале
- Что вы заметили? ( у форм слова февраль ударное окончание)
ВЫВОД: Написание окончаний 2 склонения, м.р. с нулевым окончанием можно проверить с помощью слова февраль, у которого падежные окончания всегда под ударением.
Учебник ч.1, стр.137, упр.136.
- Прочитайте стихотворение.
КИНО
Петушков смотрел в окно.
Мимо ехало кино:
Фильм снимали и засняли,
Как Иван смотрел в окно.
Раз сидит Иван в кино,
Смотрит фильм.
И вдруг – окно…
А в окне знакомый кто-то
На него глядит в кино.
Целый месяц шло кино.
И Иван ходил в кино.
Скоро знал уже весь город,
Кто в кино смотрел в окно.
- О ком это стихотворение? Что с ним произошло?
- Как вы думаете, почему во второй части стихотворения после слова ОКНО стоит многоточие? (мысль прервалась из-за волнения)
- Спишите текст.
- Что вы можете сказать про выделенные слова? (ср.р., 2склонения)
- Изменяется ли слово, выделенное цветом? А слово, выделенное жирным шрифтом? Какое является несклоняемым?
- Узнай по словарю, сколько значений есть у слова кино. Покажи соответствующей цифрой, какие значения у слова кино в предложениях.
Кино – нескл., ср. 1. Один из видов искусства. 2. То же, что фильм (разг.). 3. То же, что кинотеатр (разг.).
- Сделай звукобуквенный разбор слова ВДРУГ.
- Учебник стр.138, упр.137.
- Выбери из словаря «Пиши правильно» и выпиши подряд в строчку все существительные ср.р.
- Проверь по образцу. (болото, животное, метро, пирожное, расстояние, растение, чувство, шоссе)
- Подчеркни одной чертой те из них, которые не склоняются. (метро, шоссе)
- Подчеркни волнистой линией те, которые изменяются, как прилагательные. (животное, пирожное).
- Остальные слова просклоняй вместе со словом ОКНО, чтобы не ошибиться в падежных окончаниях. Почему мы используем это слово для проверки окончаний? (у него ударные падежные окончания). Как с помощью этого слова мы выполняем проверку? (какое окончание в проверочном слове, такое же окончание и в проверяемом).
ВЫВОД: ударные и безударные падежные окончания существительных одного склонения пишутся одинаково.
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
- Учебник стр.139, упр.138
- Открой Обратный словарь на букву –О. найди и выпиши все слова, не имеющие окончания. Значения слов, которые тебе не известны, уточни в Толковом словаре. (какао, жабо, сабо, эскимо, кино, пианино, пальто)
- К какому склонению относятся все остальные слова? (2 скл.). Есть ли среди них одушевленные существительные? (нет).
- Найди слова, у которых при склонении окончания будут ударными. Выпиши пять из них. Просклоняй в ед.ч. два слова: одно – с ударным , другое – с безударным окончаниями. Окончания выдели.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Учебник стр.142, упр.140.
- Запиши текст, вставляя нужные буквы. Определи падеж всех выделенных слов.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Какие умения мы совершенствовали на уроке?
-С какими трудностями встретились? Знание каких правил помогли вам преодолеть эти трудности?
-А теперь оцените свою деятельность на уроке.
Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различение склонений имен существительных. Правописание падежных окончаний"
Урок по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок русского языка в 3 классе по теме «Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний»
УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе " Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний".
Совершенствование знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы " Склонение имен существительных". Конспект урока с презентацией....

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...
Конспект урока "СКЛОНЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ" Школа России 4 класс
Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе; совершенствовать умение склонять...

Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний"
Методическая разработка урока русского языка в виде технологической карты с мультимедийной презентацией. Урок разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии ФГОС НОО.Тип урока...

Урок русского языка.Тема урока. Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Цели урока. Создать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода ; ...

