Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний.
план-конспект урока по русскому языку

Амбросова (Яшкина) Наталья Владимировна

УМК ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1.docx64.74 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Амбросова Наталья Владимировна

Урок русского языка в 3 классе (Перспективная начальная школа)

Тема урока: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний.

Цель урока: Совершенствование знаний, умений навыков, полученных при изучении темы «Склонение имен существительных».

Задачи урока:

Формировать  умения :

–  различать несклоняемые существительные от склоняемых по  II  типу  склонения

существительных среднего рода;

– определять  склонение и падеж существительного;

– правописания падежных окончаний существительных среднего рода на основе знания, что ударные и безударные падежные окончания существительных одного склонения пишутся одинаково.

Личностные УУД: любознательность, интерес к приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль/самопроверку и самооценку.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: формирование  умения применять алгоритм, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Образовательные ресурсы: Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./ М.Л. Каленчук.-М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч 1, 2, - стр. 137-142; учебная презентация.

Ключевые слова: склонение, падеж,  мужской род, средний род, окончание, несклоняемые существительные.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Ход урока

1. Орг.момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.

 Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )

 Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

  Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

2.  Актуализация знаний.

  1. Словарная работа.

- Отгадайте слова:

Без имени.png     (магазин)

- Что такое магазин?

В толковом словаре магазин означает:

  1. Торговое предприятие, продающее товары в розницу, а также помещение, приспособленное для такой продажи.
  2. Устар. Склад, помещение для хранения каких-либо запасов.
  3. Спец. Приспособление (трубка, коробка и т.п.), служащее вместилищем для чего-либо однородного в приборах, аппаратах, оружии.
  4. Тех. Вспомогательный прибор для электротехнических измерений.
  5. Пчел. Запасное помещение в пчелином улье.

- Что вы можете сказать про это слово? (многозначное, употребляется в прямом значении)

- Какие орфограммы в этом слове? (безударные гласные А, ударная гласная И)

- Запишите это слово, подчеркните безударные гласные, поставьте ударение.

- Отгадайте загадку.

Все мы знаем, у него
Двадцать восемь дней всего!
Високосный год идёт - 
Лишний день ему несет!       (февраль)

- Февраль – это второй месяц календарного года.

- Какие орфограммы в этом слове? (безударная гласная Е, мягкий знак-показатель мягкости согласного на конце слова)

- Запишите слово, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.

- Составьте предложение с этими новыми словарными словами. (В феврале открылся новый магазин.)

 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- К какому склонению относятся эти существительные? Докажите. (2 склонение, м.р. с нулевым окончанием)

- Знание какого алгоритма помогло вам определить склонение?  Расскажите, как вы пошагово определяли склонение.

Алгоритм:

  1. Поставить существительное в начальную форму.
  2. Определить род.
  3. Выделить окончание.
  4. По роду и окончанию определить тип склонения.

- Какие еще существительные относятся ко 2 склонению? (ср.р. с окончаниями –о, -е).

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

4. Первичное закрепление

- Просклоняйте эти слова, поставьте ударение, выделите окончания.

И.п. что? магазин        февраль

Р.п. чего? магазина      февраля

Д.п. чему?  магазину     февралю

В.п. что?  магазин        февраль

Т.п. чем? магазином      февралем

П.п.  о чем? о магазине     о феврале

- Что вы заметили? ( у форм слова февраль ударное окончание)

ВЫВОД: Написание окончаний 2 склонения, м.р. с нулевым окончанием можно проверить с помощью слова  февраль,  у которого падежные окончания всегда под ударением.

Учебник ч.1, стр.137, упр.136.

- Прочитайте стихотворение.

            КИНО

Петушков смотрел  в окно.

Мимо ехало кино:

Фильм снимали и засняли,

Как Иван смотрел в окно.

Раз сидит Иван в кино,

Смотрит фильм.

И вдруг – окно

А в окне знакомый кто-то

На него глядит в кино.

Целый месяц шло кино.

И Иван ходил в кино.

Скоро знал уже весь город,

Кто в кино смотрел в окно.

- О ком это стихотворение? Что с ним произошло?

- Как вы думаете, почему во второй части стихотворения после слова ОКНО стоит многоточие? (мысль прервалась из-за волнения)

- Спишите текст.

- Что вы можете сказать про выделенные слова? (ср.р., 2склонения)

- Изменяется ли слово, выделенное цветом? А слово, выделенное жирным шрифтом? Какое является несклоняемым?

- Узнай по словарю, сколько значений есть у слова кино. Покажи соответствующей цифрой, какие значения у слова кино в предложениях.

Кино – нескл., ср. 1. Один из видов искусства. 2. То же, что фильм (разг.). 3. То же, что кинотеатр (разг.).

- Сделай звукобуквенный разбор слова ВДРУГ.

- Учебник стр.138, упр.137.

- Выбери из словаря «Пиши правильно» и выпиши подряд в строчку все существительные ср.р.

- Проверь по образцу. (болото, животное, метро, пирожное, расстояние, растение, чувство, шоссе)

- Подчеркни одной чертой те из них, которые не склоняются. (метро, шоссе)

- Подчеркни волнистой линией те, которые изменяются, как прилагательные. (животное, пирожное).

- Остальные слова просклоняй вместе со словом ОКНО, чтобы не ошибиться в падежных окончаниях. Почему мы используем это слово для проверки окончаний? (у него ударные падежные окончания). Как с помощью этого слова мы выполняем проверку? (какое окончание в проверочном слове, такое же окончание и в проверяемом).

ВЫВОД: ударные и безударные падежные окончания существительных одного склонения пишутся одинаково.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

- Учебник стр.139, упр.138

- Открой Обратный словарь на букву –О. найди и выпиши все слова, не имеющие окончания. Значения слов, которые тебе не известны, уточни в Толковом словаре. (какао, жабо, сабо, эскимо, кино, пианино, пальто)

- К какому склонению относятся все остальные слова? (2 скл.).  Есть ли среди них одушевленные существительные? (нет).

- Найди слова, у которых при склонении окончания будут ударными. Выпиши пять из них. Просклоняй в ед.ч. два слова: одно – с ударным , другое – с безударным окончаниями. Окончания выдели.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учебник стр.142, упр.140.

- Запиши текст, вставляя нужные буквы. Определи падеж всех выделенных слов.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Какие умения мы совершенствовали на уроке?

-С какими трудностями встретились? Знание каких правил помогли вам преодолеть эти трудности?

-А теперь оцените свою деятельность на уроке.

Выскажитесь  одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе " Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний".

Совершенствование знаний, умений, навыков, полученных при изучении темы " Склонение имен существительных". Конспект урока с презентацией....

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...

Конспект урока "СКЛОНЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ" Школа России 4 класс

Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе; совершенствовать умение склонять...

Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний"

Методическая разработка урока русского языка в виде технологической карты с мультимедийной презентацией. Урок разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии ФГОС НОО.Тип урока...

Урок русского языка.Тема урока. Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Цели урока.  Создать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода ; ...