Урок русского языка в 4 класе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мишина Мария Сергеевна

Считаем важным при организации и проведении уроков по русскому языку организовать такое учебное пространство, которое способствовало бы не только усвоению программного материала, но и развивало художественный вкус. Именно с этой целью при планировании уроколв по теме "лексика" нами максимально сипользуются художественные произведения,  организуется многоуровневй диалог: учитель-ученик, ученик- учебный материал, ученик -художественный образ.  Это, безусловно, способствует эффективному взаимодействию между педагогами и учащимися, направленному на получение знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_siren.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК

русского языка в 4 классе

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ

Цель урока:

образовательная

- научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»;

развивающая

- развивать ассоциативное мышление обучающихся за счёт расширения словарного запаса;

воспитательная

- привлечь внимание детей к красоте слова, вызвать стремление к выразительности собственной речи.

Образовательное пространство:

Художественный фон урока:

- картина Г. Стафинского «Сирень»

- музыка С. Рахманинова «Сиреневая ветка»

Дидактический материал:

ЦОРы «Лексические группы слов»

  1. Эмоциональное погружение в урок

Учитель:

Добрый день. Прошу садиться тех, кто получил не только знания, но ещё и удовольствие от выполненной домашней работы. Прошу садиться тех, кто пришёл на урок, горя желанием постигать тайны родного языка. (Если некоторые дети остаются стоять, то учитель произносит следующие слова: «Сегодня на уроке у вас будет возможность приобщиться к общему настрою класса, а я вам с ребятами в этом буду помогать»).

(учитель встаёт у картины Г.Стафинского «Сирень»[1])

Георгий Стафинский – один из тех художников, кого не влекли экзотические пейзажи, не завораживали неприступные вершины гор, не очаровывали морские стихии. Живя в Рыбинске, он находил красоту в родной природе, видел удивительное рядом. Согласитесь, что для этого нужно обладать… Я думаю, вы сами откроете для себя этого художника. Достаточно вглядеться в его картину «Сирень», чтобы «заговорить» с мастером. Вашему настроению будет помогать музыка Сергея Рахманинова, который так же, как и художник Стафинский, обратил свой взор к сирени.

(звучит музыка С. Рахманинова «Сирень»)

  1. Творческая ситуация

Учитель:

Поделитесь своими впечатлениями друг с другом. А музыка будет помогать вам выразить свои чувства, быть убедительными в диалоге.

(работа детей в парах, не более 2 мин., так как важно не погасить чувственное восприятие темы, эмоциональный настрой всего урока)

Учитель:

Кто сказал, что в капле можно увидеть целый океан. В творчестве это точно возможно, возможно выразить себя в коротком тексте. В малом - сказать о многом. Интересно? Встаём на тропу творчества и создаём короткий текст, мини-сочинение, отражающее ваше впечатление от увиденной картины. Вы будете ограничены временем, поэтому я советую выбрать одно из направлений творчества, ответив на один из вопросов: что я слышу? что я вижу? что я представляю?

(музыка используется фоном, сопровождая творческую работу детей)

III. Рефлексия с грамматическим заданием

(прослушав сочинение, дети оценивают творчество автора и определяют, какие слова использовал автор с точки зрения их лексической окраски: книжные, нейтральные, разговорные)[2]

IY. Изучение новой темы «Тематические группы слов»

1. Презентация «Тематические группы слов»

Задание детям: во время презентации постарайтесь найти объединяющий признак, свойство, предмет, выразив увиденное на слайде – ОДНИМ СЛОВОМ

2. Постановка учебной задачи: научиться различать родовые и видовые понятия слов

3. Работа с учебником - параграф 12.

- просмотровое чтение теоретического материала;

(Дети, используя приём просмотрового чтения, выделяют слова-термины, перечитывают определение – «родовые понятия», «видовые понятия», «тематические группы»)

- выход из учебной ситуации;

Учитель:

Дети, представьте себе, что в наш класс пришёл новый ученик, он не изучал этой темы. Объясните учебный материал по этой теме так, чтобы он быстро и ясно её усвоил.

- первичное закрепление темы

Учитель:

Продолжим работу по вариантам, используя элемент соревнования «кто больше?». Обучающиеся первого варианта продолжат перечень слов, входящих в тематическую группу «птицы», а второго варианта – «посуда».

Y. В творческой мастерской

Учитель:

Мне русская речь, как музыка:

В ней слово звучит, поёт.

В нём дышит душою русскою

Создатель её, народ.

И я в эту речь ныряю, как в речку,

И там, со дна, сокровища добываю,

В которых поёт весна.

Речь и музыка… Что общего может быть у этих понятий?

Правильно, красивая речь, что музыка. Она завораживает собеседника и создаёт удивительно красивый портрет того, кто так говорит.

Каждый урок русского языка – это шаг к музыке-речи. Я вам предоставляю такую возможность уже сегодня: «напишите» свой натюрморт, изобразив на нём свои любимые цветы, или фрукты, или выбрав что-то иное. Но писать вы будете не красками на холсте, а ручками в тетради. Какие цвета у вас будут преобладать на картине? Какое настроение вы зададите своему натюрморту? Какую тематическую группу слов при этом будете использовать? На все эти вопросы ответом будет ваше сочинение.

- сочинение-натюрморт[3]

- рефлексия

Класс прослушивает 1-2 работы, давая комментарий, основанный на вопросах-заданиях учителя:

- какие цвета преобладают на картине?

- какое настроение создаёт натюрморт?

- какая тематическая группа слов при этом была использована?

YI. Подведение итогов работы

- домашнее задание (упр. )

- комментирование и оценка деятельности детей

Элементы «лингвистической» зарядки по теме «Лексикология»

- «Угадай словечко».

Один из детей выходит в коридор, дети в классе придумывают слово и «ведут» водящего к его определению, давая краткое пояснение. Чем быстрей будет угадано слово, тем выше рейтинг водящего.

Например: загадано слово «искусство»,

«Лесенка» толкований:

- это родовое понятие слова;

- это открывает человеку мир красоты;

- это создают художники, музыканты, поэты;

- это слово ключевое на уроках мировой художественной культуры.

- «Летит мяч»

Игру начинает учитель, он называет слово, дети определяют – родовое понятие или видовое оно обозначает. Учитель отправляет мяч в класс, и дети называют слова этого ряда, перекидывая мяч друг другу. Учитель следит за тем, чтобы в игру были вовлечены все обучающиеся.


[2] В этой части урока повторяется учебный материал темы «Лексикология»

[3] Учитель предлагает (тем, кто забыл, что такое «натюрморт») использовать этимологический словарик и повторить происхождение и значение слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 класе "Изменение глаголов по именам"

Цели: -Познакомить с изменением по временам глаголов,      отвечающих в неопределенной форме на вопросы что делать?, что сделать?...

Урок русского языка в 3 класе "Правописание безударных гласных в корне"

Открытый урок в 3 классе по русскому языку на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова».УМК "Школа России" Тип урока: урок закрепления изученного материала.Приемы: фронтальный оп...

КТП к рабочей программе по Русскому языку 3 клас УМК "Школа России"

КТП к рабочей программе по Русскому языку 3 класс...

Конспект Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "

конспкт Русский язык 2 клас ПНШ Тема: «Роль имен прилагательных в речи "...

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...

Памятки для использования на уроках русского языка для учеников 1 класа по программе "Школа России"

Памятки можно распечатать для каждого ученика. Можно по 2 страницы на листе....